Внеклассное мероприятие на тему: Есенин и родная природа
Фестиваль, посвящённый 120 летию со дня рождения С.А. Есенина «Стихи С.А.Есенина о природе родного края».
3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения нашего замечательного земляка русского поэта Сергея Александровича Есенина. Сергей Есенин родился в селе Константиново Рыбновского района, Рязанской области.
. Многие стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе - ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли.
Замечательные стихи Сергея Есенина близки пониманию ребенка.
Когда читаешь и слушаешь стихотворения поэта, невольно представляешь картины природы нашего рязанского края.
Русская природа разделяет с поэтом радость и поэт в своих стихах как бы говорит всем нам
· остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, посмотрите на утреннюю зарю, возвещавшую рождение нового дня, на звездное ночное небо и почувствуйте всю прелесть природы. Берегите её богатство.
Одно из первых стихотворений, которое написал С.Есенин было «Берёза».
«Берёза»
Слушая это стихотворение, что вы представляете? (Дети называют)Да, невольно перед глазами создается образ русской деревни, зима, мороз, тихо, под ногами скрипит снег, растущее под окном дерево в торжественном снежном уборе, который переливается всеми цветами радуги.
Зимняя тема звучит в стихотворении «Поёт зима-аукает».
2.«Поётзима-аукает»
Можно ли сказать, что природа у поэта как человек? Природа живая, она дышит, действует, живёт.(приведите примеры). Поэтому, описывая её, поэт прибегает к способам звукового изображения: «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка».
Дети внимательно послушайте следующее стихотворение «Пороша», обратите внимание на то, с кем сравнивает поэт сосну.
3. «Пороша»
В стихах Есенина много образов дерева, которые, украшали творчество поэта. Деревья в его стихах живут, улыбаются, вздыхают, им даже снятся сны, - они уподобляются кому? Людям. На кого похожа сосна? «Словно белою косынкой, подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку». Скажите, можно ли восхищаться зимним лесом? Да!
А сейчас, ребята, обратите внимание на то, как действует ветер в стихотворении «Заметает пурга».
4. «Заметает пурга»
Здесь ветер как живой, он засыпает. «Ветер резвый уснул»
После зимних холодов приходит(весна). Да приходит красавица- весна с ярким солнышком, ручьями, душистой черёмухой.
5. «Черёмуха»
Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов. Какое дерево вы сейчас представили? Черёмуху! Какие у неё ветки? Золотистые. Кажется, что мы чувствуем запах черёмухи. Он какой? Душистый мёдовый.
Подумайте, какие чувства испытывал поэт, когда писал стихотворение?6. «Край ты мой заброшенный» (читаю сама)
Здесь грустный или весёлый сельский пейзаж у поэта ? Да грустный. Но грусть о родном крае не гасит его любви к Родине, к родному дому, а усиливает её, становится источником восхищения.
Как хочется нам всем, чтобы каждый день начинался с такого приветствия:
7. «С добрым утром!»
Какое пожелание вы все услышали? Пожелание «Доброго утра!», Адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, он такой волнующий и великолепный, радостный.
А вот как красиво признавался поэт в любви к своей родине.
8. «Я люблю тебя, родина кроткая»
Да, любил Сергей Есенин свою родину за неоглядные просторы, широких полей и лугов, зелень высоких трав, звонкие песни односельчан под гармошку.
А теперь все затихнем, прислушаемся к тишине летней ночи.
9. «Ночь»
Мы все сейчас ощутили картину ночи, её тишину, покой. Что же нарушает ночную тишину? Журчание ручейка. Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. А ещё уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного, что увидел поэт.
Ребята, кто знает какой цвет любил поэт? Голубой, синий!
10. «Несказанное, синее, нежное»
Если внимательно читать, то можно заметить, что природа у Есенина не только голубая и синяя она многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги, усиливают ощущение необъятности просторов России.
Мы недавно с вами рисовали чей дом? Сергея Есенина с берёзкой. А в этом стихотворении поэт сравнивает себя с другим деревом, каким узнаете.
11. «Над окошком месяц»
С клёном, правильно. Какие чувства пробуждают в вас это стихотворение? Да, грусть звучит в этом стихотворении осеннем стихотворении.
