Урок по окружающему миру для 3 класса «Степь.Растения степи»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С. КАРМАСКАЛЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН








Урок окружающего мира в 3 классе



Провела: учительница начальных классов
Ахтямова Гузял Разяповна



Кармаскалы

Цели урока:
-формировать представления уч-ся о растительности степной зоны;
-развивать любознательность, память, интерес к изучаемому предмету;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-13 слайдов по теме урока;
-карта природных зон России;
-гербарий степных растений;
-атлас природы республики Башкортостан;
-тест «Климат»;
-кроссворд «Растения степи»;
-карточки с описанием степи в разное время года.
Ход урока
I. Организационный момент.
Природные зоны приглашают нас
. Узнать нам многое надо.
Скорей за работу возьмемся, класс,
Пока позволяет погода.
Наблюдения за по го до й : прогноз погоды на сегодня.
(Сообщение ученика)
Слайд 1.
- Полевые цветы могут предсказывать погоду. Ветреница в ясный День широко раскрывает цветок и тянется к солнцу, в сырую погоду и на ночь закрывается и поникает.

II. Актуализация знаний
Для того, чтобы понять, о чем мы узнаем сегодня на уроке, вы выполните следующее задание. (У каждого ученика – тест)
1. Тест.
1. Что такое климат?
А) Это разнообразие погоды. С) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности. В) Осадки, ветер, тепло.
2. Что такое почва?
А) Верхний слой земли. Б) Черное или серое вещество. Т) Верхний плодородный слой земли.
3. Из чего в почве образуется перегной?
Е) Из останков растений и животных. Б) Из песка и глины. В) Из воды и воздуха.
4. Что такое природная зона?
П) Большие территории Земли с близкими климатическими условиями и почвами, с соответствующими растениями и животными. Б) Места с одинаковой природой. В) Территории с одинаковой температурой воздуха.
5. Сколько природных зон ты знаешь? Назови их.
А) Пять. б) Семь. В) Четыре.
Если правильно ответили, вы прочитаете тему урока.
Практическая работа.
У: Покажите на карте природные зоны России, зону степи.
III Первичное закрепление.
У:-Что вы знаете о степи?
Д: Эта природная зона находится в умеренном климатическом поясе. Лето здесь длинное, жаркое, очень сухое. Зима короткая, холодная, снежная. Почва в этой природной зоне – чернозем. Эта природная зона – бескрайняя равнина, покрытая травами. Деревья встречаются изредка по берегам рек.
У: Здесь впервые поселились предки древних восточных славян, отсюда началась история Древней Руси.
- Послушайте тексты-описания степной зоны разными путешественниками. Объясните, почему так по-разному предстала перед ними степь.
Карточка 1.
Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер. (Слайд 2)
Карточка 2.
Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено. (Слайд 3)
Карточка 3.
Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону... Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете - и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы. (Слайд 4)
Карточка 4.Как мало здесь снега! Какой резкий холодный ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже ревет, воет, смешивает землю и снег. (слайд 5)
(Путешественники попали в степь в разное время года.)
слайд 4слайд 5слайд 3слайд 6
Уч. Когда степь особенно красива и почему?
Д. Весной. Связано это с обилием влаги, получаемой в результате таяния снегов.
Уч. Что же придает красоту степи?
Д. Многолетние раннецветущие растения.
Уч. Назовите эти растения.
Д.  Тюльпны, маки, ветреницы, гусиный лук
Уч. Почему растения называют раннецветущими? А многолетними?
Д. Раннецветущими их называют потому, что они цветут ранней весной. Многолетними их называют потому, что они растут много лет, их не нужно высаживать в почву.
Уч. Как же этим растениям удается выжить в условиях летней засухи?
Д. Питательные вещества в этих растениях скапливаются в луковицах и корневищах. Надземные части растений под палящим солнцем засыхают, а подземные части с питательными веществами погружаются в состояние покоя до следующей весны.
Уч. Представьте, что вы художник. Какой вы представляете степь весной? Как вы ее хотите изобразить?
Д. Много зелени, ярких цветов.
Уч. Рассмотрите картинку. Соответствует ли данная картинка вашим представлениям о степи весной?
Д. Да, соответствует.
Уч. Представьте, что вы оказались весной в цветущей степи. Какое чувство вы испытаете? Что вам захочется сделать?
Выслушиваю все ответы учащихся.
Уч. Чего делать нельзя? Почему?Д. Нельзя рвать цветы. Это приведет к исчезновению многих редких растений.
Уч. Действительно. Многие растения степи исчезают, потому что человек уничтожает их. Так почти исчезли в степи цветы пиона тонколистного.(Слайд 7)(Сообщение ученика об этом растении)Какое растение лишнее?
Ковыль, полынь, сосна, перекати-поле.(Слайд 8)
У:- Объясните, почему сосне не место в степи среди травянистых растений.
Д:В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек.
- Разгадайте кроссворд.
Горькая трава. (Полынь.)
Трава - царь степей. (Ковыль.)
Кормовое растение. (Типчак.)
Украшение степи. (Тюльпан.)
Об этих растениях дети рассказывают. (Слайд 9, 10, 11)


