Лабораторно — практическое занятие по теме: Конституция РФ
Вводное слово учителя: У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом - место, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая страна.
Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Россия или Российская Федерация - это страна, в которой мы живём.
Чтобы люди в стране могли работать, учиться и отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство и их должны выполнять все граждане России. Главным законом нашей страны является Конституция.
Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. В ней записаны основные права и обязанности граждан. Каждый из вас должен знать свои права. А свои обязанности нужно выполнять.
И тогда каждый из вас может сказать о себе – я гражданин России.
Конституционные нормы - неотъемлемая часть нашей жизни. Сегодня мы ответственны за сохранение ценностей, провозглашенной РК, за укрепление основ государственности и воспитания патриотического духа. Процветание, мир, экономическая и социальная стабильность общества невозможны без соблюдения правовых норм, установленных Основным Законом государства.
Опора на Конституцию РФ делает нашу жизнь стабильной, гражданские права гарантированными и защищенными. Это дает надежду на будущее молодому поколению.
Вот об этом мы с вами поведем сегодня разговор.
СЛАЙД 1. Сообщение темы: Конституция РФ.
Цели и задачи урока
СЛАЙД 2
.
Групповая работа. Характеристика документа «Конституция РФ».
1. Задание к документу: на основе анализа документа дайте общую характеристику. Вопросы для характеристики учащиеся формулируют самостоятельно, устно, корректируют формулировки, выстраивают логику ответа. План характеристики сверяют с образцом. Каждая группа получает задание в виде таблицы.
СЛАЙД 3
Вопросы Характеристика
1. Название документа 2. Дата принятия 3. Кем принят документ 4. Главная цель 5. Структура документа 6.Основное содержание документа 7. Значение документа Учащиеся обсуждают, формулируют совместно ответы, озвучивают их. Оценивают сами результат работы группы, свою деятельность в группе (соотносят свои ответы с образцом).
СЛАЙД 4 Характеристика Конституции
1. Название документа «Конституция РФ»
2. Дата принятия 12 декабря 1993 г.
3. Кем принят документ всенародным голосованием (референдумом)
4. Цель учреждение основных принципов устройства общества и государства, закрепление правового статуса человека и гражданина
5. Структура документа преамбула – вводная часть документа, содержащая 6 основных целей
2 раздела
9 глав
137 статей
переходные положения
6. Основное содержание документа указано в оглавлении
7. Значение документа имеет огромное историческое значение,
основной закон страны
2. Учитель о Системе Российского Законодательства.
Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России. Расставьте предложенные вам законы по значимости (определите иерархию законов).
СЛАЙД 5
А) Законы субъектов РФ; Б) Федеральные конституционные законы; В) Конституция РФ; Г) Федеральные законы, включая кодексы; Д) Указы, распоряжения Президента РФ.
Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства
Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):
СЛАЙД 6
П. 6 СТ. 76 : в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу. Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права.
На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру. К ним относятся акты:
указы, распоряжения Президента РФ
постановления, распоряжения Правительства
приказы, инструкции федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
!!! У.: Обратимся к ст.4 и ст.15.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст.4).
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст.15).
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются (ст.15, п.3).
3. Как вы понимаете, что такое Закон? (ответы)
Законотворческий процесс? (ответы)
СЛАЙД 7. Законотворческий процесс
– это процесс разработки и принятия законов в государстве.
У.: Рассмотрим основные стадии законотворческого процесса.
Самостоятельная работа: анализ источника - ст. 104-108 Конституции РФ.
Задание: найти в тексте Конституции основные этапы (стадии) законотворческого процесса, сформулировать их в назывной форме и представить в виде схемы.
Шаблон незаполненной схемы выдается каждой группе.
СЛАЙД 8. П. 2 ст. 95 Парламент?
СЛАЙД 9
Законодательная инициатива (предложения или законопроект)
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (пп.1, 3 ст. 104)
СЛАЙД 10
Внесение законопроектов в Государственную Думу
(обсуждение на заседании ГД: поправки, изменения, дополнения) (п.2 ст. 104)
СЛАЙД 11
Принятие Федеральных законов Государственной Думой
(большинством голосов) (пп.1-3 ст. 105)
Рассмотрение закона Советом Федерации
(верхней палатой Парламента)(п.4 ст.105, ст. 106)
СЛАЙД 12
Подписание закона Президентом РФ (ст. 107)
Обнародование закона
(опубликование в течение 7 дней) (ст. 108)
ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального
опубликования.
У.: Ещё раз обратим внимание на схему этапов принятия закона
СЛАЙД 13
Подведение итогов урока: принятие закона – длительная и ответственная процедура.
В результате совместной практической деятельности нам удалось закрепить теоретические знания по теме, проанализировать источник – правовой документ, решить непростые познавательные и проблемные задания.
РФ – это правовое государство. Согласно К Р, в стране превыше всего должен быть Закон. Его обязаны соблюдать все без исключения. Положение каждого человека, организации определено законом, правом. В тоже же время данный закон должен отражать интересы всего населения. Перед законом все равны.
Все права и свободы в России являются действующими. Их обязаны обеспечить государственные органы власти, органы местного самоуправления. Свои конституционные права человек может защитить в суде, вплоть до Международного Суда по правам человека в Гааге.
Пусть наши права и свободы начинаются с нашего соблюдения их по отношению к нашим ближним! Следуя принципам уважения и активной гражданской позиции, мы строим будущее не только для нас самих, но и для наших потомков.
СЛАЙД 14. Право “создано для пользы человечества”.
Ульпиан Мысль известного римского юриста III в. н. э. Ульпиана о том, что право “создано для пользы человечества”, подкрепилась в настоящее время особым интересом к юридическим нормам, регулирующим нашу жизнь.
Сегодня стала очевидна необходимость правовой компетентности любого человека, которая открывает широкие возможности для лидерства и успешности в жизни.
Рефлексия. /3 минут/.
Сегодня на занятии:
- я узнал (а), что...
- я научился...
- я нашел (а) подтверждение....
- я был удивлен (а) ….
Слайды “говорят учащиеся”…..