Пути формирования учебной мотивации младших школьников


МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ НОШ № 25 С. БАДА
ХИЛОКСКИЙ РАЙОН
КОЧНЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ТИМОФЕЕВНЫ
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В последнее время изменилась социальная ситуация, в которой происходит развитие личности ребенка и обновление начального образования, предпринятого в условиях внедрения ФГОС. Перед учителями встают новые задачи в обучении и воспитании младших школьников. Реализация ФГОС определяет, готова ли я, получившая профессиональную подготовку в советской школе и большую часть своей деятельности проработавшая в условиях смены ценностных ориентиров в обществе, выполнить новый социальный заказ? Это один из аспектов воспитания -духовно-нравственное, которое направлено на усвоение подрастающим поколением ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, определяющих поведение и поступки, то есть основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. Однако, что сделать, чтобы нравственные ценности побуждали к активной деятельности, самовоспитанию и саморазвитию личности, приобретались побудительные силы мотивы деятельности и присваивались самой личностью, когда человек может формулировать цель своей деятельности, видеть их гуманистический смысл, находить эффективные средства реализации, своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.
Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научиться учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования.
Важнейшим интегративным показателем успешности обучения выступает обучаемость (не путать с обученностью) или способность к дальнейшему обучению. Способность к дальнейшему обучению у ребенка появится тогда, когда он будет сформирован как субъект собственной учебной деятельности.
Система оценки образовательных достижений обучающихся должна основываться на понимании результата образования как социальной компетентности. Именно в рамках этого понятия, хочу описать какими свойствами должна обладать личность, чтобы она могла противостоять трудностям современного общества и справляться с требованиями динамичной, развивающей, во многом противоречивой и агрессивной социальной среды.
А чтобы социальная компетентность становилась все более значимой в жизни человека, нужно уже в начальной школе создать не только систему оценки образовательных достижений на основе критериального самооценивания, но и представить в системе формирование перспективных линий развития личности младшего школьника.
Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений) эмоциональная сфера современного ребенка подвергается огромным перегрузкам. Результат подобных неблагоприятных реакций: нетерпимость, бесчувственность, агрессивность, жестокость. Отсутствие должного внимания и своевременного воздействия взрослых на эту сторону психической жизни ребенка отрицательно сказывается на его развитии.
Начальное звено имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Невнимание к развитию личности, к потребностям и мотивам деятельности ребенка порождает педагогические просчеты, которые обнаруживаются на следующих ступенях обучения. С переходом в среднюю школу увеличивается трудность учебных задач, объем преподаваемого материала, количества предметов, ослабляется роль внешнего контроля. Важнейшими требованиями деятельности становится наличие целевой перспективы, развернутого планирования, осуществление самоконтроля, саморегуляции. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально –волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными удовлетворить эти требования. Не случайно старшие подростки чаще всего считают причиной учебных трудностей развитие именно волевых качеств, полагая, что успеху в учебе препятствуют безволие, лень, неумение довести начатое дело до конца.
Интересную мысль я нашла в педагогической литературе по воспитанию: правильно организованное обучение ведет за собой развитие и воспитание личности учащихся. Постоянный анализ наблюдений своих выпускников, ныне учащихся средней школы, позволил выявить факторы, влияющие на развитие данной сферы:
Формирование целостной культуры учебной деятельности младших школьников (обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний)
Формирование учебной мотивации, осознание школьниками процесса обучения
Развитие самостоятельности младших школьников
Развитие произвольности эмоционально-волевой сферы
Опираясь на эти условия, изучая индивидуально-психологические особенности учащихся, продвигая детей по индивидуальному образовательному маршруту, у меня появилась возможность эффективно, целенаправленно управлять становлением волевой активности учащихся, развивать ее, тем самым помогая ребенку адаптироваться в средней школе. Эта деятельность постепенно превратилась в систему воспитательной работы в моем классном коллективе.
