ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Гендерный подход в преподавании
физической культуры
Широбоков Р.В., учитель физической культуры
В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию досуга. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2015г. среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодёжи.
Анализ психических и анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек показал, что значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию. Поэтому одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
Использование данных методологических подходов позволяет понять, каким образом складывалась гендерная асимметрия в сфере физической культуры и спорта уроки физической культуры не позволяют формировать элегантность, женственность, гармоничность облика девушек, так как программы не дифференцированы, мальчики и девочки выполняют одни и те же упражнения. Кроме того, непривлекательным для девушек является однообразное содержание материалов уроков, застенчивость, вызванная особенностями фигуры и телосложения, неумение качественно выполнять двигательные действия, которые должны были освоить в предыдущих классах.
Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.
Цель эксперимента – создание новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся.
Под ожидаемыми результатами проекта и исследования мы понимаем:
повышение качества учебных достижений учащихся по физической культуре;
увеличение доли выпускников, осуществляющих осознанный профессиональный выбор,
закрепление тенденции к увеличению участников республиканских и российских конкурсов и олимпиад.
творческую самореализацию лицеистов в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Данный этап работы - это первичные результаты исследуемой проблемы, полученные в работе с учащимися 6-7 классов. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу с этими же учащимися в старших классах, что явится одним из условий их предпрофильной и профильной подготовки.
Основной формой преподавания физической культуры осталась классно-урочная. Инновационными стали приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития, социализации и формирования личности.
Для мальчиков на уроке физической культуре хорошо использовать соревновательный метод. Для девочек соревновательный метод надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей школы, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.
Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.
Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.
Вместе с тем педагоги в школе по большей части женского пола, и потому им проще ориентироваться на девочек. Мальчики же и в начальной и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.
Выводы:
- девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развить гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п.;
- мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость;
- привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности;
- при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что они были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали.
15