Урок русского языка на тему Проблемный и стилистический анализ текста
"Проблемный и стилистический анализ текста"
Цель урока: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.
Задачи урока:
Обучающие: актуализация прежних знаний о тексте, композиционных особенностях типов речи; формирование умения выполнять стилистический анализ текста, писать рецензию.
Развивающие: развитие исследовательских и креативных навыков, способности к самоанализу.
Воспитательные: развитие у учащихся чувства милосердия, душевных и духовных качеств, необходимых человеку в обществе; создание условий для повышения интереса учащихся к русскому языку, для развития навыков общения и совместной деятельности; воспитание любви к окружающему миру, природе.
Знать: Уметь:
композиционные особенности типов речи, стилевые особенности текста, языковые средства, тропы и фигуры речи. выполнять стилистический анализ текста, делать отбор языковых средств.
Словарная работа:
Рецензия – разбор и оценка произведения (один из жанров сочинения-рассуждения).
Задачи:
Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении;
Рассказать о своих впечатлениях, но на основе элементарных познаний в теории языка и литературы.
Милосердие – готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Работа с текстом.
(1) Выросла рябинка при дороге.(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. (4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костёр на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягодка дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.(8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала.(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.(12) И она была по-своему права.(13) Ехал на машине усатый дядька.(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.(19) – Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.(20) Что ж, он был по-своему прав.(21) Под вечер шли туристы. (22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…(26) Шёл в сумерках влюблённый.(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) бездушные люди, не умеют беречь красоту!(29) На рябинке горелее одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.(31) – Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.(33) На другой день приехал хозяйственник.(34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.(38) И он по-своему был прав. (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
– Обратимся к советам, как готовиться к выполнению задания С (т.е. к сочинению) в рамках ЕГЭ.
Ещё раз прочитайте текст.
Вдумайтесь в его тему (о чём идёт речь?) и проблему (что об этом говорит автор?) В этом нам помогут задания А25, 26, 28.
III. Выполнение заданий к тексту.
Задание 1. Какова центральная проблема, поставленная автором в данном тексте?
Человек и природа.
Ответственность каждого за свои поступки.
Умение ценить красоту.
Состояние окружающей среды.
Задание 2. Определите стиль и тип речи данного текста.
Художественный стиль; повествование.
Разговорный стиль; повествование.
Художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения.
Разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием.
– Давайте определим жанр данного текста. (Это рассказ. Причём поучительный – притча, значит, это художественный стиль.)– Есть ли в тексте элементы разговорного стиля? (Да. При дороге, возьму-ка, дядька, для жинки, Зинка и др.)– Определите тип речи. (Повествование. Повествовать – рассказывать о том, что происходило и в какой последовательности.)– Описание встречается в тексте? (Да. Описание рябинки.) Находим описание в тексте, зачитываем.
– А рассуждение? (Да. В каждом диалоге, предложения № 10, 19, 22, 27, 31.)– Назовите цель и особенности художественного стиля.
Цель: Особенности:
воздействие на читателя с помощью созданных образов. образность, выразительность, эмоциональность.
– Образность, эмоциональность и выразительность достигаются при помощи тропов. (Учащиеся находят тропы, обращаясь к заданию 3.)
Задание 3. Какие средства выразительности не используются в тексте? (см. Приложение)
Оценочная лексика, экспрессивные разговорные слова и выражения.
Обратный (сказовый) порядок слов.
Эпитет, сравнение, олицетворение.
Гипербола.
IV. Проблемный анализ текста.
Построение концепта «Рябина» (ассоциации учащихся к слову «рябина»).
Образ рябинки в тексте.
Почему «рябинки тоже нет»?(Потому что в этой истории все правы, каждый по-своему, виноватых нет).
V. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту с оценкой языкового оформления и выражением своего отношения к проблеме, поставленной автором.
Совет учителя: В сочинении-рассуждении публицистического стиля полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи; обращения, повторы, пословицы и поговорки.
Вариант сочинения-рассуждения.
Услышала притчу о рябинке.Какая знакомая картина...Кажется это о нас, не научившихся восхищаться красотой, не научившихся ценить и беречь её, а поступать по законам своей правды.Посмотрите! Перед нами живое существо: «гроздья смеялись навстречу солнцу», «ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья». Мастерски с помощью олицетворения и эпитетов, сравнения и метафор создан образ рябинки: она «угловатая и милая, долговязая, как подросток» (это сравнение мне понравилось особенно).А нам надо сорвать веточку. Для чего? Для сиюминутной радости?Ведь казалось, что начинается чудесная сказка: «Выросла рябинка при дороге…». Но недолго та сказка длилась.К сожалению, проходившие люди были равнодушны к сотворенному природой чуду: «Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится».Обидно за рябинку, обидно за вырубленную рощу, за уничтоженный пожаром от сигареты лес.К чему придёт человечество, если мы не научимся беречь природу?