Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3
протокол №1 _______Л.Н.Кузьмина ________Е.С. Нурбекьян
«27» августа 2012 г. «30» августа 2012 г. «31» августа 2012 г.









Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ



Автор-составитель: Кузнецова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания,
учитель высшей квалификационной категории





Пояснительная записка
Рабочая программа элективного по обществознанию для учащихся 10-11 классов составлена на основе: Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева АИ «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень» в сборнике «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень».
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса рассчитана в течение 1 года обучения 1 час в неделю.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*
При разработке программы решена проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.
Целевые установки курса:
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно - справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией Л.Боголюбова, дидактическими материалами для подготовки в ЕГЭ, ресурсами сети Интерне в режиме On-line. Ожидаемые результаты:
Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Содержание программы

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (32 ч.).
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий 2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям. 2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч). Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
Учебно-тематическое планирование

№ пп
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе Теор. Практ.
Формы занятий

1.
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы
1
1

вводная лекция практикум (входной контроль)

2.
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
32
24
8


2.1
Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
8
6
2
лекция семинар практикум

2.2
роблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»
8
6
2
лекция семинар практикум

2.3
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
8
6
2
лекция семинар практикум

2.4
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
8
6
2
лекция семинар практикум

3
Повторение.
2

2
практикум


Итого в 10 классе
35
25
10



Поурочное планирование
№ пп
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе Теор. Практ.
Содержание занятий

1.
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы
1
1

вводная лекция практикум (входной контроль)

2.
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
32
24
8


2.1
Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
8
6
2



Социум как особенная часть мира.
1


Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура


Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
1


Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты..


Многовариантность общественного развития.
1


Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества


Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни
1


Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни


Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности).
1


Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира).


Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).
1


Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.


Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2

2
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий

2.2
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»
8
6
2



Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
1
1

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.


Цель и смысл жизни человека.
1
1

Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.


Познание мира.
1
1

Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.


Человек как индивид, индивидуальность, личность.
1
1

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).


Социализация личности
1
1

Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).


Научное познание
1
1

Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).


Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2

2
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.

2.3
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
8
6
2



Социальное взаимодействие и общественные отношения.
1
1

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация.


Социальный статус.
1
1

Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.


Социальные нормы.
1
1

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль..


Семья и брак как социальные институты.
1
1

емья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.


Этнические общности.
1
1

Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России


Характеристика понятия «социальный конфликт».
1
1

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук


Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2

2
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
8
6
2



Экономика и экономическая наука. Предпринимательство.
1
1

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса.


Экономическое содержание собственности.
1
1

Экономическое содержание собственности. Экономические системы.
Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена.


Рыночный механизм.
1
1

Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие


Роль государства в экономике.
1
1

Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги.


Банковская система.
1
1

Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.


Экономика потребителя. Семейная экономика..
1

1
Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль.


Рынок труда.
1
1

Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.


Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
1

1
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.

3
Повторение.
2

2
практикум


Итого в 10 классе
35
25
10


Литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2012. 2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006. 3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007. 4. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009. 5. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008. 6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008. 7. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 20010. 8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011 9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10. 10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6. 11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. 12. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. 13. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.









Муниципальное бюджетное общеобразовактельное учреждение средняя общеобразовательная школа №3


Кузнецова Наталья Владимировна



15