В начальной школе эту систему начинаю с формирования успешной адаптации к учению. Работа по отслеживанию исходного уровня условий начинается с 1 сентября в ходе прохождения курса Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь» в течение 10 дней.(Приложение «Стартовая диагностика») Практические задания этого курса позволяют определить, на каком уровне интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая готовность первоклассников. На первом родительском собрании я показываю, какие этапы личностного развития ребенок проживает за 4 года, к какие результаты он должен показать при переходе в среднее звено. Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией в течение почти четырех месяцев. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличивается и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. Хочу отметить, что в последние годы увеличивается количество детей, которые быстрее адаптируются, с удовольствием принимают школьную жизнь. В настоящее время учителя недостаточно четко представляют себе цели и возможности психолого-педагогического анализа адаптационного периода, потому что успешное прохождение адаптации позволяет ребенку безболезненно перейти к следующему этапу в работе моей системы – формированию учебной мотивации. Методика Л.М.Ковалевой и Н.Н.Тарасенко помогает систематизации представления о ребенке, начинающем учиться в школе. Выявляется группа хорошо адаптированных детей, которые легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники в основном, из благополучных семей, где родители уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе, формируют положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с учителем и сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. Такие качества с первых же дней учебы позволяют им ощутить свои успехи, что еще больше повышает учебную мотивацию. Хочется, чтобы процесс обучения проходил успешно у всех учащихся, но наблюдается и «группа риска», которым учение дается тяжело, т.к. этих первоклассников привлекают только интересующие их вещи, и простой учебный материал не воспринимается. Они очень шумно ведут себя на уроках и переменах, делают все быстро и как попало, с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой или вовсе не переключаются, легко примиряются с неудачами, не любят прилагать никаких усилий, чтобы хорошо выполнить задание. Такие ученики почти никогда не отвечают на вопросы, требующие сообразительности, они считают на пальцах, не умеют выделять главного, существенного, также затрудняются применять ранее усвоенные правила и понятия при объяснении нового материала. Этап мотивации проходит в течение декабря – мая 1 класса. В этот момент после успешной адаптации у ребенка начинает появляться сознательное стремление к школе, интерес к школьно-учебной деятельности. Таким образом, в ходе проведенной работы выясняется: внутренняя позиция школьника формируется. Пробуждаются мотивы, идущие как от самой учебной деятельности, так и мотивы, вызываемые позицией школьника (меняется тип ведущей деятельности – от игры к учебе, меньше отвлекаются, становятся внимательнее). Тем не менее, есть еще дети, которые недостаточно организованны, не всегда выполняют требования учителей, имеют трудности в овладении новым материалом. Один из авторов технологии «Личностно-ориентированное обучение» А.В.Хуторской в педагогической мастерской «Как научить всех по-разному» отмечает, что… «нужно вести целенаправленное наблюдение – обучение – сопровождение хотя бы одного ученика; складывающиеся при этом у учителя педагогические методы, направленные на одного, неизбежно будут переноситься на других детей – и учитель будет видеть весь класс». Для мониторинга по развитию школьной мотивации наметила работу с Романом С. Выявила преобладающие мотивы учения:
учусь потому, что ругают за плохие отметки
учусь потому, чтобы доставить радость родителям, не отставать от товарищей
учусь потому, что за хорошую работу ставят в пример другим
