Публ.статья Цыдыпова Артура Сохранение традиций своего народа – долг каждого человека


Сохранение традиций своего народа – долг каждого человека
«Сохранение национальной культуры –
это нравственная проблема» В.Г.Распутин
Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным.
На территории России издревле проживает разное количество коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Каждый народ имеет свою неповторимую и оригинальную культуру.
В нравоучениях Чингисхана есть такое: «У дерева есть корни, у людей прошлое, отсеки корни – усохнет дерево». То же бывает и с людьми, если они жизнь своих дедов и отцов не пожелают знать. Поэтому важность моей работы не только обоснована, но и особенно актуальна в связи с проблемой сокращения коренного населения Приононья в последние годы.
Я родился и вырос в селе Токчин, и с ранних лет было интересно узнать, почему многие дедушки и бабушки каждый раз останавливались на том, что я из Токчина – значит я хамниган, а не бурят (когда приезжал в другое село к родственникам). Поэтому хотел бы остановиться на хамниганах, а точнее, на жителях села Токчин Дульдургинского района Забайкальского края.
Чтобы рассмотреть все это, для начала обратимся к объяснению слова «хамниган».
По Википедии, хамниганы - этническая группа эвенкийского происхождения. В основном проживают на территории КНР (аймак Хулун-Буйр Автономного района Внутренняя Монголия), Монголии (аймаки Дорнод и Хэнтий Монголии, Российской Федерации (Бурятия и Забайкальский край).По Энциклопедии Забайкальского края, хамнегане, хамнигане – субэтническая группа, входящая в агинско-бурятскую группу, проживающую в основном Дульдургинском районе Агинского Бурятского округа, Кыринском районе, Акшинском районе, отчасти в Шилкинском районе. Этническим центром ононских хамниган является село Токчин Дульдургинского района Агинского округа Забайкальского края. Особенности хамниган проявляются в языке, фенотипе и ментальности. Хамнигане являются метисной группой эвенков с бурятами или монголами. Это находит подтверждение в том, что слово «хамниган» обозначает на бурятском языке «эвенк». К тому же современное расселение хамниган (побережье реки Онон) находится в местах прежнего обитания эвенков.
По преданию, селение произошло от слова «тугчин», что в переводе означает знаменосец, а именно на этом месте был захоронен знаменосец великого Чингисхана.
Существует и другая версия проихождения названия села. Раньше зайца-самца называли «тугша». Следовательно, название появилось с тем, что в данной местности было очень много зайцев.
По третьей версии, селение носит название имя одного из родов ононских хамниганов (эвенков) – токчинов (тугчин): табантан, наймантан, унзал и залайр. У токчинских хамниган имелась своя печать для оформления разного вида документов «Печать Тугчинского рода 1782 год» в виде трех колец, заключенных в одном большом. Нашли мы объяснение этому гербу: «Три красных кружка, заключенных в одном большом круге означают: единство и неразрывность этики, науки и искусства; человека, планеты и космоса; трех состояний материи: прошлых, настоящих и будущих достижений человечества».
Монгольские исследователи утверждают, хамнигане живут в небольшом количестве на севере Хэнтейского аймака.  В настоящее время они сильно омонголены и совершенно забыли родной язык. Кроме того, встречаются селения хамниган по территории Йоро Селенгинского аймака, Мандал Центрального аймака и Баян уула Восточного аймака.
В тоже время исследования еще 30-х годов прошлого века относят хамниган к манжуро-тунгусской группе. Современные исследования относят их к дагур-монголам, проживающим на территории КНР.  Этноним хамниган предположительно был дан бурятам в начале XIX века по боевому кличу «хан минии Ган» (хан мой Ган) после войны хори-бурят и хамниган.
Вероятно, в ходе длительного проживания небольшой группы на одном месте к ней постепенно просоединялись роды орончон (эвенки), группы ойратских беженцев. Позднее хамнигане начали смешивать с хоринскими родами, прибывшими из Цинской империи. Но при этом у них сохранялась архаичность говора, и они доминировали среди населения Приононья до конца XIX века.   
