Урок литературы 7 класс «Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века»
Тема: «Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века» Цели урока:
Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством К.Симонова, А.Ахматовой, Ю.Друниной, С.Гудзенко. В.Высоцкого, в чьих стихах - правда войны. Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.
Задачи:• Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя. • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся. • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ. Оборудование: мультимедийный проектор, презентации Записи песен военных лет
поэтические сборники.
Методические приёмы: комментарии учителя, беседа, защита проектов учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений. Темы учебных проектов: 1. Великая Отечественная война в произведениях поэтов-фронтовиков. 2. Поэты, не пришедшие с войны. 3. “У войны не женское лицо”. Эпиграф: «... Люди!
Пока сердца Стучатся,- Помните!
Какой ценой*
Завоёвано счастье,- Пожалуйста,
Помните!..»
«Реквием» Р.Рождественский
Ход урока.
I.
Слова Левитана
. Просмотр кинофрагмента о Великой Отечественной войны. ( кинофр сопровождается музыкой «священная война
Родина- Мать зовет - Прозвучали до боли известные и знакомые строки: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! - - Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)
- Прошло уже 68 лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о поэтах, о поэзии, опаленной войной.
Тема: «Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века»
Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.. И поможет нам в этом поэзия тех огненных лет. Ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе. Мы узнаем сегодня, как открывалась Поэтическая тетрадь Великой Отечественной войны, в чём видели поэты своё предназначение, какие темы считали главными.
II. «Великая Отечественная война в произведениях поэтов – фронтовиков»
22 июня 1941 года…Война…Решается судьба страны, народа.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев заявил: “. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, а многие будут сражаться пером”. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.
Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.
Победа досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом "взрослой" жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили больше. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417.
Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано: Они уходили, твои одногодки, Зубов не сжимая, судьбу не кляня. А путь предстояло пройти не короткий: От первого боя до вечного огня...
Ребята. Мы сегодня познакомимся с произведениями фронтовых поэтов Ю.Друниной, С.Гудзенко., фронтового корреспондента К.Симонова, и поэтессы А.Ахматовой , выступающей в блокадном Ленинграде по радио и госпиталях перед ранеными.
презентация, сообщения учащихся о С.П Гудзенко К.Симонове, А.Ахматовой, Ю. Друниной, , В.С Высоцком
III.
- А выжившие , как предсказывал советский поэт-фронтовик Семен Гудзенко, умирали они не от старости, а от старых ран. Сам он в 1941 году добровольцем ушёл на фронт, в 1942-м был тяжело ранен, отчего впоследствии и скончался. Перед атакой
Всем, кто уходил на войну, было очень важно знать, что их любят и ждут, верят в Победу Чтение стихотворений «Жди меня», .
IU. «У войны не женское лицо». (презентация, сообщение ученика) Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и стояли за станком, растили детей, воевали. Говорят, у войны не женское лицо, но женщины шли на фронт – помогали раненым, подносили снаряды, воевали снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку. Они были солдатами. Слово женщин-поэтесс тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц – их стихи знали, ждали… На фронт уходит 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. Стихотворение «Качается рожь несжатая» -Найдите в стихотворении художественные детали, через которые Ю.Друнина передает трагизм людей своего поколения? -Как вы понимаете строчку из стихотворения «Идут по войне девчата, похожие на парней»?
Анна Ахматова - Мужество
голос Левитана и ДЕНЬ ПОБЕДЫ
«О войне необходимо знать всё»,- утверждал К.Симонов.- Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли, каких жертв нам стоила война».
Не только люди помнят ужас тех лет, но и Земля наша помнит всю боль, которую нанесла война. Недаром писал В. Высоцкий:
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!
Нет, звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля- это наша душа,-
Сапогами не вытоптать душу!
U. . Беседа по вопросам.
- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? (Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны? (Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны: “Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле…”)- А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны? (Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)
- А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной? ( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом! Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)Итак, тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.
«Великая сила нужна поэту, чтобы описать всю боль моей земли», - сказал осетинский поэт Хазби Калоев, в 22 года погибший под Белгородом. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом русские поэты обладали этой силой. Они пришли к Победе. Они сказали своё слово. Они победили. Они обрели бессмертие!
Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.
Пусть мирно проходят года,Пусть не будет войны никогда!
Прошу всех встать! Минута молчания
Ученик: УЧЕНИКУ
Люди!Покуда сердца стучатся, – Помните!Какою ценойЗавоевано счастье – Помните!Песню своюОтправляя в полет, – Помните!О тех,Кто уже никогдаНе споет, – Помните!Детям своимРасскажите о них,ЧтобЗапомнили!ДетямДетейРасскажите о них, – Чтобы тожеЗапомнили!
UII. Рефлексия » учащиеся должны ответить на вопрос:
«Над чем вас заставил задуматься сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на уроке?) Какое впечатление осталось у вас от урока? Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет? Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть, учебник стр.125 – 127.