Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха учащихся

Дидактические игры как средство развития фонематического слуха учащихся в период обучения грамоте ”

Важным направлением работы учителей начальной школы является развитие фонематического слуха детей. Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования четырех основных видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чем нам сообщает.
Одним из эффективных приемов обучения учащихся в начальной школе является дидактическая игра. При организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
выразительность проведения игры;
необходимость включения педагога в игру;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
Я составила картотеку дидактических игр, направленных на формирование и развитие фонетических умений учащихся первого класса. Приведу примеры игр из картотеки:

Игры, направленные на развитие слухового внимания.
Узнай по звуку.
Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
Часовой.
Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.
Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
2. Игры на развитие речевого слуха.
Угадай, чей голосок
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
Угадай, кто это
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще раз.
Возьми игрушку
Цель. Развивать слуховое внимание у детей, учить их отчетливо произносить многосложные слова.
Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука.
Недовольный Саша
Цель. Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.
Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков -поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
Как правильно сказать?
Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
Описание игры. Педагог имитирует искаженное и нормальное произнесение звук в слове и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

Будь внимателен
Цель. Учить определять правильность произношения слов.
Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог правильно называет картинку ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.
Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов
Незнайка запутался
Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.
Описание игры. Педагог произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
- мак, бак, так, банан; - сом, ком, индюк, дом;
- лимон, вагон, кот, бутон; - мак, бак, веник, рак;
- совок, гном, венок, каток; - пятка, ватка, лимон, кадка;
- ветка, диван, клетка, сетка; - каток, моток, дом, поток и т.д.
Поэт
Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
Описание игры. Педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка)
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту...
(перина, подушка, рубашка) (тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол
Поздним вечером...
(сбежал, ушел, ускакал)
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то...
(спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик. Говорила мышка мышке: Ты девочка, а я...
(игрушка, медведь, мальчик)
Говорила мышка мышке: До чего люблю я...
(сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку)
Опустела мостовая,
И уехали ...
(автобусы, трамваи, такси)

Расставь по местам
Цель. Учить подбирать слова для рифмы с помощью картинок.
Описание игры. Учитель читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам-все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? На крючок в реке попал...?
Что построили с тобой... ? Может все, хоть ростом мал... ?
Я опять задачу дам - все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? С гор спускается, течет...?
Детям мамочка плетет...? Что за скользкий, ровный лед...?
5. Игры, направленные на дифференциацию слогов
Повтори правильно
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
Телефон
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Учитель называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается п цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
Какой отличается?
Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.
Описание игры. Педагог произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
6. Игры, направленные на дифференциацию звуков
Найди место для своей картинки
Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.
Не ошибись
Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
Найди свою картинку
Цель. Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук [л], а другая - на [р]. Подойдя к своей группе,
ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.
7. Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза
Поймай звук
Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.
7.2 Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец)
Веселый поезд
Цель. Учить определять место расположения звука в слове.
Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.
7.3 Игры на определение последовательности звуков в слове
Выложи слово фишками
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.
Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме. { Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек
заполняют схему слова.
7.3 Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов
Угадай'ка
Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Описание игры. Педагог предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок {например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).
8. Игры, направленные на определение характеристики звуков
Разноцветные мячи
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет.
Что за звук? Мне дай ответ!
Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.
Покажи кружок нужного цвета
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков,
Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.
исание игры.
Первый вариант.
Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.
Назови братца
Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных. Описание игры. Первый вариант.
Педагог называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то учитель сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
Второй вариант.
Педагог называет мягкий согласный звук, а дети - его твердую пару. Учитель подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда учитель бросает им мяч.
Третий вариант.
Педагог сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети - его твердую пару.
Свистит - шипит
Цель. Дифференциация звуков [с] - [ш].
Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Шар: ш-ш-ш... и т.д.
Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука [с] язык внизу, а при произнесении [ш] – вверху.

Проведенный нами эксперимент доказал, что систематическое использование дидактических (фонетических) игр в первом классе приводит к значительному повышению качества и уровня сформированности фонетических умений у первоклассников.