Воспитание положительного отношения к труду как основа формирования базовой ценности
Воспитание положительного отношения
к труду как основа формирования базовой ценности.
МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Переволоцкого района
«Я тысячу раз убеждён, - писал В.А.Сухомлинский, - что трудовое
воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый
сложный станок, овладеть которым не так просто»
В процессе трудовой деятельности у учащихся формируются такие качества, как ответственность, добросовестность, коллективизм, трудолюбие, бережливость, культура труда, т.е. осуществляется трудовое воспитание.
Практическая проба сила в различных сферах трудовой деятельности, ознакомление с содержанием и условиями труда специалистов разных профессий помогают уч-ся более осознанно и ответственно относиться к выбору профессии. Несомненно, чем разнообразнее проба сил, тем эффективнее профориентация школьников. Это непременно учитывается в воспитывающей деятельности нашей школы.
А.С.Макаренко считал, что труд в процессе воспитания играет решающую роль, ибо труд – не конечная цель, а средство достижения ряда многогранных целей воспитательного процесса- общественных, нравственных, творческих, эстетических, эмоциональных.
Труд – деятельность, преобразовательная по своей сущности. Сухомлинский видел логику труда в след. связях: труд по самообслуживанию (Для себя), труд для близких людей (родных, друзей), - труд на пользу коллектива, класса, школы; труд на благо Родины, всего общества. Николай Климентьевич Калугин считал, что именно труд, осознанный и необходимый, является главным воспитателем сельского школьника. От трудового воспитания и обучения подрастающих жителей села зависит будущее России, будущее всего агропромышленного комплекса России. Воспитание любви к земле, положительного отношения к труду на ней должно идти вместе с подготовкой сельских школьников к самым главным с/х специальностям. Механизатор, агроном, пчеловод, строитель, экономист, ветеринар, повар, швея, - это далеко не полный перечень профессий, которыми по мысли Калугина, должны овладеть юные жители села, завтрашние фермера, хозяева усадеб, сельские предприниматели, владельцы земельных паев. При этом ученики, их родители, учителя должны видеть ценностный результат своих устремлений. Эту профориентацию надо начинать как можно раньше. В воспит. системе СОШ с.Чесноковка приоритетным направлением является именно трудовое воспитание. Осуществляется оно через трудовую деятельность на пришкольном УО участке, через деятельность учен. производственой бригады, на уроках, на внеурочных внешкольных мероприятиях, через трудовые десанты, тимуровское движение.
Ученическая производ. бригада СОШ с.Чесноковка создана в 1965 году. С первых дней существования УПБ стала производственной единицей колхоза: выращивала хлеб на шк. поле, занималась прополкой бахчев. культур, овощей. В 1970 году был построен стацион.лагерь труда и отдыха «Золотой колосок». В1974 г. был выделен трактор ДТ-75, после 3-х лет эксплуат. он был заменен новым, и также колесный трактор Т-40, комбайн «Колос». Было создано подсобное хозяйство при лагере. Стали сами выращивать картофель, овощи для шк.столовой.
С первых дней своего существования члены УПБ, занимали призов.места в состяз. пахарей, дояров, юных исслед. природы. За победу на район сорев. бригаде (выделили) сельхозуправлением Переволоцкого района поощрительные призы: Трактор ДТ-75, Т-40. школа была награждена дипломом за активное участие во Всесоюзном конкурсе «Малая Тимирязевка».
Деятельность бригады планируется на календарный год: она включает в себя
Работа на школьном поле (выращивание картофеля, овощей).
Организация трудовых десантов, школьных ярмарок, субботников по благоустройству школы, села.
Помощь ООО «Чесноковское»
Летнее трудоустройство.
Ученическая производственная бригада «Юность» является трудовым объединением школьников и основной формой организации общественно-полезного труда и трудового обучения и воспитания. Она создана для решения комплекса социально педагогических задач:
Цель бригады:
- формирование активной жизненной позиции у обучающихся, способных ориентироваться в современных социально-экономических условиях путем совершенствования знаний и умений в сфере сельского хозяйственного производства.
Задачи:
- соединение теоретического обучения с практикой
- воспитания у учащихся любви и уважительного отношения к труду
- подготовки молодежи к активной трудовой и общественной деятельности
- производство продуктов для организации горячего питания учащихся и педагогов.
УПБ состоит из звеньев–классов из числа обучающихся 8-11 классов. Создаются основные структурные звенья: полеводов, ремонтников, овощеводов, животноводов
Основным видом деятельности бригады является выращивания сельскохозяйственной продукции на основе учебно-опытнической работы на уроках технологии, в каникулярное время, в свободное время от занятий. Основная работа школьников организуется в период прохождения практики в летний период.
Деятельность бригады разнообразная
Строительное звено участвуют в проведении субботников, благоустройства и очистки территории, помогали в проведении ремонта школы.
Звено растениеводов – самое многочисленное, занимается выращиванием растений, начиная с подготовки семян и рассады, наблюдают за их ростом и развитием, проведением опытов в соответствии с программами технологии, природоведения, биологии.
