Презентация на тему Изложение. Приёмы сжатия текста
ГИА 9 классРусский языкИзложение. Приёмы сжатия текста.
Спецификацияконтрольных измерительных материалов1. Поставить аудиозапись первый раз.Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемым делают записи в черновике. (2,5–3 минуты)2 Дать время на осмысление текста.Работают с черновиками . (3–4 минуты)3. Поставить аудиозапись второй раз.Прослушивают исходный текст. (2,5–3 минуты)4 . Выключить запись.Сообщить о начале написания изложения и возможности пользоватьсяСловарём.5 .Пишут сжатое изложение.Для воспроизведения текста изложения рекомендуется использоватьаудиозапись.
Критерии оценивания Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7В том числе по критерию ИК-2 (сжатие исходного текста):Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0
Приём обобщенияОБОБЩЕНИЕ : ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ. -замена однородных членов обобщающим понятием - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением - обобщение содержания.
Прочитайте текст. 1. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев. 2. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда? Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.3. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.Достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди схематичными?
Приём исключенияИСКЛЮЧЕНИЕ- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений - исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций- исключение одного или нескольких предложений
Прочитайте текст1. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.Исключите второстепенную информацию предложения. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).2. Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную». (А. Седых) Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания? Шаляпин был первым певцом в мире и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям «радость безмерную».
Приём упрощенияУПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ- слияние нескольких предложений в одно,- замена предложения или его части указательным местоимением- замена сложноподчинённого предложения простым- замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением)- замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом-замена прямой речи косвенной
Прочитайте текст.1. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах. Запишите его содержание с помощью сложноподчиненного предложения.Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в сёдлах. (А. Волков)2. На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский)Запишите два простых предложения.На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы. 3. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3 . Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
http://ege.yandex.ru/russian-gia/http://5-ege.ru/gia-sochinenie-rassuzhdenie/http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/08/9.html http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-russkomu-jazyku http://www.school5.u-education.ru/