Дидактическая игра как средство развития внимания младших школьников
Дидактическая игра как средство развития внимания младших школьников
Е.В.Печура, МКОУ «Ершовская СОШ, учитель начальных классов
Я решила рассмотреть и изучить данную тему ввиду того, что дети младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень развития внимания. К сожалению, в наше время встречаются такие случаи, что даже у учащихся второго класса до сих пор преобладает непроизвольное внимание, дети привыкли заниматься тем, что им интересно и наиболее привлекательно для них, хотя произвольное внимание должно быть сформировано еще в старшем дошкольном возрасте.
Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие произвольного внимания. От степени его развития зависит также развитие и формирование других психических процессов, и различные интеллектуальные способности.
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес.
Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются различными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, и тем самым становится толчком к развитию внимания.
Моей задачей было выявить уровень сформированности основных свойств внимания учащихся второго класса. Для этого я использовала комплекс методик Р.С.Немова. В качестве основного материала для оценки свойств внимания младших школьников мною были выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применить для детей младшего школьного возраста, получая сравнимые и преемственные показатели.
Ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и поставить двойную вертикальную черту.
Анализ результатов показал, что у 2 учащихся второго класса внимание находится на низком уровне развития, поэтому необходимы специальные упражнения по развитию внимания. С целью развития определённых свойств внимания возникла необходимость включения игры в процесс обучения.
Для уроков отбирала наиболее интересные и приемлемые упражнения и задания. Подобные задания необходимо вводить в уроки регулярно, сочетая их с темой и общими задачами. Продолжительность упражнений колеблется от 2 до 10 минут. Форма организации работы может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. Эти упражнения играют развивающую роль, а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Приведу лишь несколько примеров.
Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены. Для того чтобы вызвать у детей состояние предвнимания и немного успокоить их, я использовала такой приём в начале урока:
- игра «Минутка» - Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам, как быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Подобную игру можно проводить и в конце урока.
Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, можно использовать такой приём - игра «Кто меня слышит». Я произношу тихо фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее я тихо произношу: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Я тихо произношу фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на мои слова. Я тихо произношу: «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина.
Для развития концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ на уроках русского языка, в своей работе я использовала такой приём, как «Корректурная проба». Ребёнку предлагают находить и вычёркивать определенные буквы в печатном тексте. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут в течение 2-3 месяцев.
Методика “Исправь ошибки” для развития концентрации и устойчивости внимания. Используются специально приготовленные тексты, содержащие определённое количество ошибок. Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и исправить их.
среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ
Методика Мюнстерберга и её различные модификации. В бессмысленный набор букв - вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ
На уроках чтения применяла таблицу Шульте. Учащимся предлагается алфавит в хаотично расположенном порядке, дети должны за 30 сек. назвать буквы алфавита в правильной последовательности.
На уроках математики проводили арифметические диктанты - смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Например, даю два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4.
Итак, в ходе работы учебные занятия проводились в обычном режиме, с применением дидактических игр на развитие свойств внимания в течение 2-х месяцев. Игры использовались на различных этапах урока, сопровождались наглядностью, поощрениями детей. Сначала дети проявляли интерес к самой игре, а постепенно и к учебному материалу. Увлёкшись, дети не замечали что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают внимание.
Для того чтобы убедиться в эффективности проведённой работы по развитию свойств внимания учащихся, я провела повторную диагностику. Сравнив результаты тестирования до и после, пришла к выводу, что проведённая работа является всё-таки эффективной.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра является хорошим средством для активизации учебного процесса и развития устойчивого внимания.
Список используемой литературы:
1. информационные ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Гафиатулина Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Ярославль, 2007
4. Лаут Г. В., Шлоттке П. Ф. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры:. – М., 2008.
15