Начиная с самых маленьких, и заканчивая старшеклассниками с самой ранней весны и до поздней осени, ведется кропотливая работа на УО пришкольном участке. Учащиеся выращивают овощи, цветочно-декоративные культуры и плодово-ягодн. Культуры.
В течение всего лета учащиеся учатся выполнять все технологические операции: копают, подготавливают грядки, сажают, поливают, ведут прополку сорняков, учатся правильно убирать урожай
Большое внимание в этом году мы уделили озеленению и благоустройству школьного двора. Продолжили работу над совершенствованием станций «Альпинарий», «Зона отдыха», «Историческая», «Сказочная», «Хуторок». Разработали творческий проект и приняли участие в районном смотре-конкурсе «Школа - территория красоты», участвовали в областном туре и награждены Грамотой Областного эколого – биологического центра за участие.
Выпускники 2010 года посадили саженцы сосны, за которыми мы осуществляем уход. Школа тесно сотрудничает с администрацией Чесноковского сельского совета. В рамках акции «За чистоту и порядок» члены бригады благоустраивают территорию села, участвуют в прополке сорняков, уборке мусора вдоль дорог
В рамках акции «Живи родник» членами УПБ был очищен и благоустроен близлежащие родники, оказали помощь в очистке и благоустройстве нового родника «Ветеран», помогли в постройке беседок, мостиков, навеса над родником, стола и скамеек для гостей.
Члены школьного УПБ проделали большую работу:
- восстановили памятные знаки на воротах ветеранов Вов, повесили на воротах почетных жителей села вывески.
- постоянно ведется шефство над памятником погибших воинов села, учащиеся 7 класса еженедельно убирают мусор, в зимнее время расчищают от снега.
- ежегодно проводится акция «Обелиск», в ходе которой производится покраска памятника, восстановление имен погибших.
-операция «Гайдарики» и «Снег» проводятся с целью помочь ветеранам ВОв и престарелым жителям села. Мы стараемся оказать им посильную помощь: вкапываем огороды, убираем мусор, отчищаем дворы от снега, а затем подолгу беседуем с ветеранами, слушаем рассказы о войне.
Наши ребята трудолюбивы: они ежегодно организовывают ярмарки, платные концерты, все средства используются для нас же самих.
В школе проводится выставка «Юннат», на которую представляют заранее изготовленные гербарии, коллекции семян, влажные препараты, поделки из природного материала.
Учебно-опытный участок – это лаборатория кружка растениеводов под открытым небом. В целях формирования практических умений и навыков ведется опытническая работа. Традиционно УОУ на районном смотре – конкурсе является лидером. В 2002 г.участв. в обл.туре, заняли второе место в номинации «Сельские школы». В дальнейшем отчет был отправлен на Всерос. конкурс, где стал лауреатом УОУ школы награжден дипломом и денежной премией.
2 ученика школы были трудоустроены через ЦЗСН Переволоцкого района и работали на территории школы: поливали цветники, боролись с сорняками, благоустраивали территорию.
.
В школе эффективно ведется работа по профориентации. Ведется она на ЧКР на внеклассных и внешкольных мероприятиях, через допол. образование. Мы являемся активными участниками районной акции «Выбор», победители конкурса фоторабот «Профессионал своего дела», неоднократно принимали участие в конкурсах сочинений и побеждали.
Наши обучающиеся активно посещают кружок «Животноводство», на котором осваивают азы ухода за животными, учатся машинному доению коров Члены кружков «Животноводство», «Растениеводство» являются победителями районного слета УПБ в различных номинациях, а также победителями и призерами областного слета УПБ на протяжении 13 последних лет в номинациях «Садовод», «овощевод», «Лесовод», «Оператор маш.доения» являемся участниками слета УПБ в г.Белгороде, победителями в г. Стерлитамаке, участники юбилейного слета в г.Ставрополь в 2014 году. Такая традиция в нашей школе насчитывает не один и не два года, она исчисляется десятилетиями. Школа является многократной участницей выставок «Юннат», победит. и призером и даже стала победительницей на выставке достижении Н.Х. и награждена грамотой. В 1989 г. за достигнутые успехи в воспитании подрастающего поколения и обобщения передового опыта была удостоена высокой награды. В области был учрежден ежегодный переходящий приз имени Н.К.Калугина. обладателем этого приза первой стала наша Чесноковкая школа.
.
Члены кружка «Растениеводство» и «Животноводства» участвовали на райо нном слете УПБ и заняли призовые места. Общекомандное 1 место. Победители в разных номинациях приняли участие в областном слете УПБ и заняли призовые места: Даминева Элина – овощевод – 1 место, Бакирова Ирина – дояр – 2 место, Мустафина Раиля – садовод – 2 место, Муканаева Вероника – бригадир – 3 место. Общекомандное – 1 место. Даминева Элина и Мустафина Раиля в составе команды Оренбургской области принимали участие во Всероссийском слете УПБ в г. Ставрополь и заняли 6 и 8 места соответственно.