Осенняя природа заставляет поэта задуматься о своей жизни и в этом поэтическом произведении.
12. «Отговорила роща золотая»
В этом стихотворении говорит о себе, об ушедшем времени, сравнивает себя с осенней, увядающей природой.
Осенью всегда немного грустно, но поэту дорого каждое время года, даже если нивы сжаты и рощи голы.
13. «Нивы сжаты»
Поэт этим стихотворением открыл нам свои сокровенные мысли, своё настроение..
Вся красота родного края отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле. В своих стихотворениях С. Есенин поставил острую проблему защиты живой красоты природы этого драгоценнейшего и святого дара Земли. Ныне она стала всемирной и касается всех и каждого. И нас с вами. Стихи Сергея Есенина о природе будут волновать не только наше поколение, но и будущее. Есенинские стихи не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию таких нравственных основ нашего характера: милосердию, любви ко всему живому, доброте.
А поэтому можно сказать, что стихи Сергея Есенина на века.
Наш урок хочется закончить словами о самом поэте:
И вздохнув светлым каплям дождинок,
Что текут по окну, улыбнусь.
Осень дарит нам россыпь слезинок.
А Есенин – прекрасную грусть.
Дарит миг наслаждения миром,
И любовь, что в душе хранил,
Чтобы стал мир немного счастливей,
Чтобы мир красоту не забыл.
Цели:
через стихи С.А. Есенина воспитывать в детях любовь к Родине, к природе родного края,
умение замечать красоту окружающего нас мира,
воспитывать чувство милосердия ко всему живому, желание беречь родную природу.
Цель:
воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.
Задачи:
1. Развивать у учащихся интерес к поэзии С.Есенина.
2. Учить чувствовать и слышать красоту родного слова.
3. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, милосердие, желание беречь родную природу.
-
Сергей Есенин«Береза»Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.«Буря»Дрогнули листочки, закачались клены,С золотистых веток полетела пыль...Зашумели ветры, охнул лес зеленый,Зашептался с эхом высохший ковыль...Плачет у окошка пасмурная буря,Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,И качают ветки, голову понуря,И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...А вдали, чернея, выползают тучи,И ревет сердито грозная река,Подымают брызги водяные кручи,Словно мечет землю сильная рука.«Весенний вечер»Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые.Рог золотой выплывает луны.Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля.«Восход солнца»Загорелась зорька краснаяВ небе темно-голубом,Полоса явилася яснаяВ своем блеске золотом.Лучи солнышка высокоОтразили в небе свет.И рассыпались далекоОт них новые в ответ.Лучи ярко-золотыеОсветили землю вдруг.Небеса уж голубыеРасстилаются вокруг.«Зима»Вот уж осень улетела,И примчалася зима.Как на крыльях, прилетелаНевидимо вдруг она.Вот морозы затрещалиИ сковали все пруды.И мальчишки закричалиЕй "спасибо" за труды.Вот появилися узорыНа стеклах дивной красоты.Все устремили свои взоры,Глядя на это. С высотыСнег падает, мелькает, вьется,Ложится велой пеленой.Вот солнце в облаках мигает,И иней на снегу сверкает.«Черемуха»Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.«Сосна и река»Возле долины журча,Река протекала глубокая.Над рекой, верхушку склоня,Стояла сосна одинокая.Веселые дни проходилиВ беседе с журчащей водой.Они в ней себе находилиВеселый отрадный покой.Зимою сосна засыпала,Река покрывалася льдом,И вьюга сосну обсыпалаСугробами снега кругом.А чуть лишь весна наступала,Сосна просыпалася вдруг.Оковы река разрывалаИ разливалась вокруг.Долина, водой залитая,Реку представляла широкую,И блеском солнца река залитаяОкружала сосну одинокую.Сосна от воды подгнивала,И с каждым ей днем становилося хуже.В долине вода пропадала,Река становилася уже.Вода вся в долине пропалаИ в блеске полном явилася весна.Подгнившая сильно соснаВ глубокую речку упала.
ОГБОУ «Рязанская школа – интернат»
Фестиваль, посвящённый 120 летию
со дня рождения С.А.Есенина
«Стихи С.Есенина о природе родного края»
Классный руководитель 3 класса
Кузнецова Н.Н.
2015 -2016 уч. г.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415