Подготовка и проведение открытого урока на уроках специальности в детских музыкальных школах

Мендикова Наталья Александровна
МБУДО «ДШИ р.п.Тельма»
Подготовка и проведение открытого урока на уроках специальности в детских музыкальных школах
Почти всё то, что было у нас - в области фортепианной педагогики - напечатано за последнее десятилетие, было посвящено в первую очередь не вопросам техники проведения урока как такового, а общим вопросам развития комплекса исполнительских навыков. Поэтому педагогу, дающему открытый урок на публику, часто приходится проявлять большую долю изобретательности, действовать по наитию, основываясь на свой личный профессиональный опыт.
Открытые занятия по специальности включаются в учебный процесс как способ отчёта педагога, демонстрирующий уровень его педагогической квалификации. Однако педагог далеко не всегда может продемонстрировать все свои знания и творческие возможности по причине отсутствия опыта, практики в проведении открытых занятий по музыке, что иногда просто уничтожает впечатление от урока. Поэтому изучение методики подготовки и проведения открытых занятий по специальности имеет серьёзное значение.
«Открытый урок» - это вынесение «закрытого» классного урока на публику. Педагог сам выбирает ученика, определяет репертуарный план, заранее продумывает план урока, характер указаний. Возможна даже репетиция (тайная - для ученика). Можно заранее сориентироваться во времени, распределив его на разные виды занятий.
Возможность предварительного обдумывания урока и его подготовки, с одной стороны облегчает положение педагога. Но, с другой стороны, чем тщательнее, тем «замороженнее» становится урок, кажется заученным, теряет естественность. В работе над музыкой это может оказаться существенным недостатком. Поэтому, готовя урок, не следует его тщательно и подробно запоминать. Следует лишь наметить «эскиз» плана урока и заранее запланировать импровизацию. При этом импровизировать лучше «в словах», пояснениях, методическую же линию лучше не трогать.
Наиболее сложной категорией открытого урока является «мастер-класс».
Это занятие с незнакомым учеником на публике и работа над незнакомым репертуаром, без предварительной подготовки. В этом случае педагог должен знать практически весь фортепианный репертуар и многократно проходить его с разными учениками. Только это даст педагогу возможность в процессе урока очень быстро, «на ходу» сориентироваться в характере и уровне способностей и знаний незнакомого ученика и в проблемах данного момента в изучении конкретной пьесы.
Мы остановимся на методике проведения открытого урока. Показывая данную форму работы, педагог не должен довольствоваться только рабочей настройкой, которая состоит в искреннем увлечении работой, в непрерывной активности и внимательности, в выключении посторонних забот. Имея дело с человеческой психикой, он должен включаться в рабочую настройку повышенного типа - «творческое состояние», во многом сходное с состоянием артиста перед аудиторией. Прежде всего, это очень большая уверенность в своих действиях, уверенность в том, что каждое слово или показ дойдёт до ученика и даст нужный эффект. Эта уверенность является сочетанием осторожности и смелости: с одной стороны, педагог не ставит таких требований, которые не могут быть выполнены; с другой стороны - не боится сделать скачок к значительно более сложной задаче, если чувствует, что почва для этого достаточно подготовлена.
Творческая уверенность тесно связана с обострённой наблюдательностью: педагог-музыкант должен не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движения его рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, какими заботами занято его внимание.
Творческое состояние характеризуется появлениям новых замыслов, из которых тут же отбираются наиболее правильные, нужные в данный момент, наиболее увлекательные и реализуемые. Это состояние педагога подразумевает поддержание непрерывного «педагогического контакта» с учеником. Педагогический контакт налицо тогда, когда ученик отчётливо воспринимает указания или показ педагога и с полной охотой, с чувством доверия к педагогу, с чувством долга и ответственности их выполняет.
Начать открытый урок следует с проверки домашнего задания. Далеко не всегда есть надобность слушать выбранное произведение до конца. На ранних этапах работы можно ограничиться выборочной проверкой отдельных мест, в первую очередь - наиболее трудных, этим подчёркивается в глазах ученика важность работы над трудными местами. В другом случае педагог может проверить приёмы самостоятельной домашней работы ученика над музыкальным материалом: партии каждой руки отдельно, различные технические приёмы работы над пассажем в этюде. Прослушиванию игры ученика может предшествовать его «устный самоотчёт». Ученик рассказывает, какие ему были даны указания, что удалось выполнить, а что ещё нет, в чём у него были основные затруднения. Вместо устного самоотчёта можно просто задать ученику ряд «контрольных вопросов», например: «Укажи в каких местах у тебя были на прошлом уроке неточности в аппликатуре»; или «Какой у тебя был недостаток в постановке руки»; или «Что тебе говорилось по поводу исполнения такого-то эпизода».
