Статья Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка в начальной школе


Компетентностно - ориентированные задания на уроках русского языка.
Кузнецова Н.В. учитель начальных классов
МБОУ БГО СОШ №4 г.Борисоглебска Воронежская область
Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является обеспечение доступности качественного общего образования, в рамках которого реализуется ряд задач . Среди них выделяется задача совершенствования системы оценивания личностных и учебных достижений учащихся.
При обсуждении этой системы прослеживается тенденция увеличения внимания к компетентностно-ориентированным заданиям, предлагаемым учащимся в ходе изучения дисциплины и учитывающим требования к осваиваемым компетенциям .
Сегодня на первый план выходит задача формирования такого задания. Перед педагогом возникает ряд сложностей, в первую очередь связанных с тем, что компетентностно-ориентированные задания должны учитывать многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.
Все эти аспекты и необходимые связи между ними учитываются в электронной модели содержания образования, что позволяет использовать ее в качестве основы для технологии формирования компетентностно-ориентированных заданий, которая призвана упростить и автоматизировать этот процесс.
Внедрение компетентностно-ориентированых заданий в предметное обучение – одно из направлений, связанных с реализацией школьных стандартов второго поколения. К отличительным признакам компетентстно-ориентированных заданий относится деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное знание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умение работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения.
Учебные компетентностно-ориентированные задания можно использовать:
при изучении нового программного материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных знаний и самостоятельного микроисследования учащихся;
при изучении темы через укрупненные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счет дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника и других источников или представленных учителем.
Компетентностно-ориентированные задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.
Типы компетентностно-ориентированных заданий:
проблемная лингвистическая задача;
моделирование (лингвистическое и речевое);
исследовательская работа;
проект;
творческая работа.
Проблемная лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т. п. Приведем пример:
Определите, к какой части речи относится слово грустно. В чем причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.
Нарушение лексических норм русского литературного языка обычно рассматривается как ошибка. Но всегда ли это так? Проанализируйте предложенный фрагмент текста, выясните функции встречающихся нарушений, представьте результаты своего анализа и прокомментируйте их.
Проблемные лингвистические задачи чаще всего используются на этапе систематизации и углубления знаний, а также при обработке способов применения теоретических сведений в языковой и речевой практике.
Лингвистическое и речевое моделирование предполагает создание языковых единиц и конструкций определенного типа, а также схем, таблиц, лингвистических и речевых моделей (новых для учащегося) с опорой на ранее освоенные способы деятельности. Моделирование включает выявление необходимой структуры, проверку ее правильности, демонстрацию функционирования предлагаемой модели. Приведем примеры заданий для моделирования:
Образуйте от названий поселений вашего региона слова, обозначающие их жителей. Проверьте себя по словарю. Выявите типовые словообразовательные модели.
Создайте модель алгоритма выбора н и нн в различных частях речи.
Преобразуйте монологическое высказывание автора публицистического текста в диалог. Запишите его, соблюдая пунктуационные правила.
Обращение к лингвистическому и речевому моделированию наиболее эффективно при формировании способов деятельности с языковым материалом.
Исследовательская работа требует самостоятельного анализа какой-либо проблемы и получения новых данных. Чаще всего учащийся проходит путь от формулировки проблемы и уточнения темы до получения результатов при консультационной помощи учителя. Преимущество этого типа задания, с точки зрения компетентностного подхода, заключается в комплексном применении всех полученных знаний, умений, основанных способов познавательной деятельности в ситуации, выходящей за рамки искусственно созданной учебной среды. Именно поэтому проводимые школьниками исследования по родному языку чаще всего носят социолингвистический, психолингвистический, этнокультурный характер.
Создайте речевой портрет своих одноклассников в чате.
Исследуйте особенности лексического значения глаголов движения в одном из говоров вашего региона.
Однако на этапе изучение нового или углубления ранее полученных знаний учителя нередко обращаются к учебному микроисследованию. Проект предполагает групповую деятельность учащихся, направленную на достижение результата, имеющего практическую ценность. В проектной деятельности требования к ее результату (продукту) являются определяющими. По ходу выполнения проекта уточняются цели, распределяются обязанности между участниками, определяется круг необходимой информации, решается вопрос об оформлении и способах презентации результата, устанавливаются параметры его оценки. Межпредметные и метапредметные школьные проекты являются эффективным инструментом проверки сформированности ключевых компетенций учащихся. Именно поэтому в проектную деятельность могут быть включены несколько типов компетентностно-ориентированных заданий. Предметные проекты используются на этапе тематического и итогового контроля и позволяют определить интеграцию ключевых и предметных компетенций. Приведем примеры проектных заданий по русскому языку:
Вы познакомились с региональным словарем фамилий. Создайте по его образцу словарь фамилий учеников вашего класса. Защитите свой проект.
Творческая работа создает условия для индивидуального проявления компетентностей. Главный компонент в ней – нестандартная ситуация, в которой порождается собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на предложенный авторский текст. В творческой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетентность, поскольку учащийся демонстрирует реальный уровень правописной грамотности и культуры речи, и культуроведческая компетентность, так как при создании вторичного высказывания необходимо учитывать историко-культурный фон исходного текста и особенности идиостиля его автора. Приведем примеры творческих заданий:
Опишите свое отношение к местному климату в одной из форм: а) развернутого прогноза погоды; б) письма к другу, живущему на юге (севере); в) жалобы дачника.
Создайте рекламу самой интересной из книг, прочитанных вами за последний год.
С точки зрения характера совершаемых общеучебных действий компетентностно-ориентированные задания по русскому языку делятся на:
аналитические, которые требуют различных видов анализа, сопоставления, группировки, обобщения, выделения главного;
прогностические, которые предполагают попытку «нащупать» в языке ранее не обоснованные закономерности, выйти на новые способы деятельности с языковыми явлениями, заглянуть в будущее языка;
коммуникативные, которые строятся на основе задаваемых ситуаций общения.
Все задания можно разделить на группы по форме требуемого ответа:
- задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания на установление последовательности;
- задания на соответствие.

Таким образом, компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка              и литературы позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания    в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических                             и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.