Видно, что у Романа отсутствуют познавательные мотивы, среди любимых предметов называет музыку, физкультуру и рисование, ярко выражены были на тот момент узкие социальные мотивы. Я понимала, что доминирование (преобладание) социальных мотивов может привести к снижению познавательной активности и инициативы в дальнейшем. Выявила, что у Ромы положительное отношение к школе, к учителю, но в наличии – отрицательные переживания (боялся идти домой после уроков, т.к. родители строго спрашивали за учебу). Провела работу с родителями, индивидуальные беседы с Ромой, психологические занятия по снятию пассивности. На уроках постепенно стал появляться интерес к заданию, ситуации успеха стали все чаще появляться в жизни ромы. Сейчас он работает на хорошем уровне, есть желание учиться, теперь сам ищет возможность повышать интерес к учебному материалу, ощущает свою самостоятельность в учебной деятельности, активно участвует в жизни класса. Один из признаков успешной мотивации – степень мотивации самостоятельности у учащихся при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, поэтому убеждаю родителей ограничивать помощь, постепенно уменьшая ее. Учеными-психологами доказано, что если с детства, и особенно в сензитивный (благоприятный) период начального обучения развивать самостоятельность и ответственность, трудным он никогда не будет. Таким образом, в ходе проведенной работы, выясняется: внутренняя позиция школьника формируется. Пробуждаются мотивы, как идущие от самой учебной деятельности, так и мотивы, вызываемые позицией школьника. У детей быстрее меняется тип ведущей деятельности – от игры к учебе, меньше отвлекаются, становятся внимательнее. Это дисциплинирует детей в учебе, помогает продвигать учебную мотивацию. Успешная мотивация помогает ему перейти на следующий этап развития - появляется самостоятельность у учащихся при выполнении им учебных заданий. Проблема развития самостоятельности у школьников имеет особую актуальность. Сейчас обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Именно в начальной школе начинаются формироваться учебные действия, закладываются приемы решения задач, способы умственной деятельности. По мере освоения учащимся новых учебных действий, начинать позволять ему делать это самостоятельно. Это правило не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон открытый Л.С.Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития». Это означает, помогайте ребенку до тех пор, пока он не перейдет из «зоны ближайшего развития» (не может выполнить самостоятельно) в «зону актуального развития» (может выполнить сам). Другими словами: завтра ребенок будет делать то, что сегодня он делал с учителем, и именно благодаря тому, что это было с «учителем». Зона дел «вместе» - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему Л.С.Выготский назвал ее «зоной ближайшего развития». С родителями мы рассматриваем все уровни самостоятельности младших школьников:
1 уровень (полный контроль) –выполнение всех этапов за учителем
2 уровень (усиленный контроль) – постепенная передача учащемуся выполнения задания под усиленным (пошаговым) контролем учителя
3 уровень (ослабление контроля) – выполнение задания учащимся под ослабленным контролем учителя
4 уровень (присутствия) – самостоятельное выполнение задания в присутствии учителя с вмешательством крайней необходимости
5 уровень (самостоятельное выполнение) – полная передача выполнения задания учащемуся – контроль итоговый
Особенно хочу обратить внимание на 4 уровень развития самостоятельности, так называемый уровень присутствия . Например, при выполнении домашнего задания ребенок просит родителей просто посидеть рядом – это придает ему уверенности. Это очень важный этап, но ему не придают серьезного значения. Данные уровни представляют собой систему развития самостоятельности ученика. Период мотивации учебной самостоятельности наблюдаю в течение 2-3 класса. Успешная самостоятельность у ученика ведет к формированию начального этапа мотивации ответственности. Но полной сформированности мотивации ответственности начальная школа не дает, формирование ответственности заканчивается только в 15 лет. Компетентна я, значит компетентны должны быть и родители. Поэтому на каждом родительском собрании мы подводим итоги прохождения детьми этапов развития их личности.
Итак, данные элементы системы – адаптация первоклассников, учебная мотивация , мотивация учебной самостоятельности, мотивация ответственности – выявляют у моих учеников достаточно высокую силу учиться, познавательная и социальная мотивация учащихся не снижается.
Все вышесказанное органично разрешает воспитательные проблемы, стоящие перед коллективом учащихся и родителей моего класса. На родительских собраниях обсуждаем разные темы, в том числе и о формировании условий адаптации учащихся в среднем звене. Родители желают дать детям достойное образование. Их желание совпадает с моим желанием сделать воспитание и обучение наших детей такими, чтобы каждый из них почувствовал собственную значимость и был успешен потом в средней и старшей школе.
Учитель начальных классов Кочнева Т.Т.