Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к ГИА


Подготовил:педагог-психолог МОАУ «СОШ № 71» г. ОренбургаЧичикин Алексей Иосифович Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к ГИА Готовность выпускников к сдаче ГИА- комплекс приобретенных ЗУН по предмету и личностных качеств, позволяющих успешно пройти итоговую аттестацию. Составляющие готовности учащихся к сдаче экзамена: информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, заполнения бланков и т.д.);предметная или содержательная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); психологическая готовность (подразумевается достаточный уровень сформированности познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.), личностных качеств и поведенческих навыков, обеспечивающих выпускнику успешность при прохождении ГИА). Цель психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к ГИА: – выработка у выпускников психологических качеств, умений и навыков, необходимых для эффективной подготовки и сдачи экзаменов.Задачи: поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников;создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика; развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций. Программа по психолого-педагогическому сопровождению выпускников включает 5 направлений: Диагностическое направление Цель: определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА:познавательный компонент (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы), личностный компонент (тревожность), процессуальный компонент (знакомство с процедурой ГИА). Программа по психолого-педагогическому сопровождению выпускников включает 5 направлений: Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками Цель: создание условий для психологической готовности к ГИА и решения психологических проблем конкретных учащихся. Она включает в себя:Формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА, планирование занятий с ними. Проведение цикла занятий в форме психологических тренингов для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности. Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции. Программа по психолого-педагогическому сопровождению выпускников включает 5 направлений: Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям Цель: оказание психологической помощи и поддержки субъектам ГИА, обучение их навыкам саморегуляции. Программа по психолого-педагогическому сопровождению выпускников включает 5 направлений: Профилактическая (просветительская) работа Цель: проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ГИА. Программа по психолого-педагогическому сопровождению выпускников включает 5 направлений: Организационно-методическая работа Цель: разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций. http://atrikx.wix.com/psy-info-ru http://atrikx.wix.com/psy-info-ru Трудности, с которыми выпускники сталкиваются при подготовке к экзаменам: КОГНИТИВНЫЕ - представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенности развития мнемических процессов, логического мышления.Психологическая работа направлена на развитие основных психических функций и обучение эффективной работы во время проведения экзамена. Трудности, с которыми выпускники сталкиваются при подготовке к экзаменам: ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ - отсутствие полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов. Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых лет, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей. Трудности, с которыми выпускники сталкиваются при подготовке к экзаменам: ЛИЧНОСТНЫЕ - Связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная стабильность, организованность работы, уровень тревожности и т.п. Работа по преодолению личностных трудностей заключается в проведении обучающихся занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятия тревожности. Оценка уровня психологической готовности выпускников 9, 11-ых классовСПРАВКАВ исследовании приняли участие учащиеся 9, 11-ых классов МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга в количестве 86 человек (80,4 % от общего числа обучающихся в 9, 11-х классах).Возраст испытуемых: 16-18 лет. Исследование проводилось в период с 06-11апреля 2015 года. Рейтинг трудностей выпускников1. Неадекватное и нереалистические установки по поводу ГИА.2. Отсутствие осведомленности по поводу возможных стратегий деятельности.3. Высокий уровень тревоги. Оценка уровня психологической готовности выпускников 9, 11-ых классовУчащиеся 11-х классов чувствуют себя более уверенно, чем учащиеся 9-х классов. Их Σ показатель психологической готовности к прохождению ЕГЭ составляет 7,9, тогда как Σ показатель психологической готовности к прохождению ОГЭ - 7,77.Σ показатель психологической готовности к прохождению ОГЭ (ЕГЭ) по школе составил 7,8 (хороший уровень).Выявленные результаты психологической готовности учащихся 9-х и 11-х классов свидетельствует о ХОРОШЕМ психологическом состоянии и НИЗКОМ уровне тревожности выпускников перед прохождением итоговой аттестации. Экзамены - ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует школьника, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. ВАЖНО ПОМНИТЬ: получить успешный результат по экзамену под силу каждому выпускнику, для этого необходимо иметь всего лишь большое желание, правильные установки для успешной сдачи экзамена и правильно организованное время.При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.Психолого-педагогическое сопровождение подготовки учащихся к ГИА