В то время как ученик проигрывает задание, а педагог его молча слушает, последний должен не только замечать, но и конкретно запоминать все общие дефекты и частные недочёты игры ученика. Он может подкорректировать заранее намеченный план урока на основе данных проверки или быстро составить новый план, если результат проверки требует коренного его изменения.
В области формальной оценки домашней работы ученика в младших классах музыкальной школы допускается ряд педагогических ошибок. Едва ли правильно то, что отметка обычно выставляется не сразу после проверки домашнего задания, а лишь в самом конце урока, когда педагог находится под впечатлением не только результатов домашней работы ученика, но и всего остального, что он играл на самом уроке. Таким образом, например, удачно проведённая на самом уроке работа над пьесой легко заслоняет впечатление от небрежной работы дома; столь же часто бывают и обратные случаи.
Прочтение содержания исполняемой музыки осуществляется на основе исторических материалов, литературных источников, эпистолярного наследия. Желательно, чтобы педагог в нескольких фразах затронул историческую эпоху создания произведения, жанр, эмоционально-смысловой характер содержания музыки.
Далее идёт основная, наиболее объёмная часть открытого урока, так называемый «инструктаж». Инструктаж представляет собой разъяснение целей и приёмов самостоятельной домашней работы ученика, в сочетании с внедрением и укреплением в его памяти всех тех знаний, которые могут способствовать продуктивности этой работы. Содержание инструктажа зависит от этапа работы ученика.
Если мы попробуем расположить приёмы педагогической помощи на начальном и среднем этапе разучивания произведения в порядке их возрастающей интенсивности, то получим примерно следующую таблицу.
Простое предупреждение о трудностях, имеющихся в данной пьесе, и напоминание о способах работы, которые дадут возможность избегнуть ошибок.
Предупреждение о трудностях с указанием участков пьесы, где концентрируется та или иная трудность.
Предупреждение о конкретных ошибках (обычно делаемых учениками при разборе данной пьесы).
Контрольные вопросы из области расшифровки высотности, ритмики, аппликатуры, артикуляции, голосоведения, педализации, ремарок - относящимся к наиболее сложным участкам пьесы.
Показ сложных мест на инструменте.
Полусамостоятельная проработка учеником на уроке либо всей пьесы в целом, либо некоторых её частей или элементов.
Детально руководимая проработка пьесы или её частей на уроке.
На заключительном этапе работы над пьесой инструктаж должен быть предельно сжатым. Нужно совершенно объективно регистрировать, что мешает восприятию содержания и формы музыки, к чему нужно в первую очередь справедливо «придраться», где имеются шероховатости звучания, где имеются музыкально-логические неувязки, где ослабевает эмоциональный тонус, устойчивость темпа, общая уверенность игры.
Не менее важно правильно решить, нужен ли показ на инструменте и в каком объёме, или лучше ограничиться словесными указаниями. Показ, инструктаж и все другие моменты урока непременно требуют «творческого состояния» педагога. Нужно тонко нащупать те моменты, о которых следует поговорить, нужно найти убедительные слова, нужно хорошо показать.
Часто педагоги дают ученикам в ходе урока большое число весьма ценных указаний; однако, если попросить ученика в конце урока повторить всё, что было ему сказано, оказывается, что больше половины уже забыто. Количество даваемых ученику указаний, следовательно, не должно быть чрезмерным. Запоминаемость указаний зависит не только от их количества и не только от той формы, в которой они были (отчётливость, убеждённость тона, образность и т. д.), но и от умения поддержать активность ученика во время инструктажа. Педагог должен, возможно, чаще спрашивать его о том, что он сам думает по тому или другому вопросу, заставить его суммировать все данные указания. В рамках школы большую роль играют краткие, но толковые записи в дневнике ученика, которые делает или педагог отчётливым почерком, или сам ученик - тут же, на уроке, или придя домой.
Многообразные сочетания и чередования вышеперечисленных приёмов дают возможность самым различным образом проводить урок применительно к индивидуальности ученика и в соответствии со стоящими конкретными задачами. Каждый педагог делает, кроме того (сознательно или бессознательно), тот или иной отбор наиболее часто применяемых приёмов, образующих индивидуальный стиль его педагогической работы. Этот стиль должен непрерывно совершенствоваться и обогащаться, как за счёт собственных педагогических находок, так и за счёт непрерывного общения с другими педагогами.
В любом педагогическом коллективе имеется большой запас педагогических знаний и умений, который, однако, не является достоянием всего коллектива. Выявлению этого запаса способствуют и методические сообщения, и открытые уроки, и взаимные посещения уроков коллег по работе.
Литература:
1. Москаленко Л. А., Методика подготовки и проведения открытого урока и мастер-класса. Томский институт повышения квалификации работников культуры и искусств, 2009. – 76с.
2. Щапов А. П., Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. /А.П. Щапов.- М., 2001. – 176с.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315