Конспект открытого урока русского языка Развитие речи. Составление текста по репродукции В.М. Васнецова Снегурочка



Педагогические цели Способствовать развитию мышления, кругозора, воображения, словарного запаса, умения понимать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова; создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.
Личностные результаты Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников
Универсальные учебные действия
(метапредметные) Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу, выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: высказывают своё мнение; участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.
Основное содержание темы понятия и термины Репродукция картины, колорит, настроение, композиция картины, план сочинения, передний и задний план, образ Снегурочки, образ природы
Образовательные ресурсы Репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, вопросы, репродукция картины на доске и у каждого ученика на столе.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Приветствует учащихся.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
- Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя II.Сообщение темы урока Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
Беседа - Отгадайте загадки.
Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Зима)
Летели серые гуси,
Нароняли белого пуха. (Тучи, снег)
Старик – шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)
Кругом нашего села
Бежит лошадка весела. (Вьюга)
Две Палашки бегут в лески,
Загнувши носки. (Лыжи)
В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд)
Вырос лес, белый весь.
Пешком в него не войти.
На коне не въехать.
(Морозный узор на стекле)
Одной – зимой отдых,
Другой – летом,
Третий – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)
- О каком времени года все загадки?
- А какой волшебный праздник мы все очень ждём зимой? (Новый год)
- Сегодня у нас есть замечательная возможность отправиться в сказку, потому что мы будем работать с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Слушают учителя, отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя. П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения.
Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу.
К – участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё мнение.
Л – имеют мотивацию к творческому труду. Фронтальный. Отгадывание загадок.
III.Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Беседа - Работа нас ожидает непростая. Нам предстоит понять замысел художника, выраженный особенным языком живописи – языком цвета и теней. Слушают учителя Р – в сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу Беседа по вопросам
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Рассматривание картины Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, работа со словарём, письмо Данный этап урока можно начать с рассказа учителя или подготовленного ученика о художнике (см. ресурсный материал к уроку)
- Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Снегурочка»
- Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами Васнецов? (Очарование настоящей русской зимы: дыхание её холода и великолепие её снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, изображённой художником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых ёлочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покрывалом)Высказывают впечатления, вызванные картиной. Участвуют в обсуждении: почему картина так названа? Составляют предложения описательного характера, выполняют лексическую работу
(подбирают сравнения, эпитеты) Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение, составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.
П – понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную; осознанно строят речевое высказывание.
Р – выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Л – проявляют чувство прекрасного через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин. 2.Рассматривание деталей картины Фронтальная. Словесный - Кого мы видим в центре картины? Как одета Снегурочка? (Пушистая парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки; на шубке красивый узор не из снежинок, а из земляничек)
- Где и в какое время суток мы видим Снегурочку? (Зима. Ночь. Лес. Лунный свет озаряет поляну. Сияют редкие звёзды)- Какими вы увидели снег, ёлочки, берёзку, огни в глубине леса? (Маленькие ёлочки словно живые, тонкая берёзка трепещет от холода, на снегу тёмные тени, в глубине леса мерцают, словно светлячки, огни деревеньки)
- Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)
- Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега)
- Понравилась ли вам картина? Чем? Рассматривают репродукцию картины, обращая внимание на детали. Строят речевое высказывание, подбирают лексические средства для передачи увиденного, средства выразительности и образности для передачи своего настроения и чувств, вызванные картиной. Пр. - участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение, составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины.
Р - овладевают способами решения учебной задачи.
К – строят монологическое высказывание с учётом поставленной задачи.
Л – проявляют чувство прекрасного через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин. Беседа по вопросам, правильное построение предложений
3.Обсуждение структуры описательного текста. Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо. - Как вы должны построить текст – описание по данной репродукции?
- Давайте составим примерный план вашего сочинения:
1.Вступление.
2.Описание картины:
а) образ русской природы;
б) образ Снегурочки;
в) связь природы и главного героя;
г) средства художественной выразительности.
3. Что хотел передать художник в своей работе?
4. Ваше отношение к картине. Слушают учителя, предлагают свои варианты плана работы над сочинением по репродукции картины, в совместных действиях с учителем приходят к общему плану сочинения. П – осознают познавательную задачу и решают её.
Р- планируют в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи.
К – выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения.Л – осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников Беседа по вопросам. Правильное составление предложений.
Физкультминутка Коллективная. Практический Зима, где ты была?
В мешке стужу несла,
На землю холод трясла,
У реки гостила,
Во всю реку мост мостила,
У избы побывала.
Окна все разрисовала,
По полям – лесам ходила,
Белой шубой всё накрыла,
Дороги снегом замела
И сугробы нагребла. Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня. Правильное выполнение движений
4.Воспроизведение содержания картины (устно). Запись самостоятельно составленного текста с использованием в нём опорных слов Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа. Письмо. - Думаю, вы уже готовы создать свой текст – описание по репродукции картины. Поэтому пришло время попробовать свои силы в творческой работе. Попробуйте устно воспроизвести содержание картины. – А теперь запишите текст самостоятельно в своих тетрадях.
Детям, слабым в речевом развитии, можно предложить готовый текст, где нужно вставить пропущенные в словах буквы (см. ресурсный материал к уроку)
Слушают задание учителя. Составляют устный текст описательного характера по картине. Слушают комментарии и дополнения учащихся и учителя. Самостоятельно записывают текст в тетрадях. Пр. – создают в воображении яркие словесные образы, составляют под руководством учителя описательные тексты по репродукции картины.
Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.
К – оценивают эстетическую сторону высказывания. Фронтальный (беседа по вопросам, нахождение синонимов, запись предложения).
Индивидуальный (творческая работа)
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная. Словесный.
Беседа. - Какое открытие сделали на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- О чём хотели бы узнать подробнее? Отвечают на вопросы Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморегуляция.
Домашнее задание (подготовка к словарному диктанту) Фронтальная. Словесный.
Объяснение учителя. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Ресурсный материал к уроку
Рассказ о творчестве художника
М.В. Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника. Через два года семья переехала в село Рябово, той же Вятской губернии, и детские впечатления художника связаны с этим затерянным среди вековых лесов и холмов северного края селом. Каждое время года приносило сыновьям священника (Витя был вторым из шести сыновей) те же заботы, развлечения, радости, что и любому деревенскому парнишке, отец Васнецова, Михаил Васильевич, много читал, увлекался естественными науками, астрономией, любил рисовать.
Он сам учил сыновей грамоте, учил слушать и различать голоса птиц, помогал составлять гербарий, рассказывал о цветах, деревьях, травах. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе…» - писал художник, когда стал взрослым.
Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя « слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок – старенький ящик с красками – и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. «Это за тридевять – то земель от всякого моря!» - удивлялся позже художник.
Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повёз его в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Н.А. Чернышёв, учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские игрушки, примеры искусной вышивки, резьбы по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. Виктор впервые увидел, правда, на выцветших фотографиях, «Явление Христа народу» А. Иванова и «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Картины произвели на мальчика незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьёзно учиться живописи. Отчислившись с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына, но денег на дорогу не было. На помощь пришёл польский художник Эльвиро Андриолли. Он предложил разыграть в лотерею первые картины Васнецова «Жница» и «Молочница», написанные маслом. Они всем очень понравились, и лотерея прошла успешно, Виктор получил шестьдесят рублей – по тем временам целое богатство – и отправился в Петербург, в Академию художеств, увозя с собой впечатления от северной природы и от народных гуляний в Вятке, от переливчатой игры жемчуга, бисера и цветных каеньев на кокошниках, телогрейках, шубах, виденных им на родине.Текст для орфографической работы
Виктор Михайлович Васнецов нап – сал замеч – тельную к – ртину «Снегурочка».
Зима. Ночь. Тёмный лес. Луна озаряет сугробы. Ре – кие алмазные звёзды сияют в сумраке н – бес.
На с – р – бристую поляну выб – жала девушка в красивом наряде. На ней пуш – стая парчовая шу – ка, шап – чка с м – ховой опушкой, тёплые варе – ки. Парча на шу – ке расш – та удивительным узором: не сн – ж – нками, а з – мл – ничками. В лучистом свете, словно ж – вые,др – жат маленькие ели, тр- пещет тонкая берё – ка. Мерцают в глубине леса, словно св – тлячки, огни д – р – венских изб.
Чары русской ска – ки грели душу художника. В этой к – ртине он передал поэзию и прелесть р – дной природы.
(По И. Долгополову)