Урок по предметуОрганизация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе на тему Компетентностно-ориентированные задания на уроках В МКШ
Поурочный план по предмету
«Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе»
Группа: УНО – 31 («Начальное образование»)
Тема: Компетентностно-ориентированные задания на уроках в малокомплектной начальной школе.
Тип: Урок усвоения новых знаний
Методы: приёмы личностно-ориентированной, проекторной технологии
Цель:
Образовательная: получение знаний о понятие компетенция, компетентностно-ориентированное задание; рассмотрение структурных элементов компетентностно-ориентированных заданий.
Воспитательная: формирование активности, ответственности, роста интереса к предмету.
Развивающая: развитие информационной компетентности, компетентности разрешения проблем (формирование и совершенствование навыков сравнения, синтеза; формирование умения выделять главное, применять полученные теоретические знания на практике, умение проектировать).
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Мотивация /5мин/
Приветствие учащихся. Эпиграф урока – слова Г.И.Гончаровой: «Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука». Определение темы урока. Озвучивание целей и задач урока.
2. Этап изучение нового материала. / 30– 35мин/
Актуализация знаний:
Заполнение информационной таблицы, включающей основные термины, слова и выражения по теме «Компетенция».
определение понятие
позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность обучающихся, мотивирует учащихся на выполнение деятельности это способность осуществлять деятельность с качеством, обеспечивающим выполнение профессиональных задач, достижение целей, получение результатов внешние обстоятельства, воздействующие на поведение человека и «включающие» мотивы Работа с учащимися. Экспресс-опрос (понятие определение)
Погружение в тему: (использование презентационного материала)
Термин компетенция, введен в научный обиход американским языковедом Н. Хомским для обозначения присущей человеку способности к выполнению какой-либо деятельности (от лат. competentis - способный).
Российский ученый А.В. Хуторской считает, что компетенция- это «совокупность взаимосвязанных качеств смысловых личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним»
Компетентность – это способность осуществлять деятельность с качеством, обеспечивающим выполнение профессиональных задач, достижение целей, получение результатов».
Компетентностно-ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала. Такие задания подразумевают изучение нового программного материала, без предварительного объяснения учителя, а также дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников.
Компетентностно-ориентированное задание - основное средство формирования ключевых компетенций учащихся, которое базируется на знаниях и умениях, но требует умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Заполнение информационной таблицы, обозначить ключевую компетенцию учащихся по определению
определение ключевые компетенции
результат освоения средств коммуникации, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающей средой, осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент результат освоения способов работы с информацией, ИКТ, ПК результат овладения ЗУН, обеспечивающими самореализацию, самосовершенствование, саморазвитие младшего школьника результат усвоения проектно – исследовательских, творческих умений, позволяющие полноценно использовать личные ресурсы Работа с учащимися. Экспресс-опрос (понятие определение)
Ознакомление со структурными элементами компетентностно-ориентированных заданий: предмет, класс, формируемую компетентность, аспект и уровень
Струкртура компетентностно-ориентированных заданий
Погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
Стимул
Задачная формулировка
Содержание указывает на деятельность
Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащихся по выполнению задания
Источник информации
Инструмент проверки
Ключ
Модельный ответ
Задает структуру предъявления результата
Бланк
Руский язык, 2 класс
Компетентность: коммуникационная
Аспект: письменная коммуникация
Уровень:2
Структура задания
Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.Задачная формулировка:
Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2
дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Инструмент проверки (модельный ответ):В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.В объявлении указан цвет собаки – 1 балл. В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл. В тексте нет ошибок – 1 балл
Максимальное количество баллов – 5 баллов
Ознакомление с возникающими при проектировании ошибками:
- несоответствие заявленному уровню;
- наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови, расскажи);
- ориентированность на проверку знаний, а не на умение работать с предложенной информацией;
- избыточность формулировки;
- использование формы представления результата, незнакомой учащимся.
Ознакомление с таксономией учебных заданий по Блуму (классификация учебных заданий на шесть уровней). Самостоятельная работа с контекстом.
Сопоставление компетентностно-ориентированных заданий, учебных заданий и заданий по Блуму (заполнение сопоставительной таблицы основные характеристики заданий)
Заполните таблицу сопоставления учебных заданий
Учебные задания Компетентностно-ориентированные задания Учебные задания по Блуму
Закрепление:
3.Выполнение практического задания/25 – 30 мин/
Определение структурных элементов компетентностно-ориентированного задания (предмет, класс, формируемая компетентность, аспект и уровень).
Задание 1. Стимул: Бабушка забыла где-то свои очки и не может дочитать любимую книгу. Она попросила почитать ей вслух. К сожалению, книга плохо пропечатана. В ней видны не все знаки препинания.
Задачная формулировка: Помоги правильно их расставить.
Красив лес в ранние осенние дни (1) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются
яркие (2) веселые пятна кленов и осин. Воздух легок и чист (3) и уже почти замерзла река.
Лес (4) наше богатство (5)
Инструмент проверки (модельный ответ)
А), Б). В) не требует знака Г) ! Д) –
1 2 3 4 5
Заполни вторую строку таблицы (бланк ответов):
Определение структурных элементов компетентностно-ориентированного задания (предмет, класс, формируемая компетентность, аспект, уровень, стимул, задачная формулировка, источник информации, инструмент проверки, бланк). Задание 2.В подарок маме Оля вышила салфетку квадратной формы со стороной 20 см и решила украсить тесьмой. Какой длины Оле нужно купить тесьму. Обведи букву выражения, с помощью которого ты можешь узнать длину тесьмы.
А – 20 + 20
Б – 20 + 4
В – 20 + 20 + 20 + 20
Г – 20 + 2
Д – нет верного ответа
Провести анализ учебников на наличие в содержании компетентностно-ориентированных заданий.
Привести примеры компетентностно-ориентированных заданий (обосновать возможность использования заданий в условиях малокомплектной начальной школы).
Проектирование компетентностно-ориентированных заданий для самостоятельной деятельности учеников в малокомплектной школе.
4. Этап подведения итогов. Рефлексия /5-7 мин/
Заполнение таблицы «Плюс-минус-интересно» (в графе «+»-информация вызвала положительные эмоции и может быть полезна, «минус»- все, что не понравилось на уроке или информация, которая, по мнению обучающихся, бесполезная с точки зрения решения жизненных ситуаций, «И» - вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.
«+» «-» «И»
Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание: проектирование 5 компетентностно-ориентированных заданий (1 ряд - по математике, 2 ряд- по русскому языку, 3 ряд - по познании мира). Выставление оценок.