'




2







З




4

















(Сообщение ученика о тюльпане)
У:Скажите, какое растение можно увидеть к концу лета, когда степь почти выгорела? Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати-поле переносит свои семена на дальние расстояния.)
Физкультминутка
Упражнение «Заинька».
Один, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Начал заинька скакать! (Подскоки.)
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз. (Сесть за парты.)
На территории Башкортостана тоже есть степи.(Слайд12, 13)
Дети, рассматривая слайды, приходят к выводу, что все эти картины им знакомы, следовательно степи есть и в нашем районе.
Практическая работа по атласу.(с.16)
Называют степные районы Башкортостана и районы, располагающиеся в лесостепной зоне.
-Назовите растения, произрастающие в степной зоне Башкортостана.
(Дети их называют, при этом отмечая лекарственные растения.)
-Как человек использует плодородную почву степей? (Рассказ учителя и уч-ся о том, что в Башкортостане в основном лесостепи, площади культивируются, на них люди выращивают культурные растения.)
Называют степные районы и районы, располагающиеся в лесостепной зоне. Степи есть и в соседнем Татарстане.(Слайд14)
На территории нашей страны находится зона степей в Оренбургской области, калмыцкие степи Есть ли такая же природная зона на других материках?
Д. Наверное, есть.
Уч. Почему вы так думаете?
Д. ???
Уч. Вам приходилось слышать такие слова: саванна, прерии? О чем они вам говорят? Прерии (слово французского происхождения) – обширное степное пространство на североамериканском континенте, между р. Миссури и Скалистыми горами.
Дети пытаются дать ответ.
слайд 15 Слайд 16
Уч. Саванна (слово испанского происхождения) – это тропическая степь в Африке, Австралии, Южной Америке с буйным травяным покровом (до 5 м) и редкими группами деревьев.
Саванна - африканская степь. Не голая, без единого кустика и деревца. летом саванна желтая и сухая, а зимой - мокрая и зеленая!
Зеленая саванна. Зеленеет трава, зеленеют деревья, зацветают кусты. И радуются зеленой зиме обитатели зеленой саванны
Самое известное своей огромностью растение африканских саванн -это, конечно же, баобаб. По высоте он не выше европейской сосны. Восхищение вызывает его ствол, который в диаметре достигает 10 метров. Прекрасны и крупные белые цветы, которыми в это время покрывается весь баобаб. Плоды этого дерева невкусны. Но для обезьян - настоящее лакомство.
Слайд 17
IV. Закрепление знаний.
Подчеркните вариант условий, в которых сохранится плодородие степей, если в течение года:
А)выпадают обильные осадки;
Б)осадки отсутствуют;
В) выпадает небольшое количество осадков.
Докажите правильность выбора.слайд 18
VРефлексия
На доску вывешивается картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний. С помощью сигнальных карточек покажите, на какой ступеньке вы оказались после нашего урока по уровню полученных знаний.
Итог урока
-Что нового узнали о степи?








13PAGE 15


13PAGE 14715




Степь.
Разнообразие растений.Частый вертикальный15