Проблемы социально-психологического климата в педагогическом коллективе
Проблемы социально – психологического климата
в педагогическом коллективе.
( из опыта работы)
Общественно-экономические изменения, происходящие в нашей стране, и связанная с ними смена нравственных парадигм диктуют необходимость поиска новых подходов к проблеме формирования и коррекции социально -психологического климата в педагогических коллективах.
Актуальность данной проблемы вытекает из объективных противоречий, наиболее существенными среди которых являются следующие:
- изменившиеся и возросшие требованиями общества к интеллектуальному и общекультурному развитию личности педагога и существующими медико-психолого-педагогическими условиями профессиональной деятельности педагогов;
- созданным десятилетиями общественным стереотипом представлений о педагогах, как о самой интеллигентной, самой культурной части населения и наблюдаемым неблагоприятным психологическим климатом во многих педагогических коллективах.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Термин «социально-психологический климат» часто принято ставить в один ряд с понятием духовной атмосферы, духа коллектива, это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психологической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной и т.д. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива. Таким образом, под социально-психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность, эффективность деятельности в силу сложившихся в коллективе норм отношений между людьми. Преобладание и устойчивость атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения к человеку, сочетающаяся с принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и другим – таковы основные черты здорового социально-психологического климата. Здоровый психологический климат – является одним из решающих факторов успешной жизнедеятельности человека во всех сферах общественных отношений, важнейшее условие формирования личности. Благоприятный климат каждым человеком переживается как чувство удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, своей работой, ее процессом, результатами. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в педколлективе, с учениками, администрацией, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении учителя, его работоспособности и активности, на его здоровье.
В решении проблемы гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе, в поддержке здоровой психологической атмосферы - не последняя роль принадлежит психологу. Проведенные в школе исследования показали четкую взаимосвязь между психологическим климатом и работоспособностью коллектива. Кроме того, выявилась и взаимосвязь между психологическим климатом и соматическим состоянием педагогов. Чем выше уровень учителей недовольных администрацией, учениками, коллегами, тем больше неуспевающих в классах, где работали эти учителя, а сами учителя отмечали у себя ухудшение соматического состояния.
В исследовании использовалась методика оценки психологического климата в коллективе по А. Ф. Фидлеру, а также методика исследования уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, так как было выдвинута гипотеза - именно синдром профессионального выгорания является «запускающим механизмом» в проявлении истощения психологического климата в коллективе.
Работа по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе, в нашей школе осуществляется через систему социально-психологических занятий: тренинг личностного роста «Познай себя», тренинг коммуникативных умений «Среди людей», тренинг-рефлексия «Женщина, ты любая прекрасна!»; проблемно-деловых игр; фито–терапию, а также через индивидуальные беседы, совместный отдых.
Фито – чаепитие особенно понравилось педагогам. Оказалось, что в коллективе многие сотрудники активно интересуются расслабляющим влиянием многих трав на организм человека, помогающим снять стрессовое напряжение. Такая заинтересованность оказалась той соломинкой, за которую можно было зацепиться в коррекции проблем психологического климата в коллективе. Фито- терапия стала проводиться систематически, педагоги стали активными участниками в проведении мероприятия, стали сами напоминать о занятиях, в ходе которых часто решались острые педагогические вопросы, решались без криков, спокойно.
Повторное исследование, в конце учебного года, показало снижение уровня напряженности в коллективе.
Представляя педагогов в качестве объектов психологической помощи, психолог осознает, что психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Педагоги являются самой сложной категорией, с которой работает психолог. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием, а иногда и скептицизмом. Вместе с тем, педагоги всегда с удовлетворением воспринимают психолого – педагогическую информацию, если она отвечает запросам коллектива, излагается в системе, методически грамотно и основательно. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность его работы помогут ему завоевать доверие в педколлективе.
МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3»
педагог - психолог Середина С.В.
15