Урок «Суффиксы и их значение для образования новых слов


Учитель: Винтер Татьяна Алексеевна
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока : Суффиксы и их значение для образования новых слов
Цель (обучения): формирование понятия о роли суффикса в слове и его значениях
Цель (личностного развития): развитие коммуникативных умений
Ресурсы: картинки, тексты с заданиями, ИД, тетради
Результат: ученики знают словообразовательную функцию суффиксов в словах ;
ученики определяют значение суффиксов увеличения, принадлежности к профессии, к роду занятий, уменьшительно- ласкательных.
Время Этапы урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используемые модули
1 мин Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке
Психологический настрой
- Сегодня мы отправляемся в городок Слованск.
Просмотр презентации
- Как вы думаете, почему он так называется?
- Ребята, прежде чем мы начнем урок, проверьте, все ли у вас к нему приготовлено.
-Улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Настраиваются на активную работу на уроке Фронтальная
Невербальное оценивание УВО
ИКТ
10 мин Мотивационный Актуализировать знания
Уметь сопоставлять большое количество объектов
Создать условия для формирования внутренней мотивации учащихся Картинный диктант на ИД
- Запишите название предмета
-К каждому слову запишите однокоренные существительные в соответствии с разными размерами
Топор
нос
дом
- Чем отличаются слова ?
Накопленная информация о суффиксах оценивается через прием «Я беру тебя с собой»
- Сформулируйте тему урока.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Где нам могут пригодиться знания о суффиксе? Записывают слова в столбик. Обсуждают
Подбирают однокоренные слова
Топор- топорик- топорище
Нос- носик-носище
Дом –домик-домище
Обсуждают
Результат: разное лексическое значение: уменьшительное, увеличительное.
Обсуждают
Результат: определяют тему урока «Суффиксы и их значение в слове».
Формулируют тему: Суффиксы и их значение для образования новых слов
Осуществляют целеполагание:
- закрепим знания о суффиксе,
-узнаем о его роли в слове,
- будем образовывать новые слова с помощью суффиксов,
- будем работать дружно.
- Чтобы научиться разбирать слова по составу,
- чтобы правильно писать слова. Парная
Парная
Наблюдение за выполнением
ФО
Наблюдение за выполнением КМ
ИКТ
ОдО
КМ
24 мин Операционный Организовать познавательную деятельность учащихся
Развивать коммуникативные качества учащихся :ответственность, толерантность, самостоятельность
Уметь оценивать ситуацию
Произвести психоэмоциональную разрядку
Осуществить контроль за усвоением знаний
Рассадка в группы по пазлам с учетом множественного интеллекта
Прием «Мозговой штурм»
Ресурсы: конверт с карточками –картинками :кот-котенок-котище, усы-усики-усищи, стекло-стекольщик, школа-школьник, глаза- глазки-глазищи, гитара-гитарист (карточки перемешаны)
- Образуйте и запишите однокоренные ряды слов.
-Выделите словообразующие суффиксы.
-Классифицируйте слова на группы по значению суффиксов.
Презентация работы групп
Взаимопроверка: критериальное оценивание групп ( правильность, доступность, четкость изложения, культура изложения, поведение )
Физминутка
Разноуровневые задания
«Тревожные события»
На городок напали солдатики из царства Неграмотности. Летчики сбрасывали ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью. Парашютисты стали спускаться и сеять в Слованске страх. Каждый ребенок встал на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль детишки спрятали в каменные убежища.
НУМ- выпишите слова с суффиксами – ок, -чик. –ист, -ишк,- ищ-,-енок- определите их значение.
СУМ- выпишите и выделите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, увеличительным, род занятий.
ВУМ- написать 2-3 предложения о том, каким Слованск стал через 5 лет. Выделить в словах известные суффиксы и определить их значение.
Прием «Личико» Производят пересадку
Взаимодействуют
Анализируют, сравнивают, выявляют значение новых слов
Результат: классификация суффиксов -ик-,- ищ-, -ышк-,-ник-, -енок-, -щик-, -ист- по значениям (уменьшительно- ласкательные, увеличительные, профессия и род занятий)
Выступление спикеров групп
Производят взаимооценивание групп по критериям
Выполняют действия
Выполняют задание по уровням
Результат: выполнение разноуровневых заданий
Взаимооценивание Групповая
Групповая
Индивидуально
Индивидуальная
Парная Наблюдение за выполнением
Наблюдение
ФО
Наблюдение
Наблюдение
Взаимопроверка
ФО КМ
НП
Диалоговое обучение
КМ
НП
ОдО
УВО
ИКТ
КМ
ТиО
КМ
ОдО
7 мин Рефлексия Оценить успешность работы -Наше путешествие заканчивается.
- Подведем итоги.
Стратегия «Верные и неверные утверждения»
Ответьте на вопросы:
Верите ли вы, что слов без суффиксов не бывает?
Верите ли вы, что суффикс- значимая часть слова?
Верите ли вы, что суффикс может стоять перед любой морфемой?
Верите ли вы, что суффикс может изменить значение слова?
Верите ли вы, что с помощью суффикса образуются новые слова?
Верите ли вы, что все суффиксы пишут одинаково?
- Какие цели ставили на урок?
- Насколько их достигли?
- Дополните предложения на доске:
Мне понравилось на уроке…
Мне удалось…
Я хочу поблагодарить… за…
Я могу похвалить себя за…
- Какова тема следующего урока?
Выполняют задание
Выявляют проблемы
Делают вывод о достижении поставленных целей
Производят рефлексию
Результат: определяют тему следующего урока «Правописание суффиксов» Индивидуально
Групповая работа
Наблюдение
Взаимопроверка КМ
ФО