На 47 районном слете в сентябре 2014 года мы снова были первыми!
И вот совсем недавно, а именно 31 декабря, мы узнали, что наша школа заняла II место в областном смотре – конкурсе учебно – производственных участков в номинации «УПБ организации».
24 сентября 2010 года на 43-м слете ученических производственных бригад в присутствии представителей Министерства образования Оренбургской области, центра занятости населения г.Оренбурга, преподавателей Оренбургского государственного аграрного университета на базе МОУ «СОШ с.Чесноковка Переволоцкого района» Оренбургской области, по запросу учащихся и их родителей в торжественной обстановке был открыт агрокласс.
Агрокласс был сформирован по результатам диагностики учащихся. В программу включены теоретические и практические занятия, для них организовываются экскурсии в различные предприятия области. Составлено расписание занятий. Для проведения теоретической части привлекаются преподаватели – профессора ОГАУ, практическая часть проводится под руководством учителя химии МОУ «СОШ с.Чесноковка» Бакировой Р.А. Организацией экскурсии занимается отдел занятости населения.
На первом учебном занятии тьютор-преподаватель ОГАУ Соколов Юрий Валентинович рассказал об учебных заведениях Оренбургской области и России, готовящих кадры для различных отраслей сельского хозяйства, об условиях приема в ОГАУ. Ребятам был показан фильм «Агротехника возделывание кукурузы в Оренбургской области».
В рамках практической части программы были организованы встречи с известными предпринимателями Переволоцкого района. Широкова А.А. предприниматель из села Мамалаевка Переволоцкого района, занимающаяся выращиванием птиц в своем личном подворье, ознакомила ребят со своим проектом, бизнес-планом, поделилась опытом своей работы.
Руководитель успешно действующего ООО «Птицекомплекса «Алексеевский» познакомил ребят с деятельностью своей организации, которая реализует свою продукцию ни только в Оренбургской области, но и за её пределами.
Огромное впечатление получили ученики во время экскурсии на страусиную ферму «Птица удачи» индивидуального предпринимателя Овчиникова В.П., где своими глазами увидели красоту экзотических птиц. Также были экскурсии на агрофраншизу по выращиванию роз.
В областной конференции «Юные аграрии Оренбуржья» за 4 года у нас 7 призовых мест!
Дискуссия «Какую профессию я выбираю» показала, что 50% обучающихся агрокласса интересуются сельскохозяйственными профессиями и 71% изъявили желание заниматься предпринимательской деятельностью.
При успешной реализации программы формируется «сельскохозяйственная грамотность», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит из выжить в период кризиса за счет грамотного хозяйствования на земле. Каждый выпускник сельской школы станет биологически, экологически и экономически грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.
Школа села в 19 веке была кузницей кадров, здесь осуществлялась подготовка дояров, трактористов-машинистов и др. специальностей.
Сейчас школа и УПБ школы поистине является первой школой трудовой жизни.
Многие выпускники школы приходили и продолжают приходить в родное хозяйство рабочими: механизаторами, животноводами. Сложившаяся система трудового воспитания давала свои + результаты. Прошли годы, и теперь немалая часть этих выпускников работают специалистами, бухгалтерами, зоотехниками, ветер. врачами, агрономами, руководителями с/х предприятий района, области. Трудятся бывшие школьники добросовестно, пользуются авторитетом односельчан, имена некоторых из них занесены на доску почета, награждены почетными грамотами др. наградами, а показатели некот. механизаторов и животнов. известны сейчас и в области. Изучение деятельности выпускников школ в те застойные годы ( как принято говорить) показало, что более 60 % связывали свою жизнь с С\Х, с производством. Большинство выпускников стали успешными людьми, занимают высокие должности, смогли адаптироваться, найти свое место в жизни.
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в общественно-полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Велико значение труда в нравственном воспитании личности. К.Д. Ушинский подчёркивал: « Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».
Кружок растениеводов мы любим посещать
И все о растеньях мы может там узнать
А знанья и уменья на практике применять
Заготавливаем много экологических продуктов
Выращиваем сами картофель и морковь
Полученную продукцию без промедления
Ребята представляют на слет трудовых объединений
На районном слете УПБ наши ребята не шутили
Лесоводы, овощеводы, полеводы
Все призовые места получили
И на областных слетах мы не плошаем
Кружок нам в этом помогает
13 лет подряд урожай мы снимаем
Садоводы, овощеводы, животноводы – I и II места занимаем
Даже Белгород, Башкирию и Ставрополь
мы покорили 2-е и 4 – е место получили!
Трудимся, трудимся!
Учимся, стараемся
Без работы никогда
В жизни не останемся
Хорошо, что есть у нас
УПБ и кружок
Без труда у нас в жизни будущей
Не получится ничего.
И теперь мы ассы!
Годны ко всему
С нашими руками
Хоть на целину!
Ведь уменья станут
Благом для семьи
И может быть поднимут
Экономику страны!
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!