Игра – путешествие по рассказу Н.И.Сладкова
путешествие по рассказ Н.И.Сладкова « Раскрываем природные тайны»
Цель: развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память, умение формулировать свои эмоционально – оценочные суждения. Бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет и книги Н.И.Сладкова, кубик, шесть конвертов – маршрутов с заданиями, четыре конверта с рисунками, ребусы.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, научиться читать по следам? Поможет нам в путешествии писатель – натуралист Николай Иванович Сладков, который во всех своих книгах рассказывает о неведомом и неведомом в природе.
Еще до Великой Отечественной войны, занимаясь в кружке юннатов при Ленинградском зоологическом институте, он познакомился с Виталием Бианки и увлекся натурализмом. В годы войны Сладков стал военным топографом и в армии прослужил до 1958 года. По долгу службы ему приходилось много разъезжать по Кавказу и Закавказью. Впечатления той поры нашли отражение в первых произведениях писателя: «Серебряный хвост», «Безымянной тропой», «Джейранчик».
Сладков – автор более двадцати книг для детей. Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все произведения Сладкова проходят три основных мотива – мотив любви к природе, ее познания и защиты: «В лес пойдешь – кого – нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает». Произведения Н.И. Сладкова – книги встреч, открытий, знакомств, книги-опыты.
В нашем путешествии участвует несколько команд, их успехи оценит жюри в составе
Представление жюри
Представление команд:
1 команда – «Лисята», девиз «Мы веселые ребята! Называемся лисята! Любим петь и танцевать, книжки разные читать. Мы Сладкова прочитали, много разного узнали».
2 команда – «Лесные следопыты», девиз «Следить всегда, следить везде, следить в лесу и на воде».
3 команда – «Листопад», девиз - «Листья падают, скребутся, и лопочут, и шуршат. Золотым дождем осенним начинался листопад».
Тур 1. Вспоминаем названия.
Ведущий. С произведениями Н.И.Сладкова вы встречались на уроках природоведения и чтения. Вспомните полное название рассказов. За правильный ответ 1 балл.
«За птичьими (голосами)»
« Страшный (невидимка)»
«Медвежья (горка)»
«Почему год (круглый)»
«Ивовый (пир)»
«Синичий (запас)»
«Скатерть (самобранка)»
«Поющий (бархан)»
«Ондатровая (вентиляция)»
«Подводная (газета) »
Тур 2. Выбираем маршрут – отправляемся в путешествие.
На столе шесть конвертов с заданиями. Капитаны команды с помощью кубика выбирает одно из них. Команда готовится в течение 5 – 10 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.
Конверт - маршрут №1. Птицы.
Назовите птицу, которая самая быстрая, самая тяжелая, ростом выше людей, а летать не может. (Страус)
Как называют розовых цапель? (Фламинго)
Назовите самую маленькую птичку, величиной с жука. (Колибри)
О какой птице говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?»
(Павлин).
Как синица делает запасы на зиму? (Жуков, пауков, мух, зерна прячет в трещинах коры деревьев).
Какие загадки о птицах вы знаете? (Привести 1 – 2 примера)
Конверт – маршрут №2.Лес.
Когда шумит дождь? (Осенью).
Назовите самое любимое, родное для каждого русского человека дерево? (Береза).
Любимые места этого дерева – берега рек,озер, прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя свои плакучие ветки. Назовите его? (Ива).
Плоды этого дерева по жирности равны сливочному маслу, а из древесины делают «рубашки» для карандашей. Что это за дерево? (Кедр).
У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (Лиственница).
Знаете ли вы загадки о деревьях? (Привести 1 – 2 примера).
Конверт – маршрут №3. Животные леса.
Кто пляшет над мышиными норками? (Лиса)
Какую дорожку Н.И.Сладков называет «скатертью – самобранкой»? (Дорожку из муравьев).
Назовите животного, у которого» мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами». (Медведь).
Многие животные любят кору деревьев, грибы, шишки, корешки. Поэтому их зовут грызунами. Назовите одного грызуна. (Заяц, белка, мышь.)
Животные, такие, как рысь, волк, лиса, охотятся на себя подобных. Как их называют? (Хищники).
Знаете ли вы загадки о диких животных? (Привести 1 – 2 примера).
Конверт – маршрут №4. Водоем (река, озеро, пруд).
Каких водоплавающих животных вы знаете? (Привести 1-2 примера).
(Бобр,ондатр, выдра.)
2.Что такое «зимняя засуха»? Чем она опасна? (Промерзание водоема до дна, при этом погибают все жители водоема.)
3. Почему рыбы не задыхаются зимой в водоеме, в котором живут ондатры? (Лед как решето, везде из-подо льда ондатровые хатки торчат).
4. Чья следы можно увидеть у кромки воды весной? (утки, ондатры, вороны, лисы).
5.назовите дерево, из которого бобры и хатки строят, и еду готовят. (Осина).
6. Знаете ли вы загадки о водоемах и их жителях? ( Привести 1-2 примера).
Конверт – маршрут №5. Рыбы.
1.Какую речную рыбу называли санитаром? (Щука).
2. Есть ли под водой ежи? (Ерш).
3.Какую рыбу называют подводной ласточкой? (Плотва).
4. Загар у рыб особый, не такой, как у людей. Что происходит с рыбой на солнце? ( Рыба светлеет).
5. Рыбу поймали, а она вся в лохмотьях, которые твердеют, шелушатся и отпадают. Что это за рыба? (Линь).
6.какие загадки о рыбах вы знаете? (Привести 1 – 2 примера).
Конверт – маршрут №6. Пустыня.
1.В пустыне кругом песок, сугробы песка Как их называют? (Барханы, дюны).
2. Как называются болота, засыпанные белой солью? (Солончаки).
3. В чем основное отличие растений леса? (Корень уходит вглубь на 20 – 30 м.)
4. Среди песков иногда встречаются колодцы с водой, окруженные растительностью. Как называется такое место? (Оазис).
5. В пустыне перед вами может неожиданно появиться изображение чего – либо. Как называется такое явление? (Мираж).
6. Знаете ли вы загадки о явлениях, растениях или животных пустыни? (Привести 1 – 2 примера).
Зрительский конкурс. Подскажи словечко.
Ведущий. Ребята, пока команды готовят ответы, предлагаю отгадать загадки. За правильный ответ вы получите маленький приз.
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).
Как ни петляет, где ни бродит-
Все к морю синему приходит.
Пускай дорога далека, но не заблудится(река).
Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит ( черепаха).
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её(сорока).
За рекой они росли.
Их на праздник привезли.
На ветках иголки.
Что же это?...(Ёлки).
Не ласка, не куница,
Не выдра и не горностай.
А кто же это? Угадай!
В соседстве с нами он живет-
Пушистый маленький (енот).
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злака!
Конечно, это (щука).
Он решил, что он жираф.
И ходит голову задрав,
Говорят из разных блюд
Лишь колючки ест (верблюд).
Он прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад- вперед по пашне вскачь.
А зовется птица (грач).
Как это скучно - сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная (ива).
Он ходит в рыжей шубке.
Как пилки, остры зубки,
Прожорливый зверек,
Гроза мышей -(хорек).
Она весну встречает-
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь(березку).
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые, и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри берегись:
Идет на охоту коварная(рысь).
Насекомых он гроза,
Смотрят в сторону глаза,
С липким длинным языком,
Очень мало нам знаком.
Кожи цвет меняет он,
То ползет (хамелеон).
Чей-то дом - один окошки-
Примостился в уголке.
Не летайте в гости, мошки,
Помните о (пауке).
Ответы команд, жюри оценивает ответы.
Тур 3. Знаешь их – назови!
Ведущий. Капитан каждой команды сейчас выберет один из конвертов. Конверты не подписаны, внутри листок с изображением птиц, или рыб, или деревьев, или животных пустыни. Вам нужно назвать не менее пяти животных или деревьев. На подготовку ответов 5 – 10 минут. За каждый правильный ответ- 1 балл.
Зрительский конкурс. Ребусы.
Ведущий. Ребята, пока команды готовят ответы, предлагаю вам отгадать ребусы. За правильный ответ вы получите маленький приз.
Ответы команд, жюри оценивает ответы.
Тур 4. Я – артист!
Ведущий. Представители команды получает карточку с заданием: средствами пантомимами ( двигаясь, но не разговаривая) изобразить животное.
(Например, заяц, медведь, лиса, мышь и т.д.) На подготовку 2 – 3 минуты. Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов.
Зрительский конкурс. Мы – читатели!
Ведущий. Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Он сегодня выглядит необычно. Почему? (книги стоят обратной стороной). Для того чтобы книги заняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали рассказы и повести о природе и животных.
По ответам детей переворачиваются книги - В.Бианки, В.Дуров, Б. Житков, К.Паустовский, М.Пришвин, Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Скребицкий, В Чаплина, Е.Чарушин, Э.Шим и др.
Жюри оценивают ответы команд.
Зрительский конкурс. Мы поем!
Ведущий. Ребята, предлагаю вам вспомнить песни о природе. Вам нужно спеть один куплет. За правильный ответ вы получите маленький приз – книжную закладку.
Жюри оценивает ответы, подводит итоги. Награждение победителей и участников конкурсов, активных зрителей.
Вот и закончилось наше путешествие в знакомый мир природы. Я надеюсь что вы сегодня многое вспомнили и узнали что то новое. Читайте книги и путешествуйте!
Игра – путешествие по рассказ Н.И.Сладкова « Раскрываем природные тайны».
Цель: развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память, умение формулировать свои эмоционально – оценочные суждения, развивать сообразительность, память, логическое мышление, умение и навыки. Бережное отношение к природе и окружающей среде.
В ходе проведения игры вспомнили произведения Н.И.Сладкова, В.Бианки, Б.Житкова, К.Паустовского, Е.Чарушина и других детских писателей о природе, разновидности птиц, животных леса, о рыбах, насекомых, растительности пустыни. Вспомнили песни о природе.
15