Сегодня же несмотря на то, что многие хамнигане относят себя к исчезающему народу, официально большинство из них причисляют себя к бурятам. 
Как говорилось ранее, свое происхождение хамнигане в своих преданиях относят к образованию монгольского государства Чингисханом. Селение Токчин, которое было названо в честь одного из доминирующих родов – тугчин, что в переводе означает «знаменосец». По преданию этого рода, они – защитники девятибунжучного знамени Чингисхана.
Это подтверждается и обычаями, которые сохранились до сих пор. Так, во время грозы хамнеганен должен выйти на улицу и кричать: «Туг барисан, тугчин бидэ!» («Знамя держащие, мы – знаменосцы!») - с верой, что их не поразит молния. Этот обычай ушел с исчезновением войлочных юрт -  последние, кто соблюдал этот обычай, умерли в 60-х годах прошлого века.
Еще сто лет назад, а может и меньше, на берегах древней реки Онон существовали в устной народной традиции, а точнее "Улигеры ононских хамниган".
  Вот об этих улигерах и их сказителях хотелось бы сказать пару слов. Улигерчами или улигершинами записанных Ц. Жамцарано в 1911 году улигеров, явились не просто хамниганы (тунгусы), а забайкальские казаки. В частности два улигера Жамцарано записал от казака Мангутской станицы хамнигана из рода Саарадуул – Дармаева по прозвищу «Капрал», остальные улигеры были записаны, также от казака, хамнигана из рода Мэкэрчин – Чингаева по прозвищу «Ампрун».
  При этом улигеры для забайкальских казаков – хамниган (они же конные тунгусы – тунгусские казаки – конные казаки), даже в 20-м веке не были чем-то окончательно отжившим, оставшимся в прошлом, вот что писал сам Жамцарано об улигере «Мерген Цохондой», цитирую: «улигер весьма интересен по содержанию, и зверовщики слушали и пели его для привлечения зверей перед охотой».Улигеры ононских хамниган представляют собой единственный образец устного народного творчества ононских хамниган, поскольку подобного рода объемные эпические произведения в последнее время не зафиксированы. Все включенные в сборник улигеры по форме, внутренней структуре и сюжету напоминают монгольские, бурятские и калмыцкие, созданные еще до XVII века. В улигерах ононских хамниган широко распространен мотив об одиноких сиротах, юных героях, которые, несмотря на свою миниатюрность, внешнюю убогость, обладают богатырской силой, большим умом и смекалкой. Хамниганы, испокон веков жившие на берегах богатой рыбой реки Онон, не могли не заниматься рыболовством. Это нашло отражение в улигерах ононских хамниган. Из орудий ловли рыбы в текстах упоминаются медная острога. Последнее дает основание отнести время рождения данного улигера к далекому прошлому – на тысячу лет назад. Надо заметить, что эпос ононских хамниган богат мифологическими образами. В заключение данного предварительного анализа необходимо сказать, что эпические произведения ононских хамниган по сюжетам и структурным построениям мало отличаются от монгольских, бурятских и калмыцких улигеров. В них мы наблюдаем лишь незначительные изменения и своеобразия, обусловленные региональными особенностями.
В любом случае, факт того, что бывшие тунгусские казаки знали и слушали улигеры, говорит о том, что это обстоятельство не могло не оказать влияния на их менталитет и культуру.
В настоящее время значительная часть хамниган реки Онон двуязычна и многоязычна, языком межнационального общения стал русский. При этом сфера применения родного хамниганского языка несколько сузилась, но, тем не менее, он активно применяется в обиходно-бытовой речи. Д.Г.Дамдинов, много лет упорно и плодотворно работающий над проблемами истории, языка ононских хамниган, излагает свою версию времени распространения буддизма в России. Нисколько не отвергая тот факт, что официальным признанием буддизма как религии в Российской империи является Указ императрицы Елизаветы Петровны от 1741 года. Дашинима Галданович на историческом материале показывает, что распространение буддизма в нашем регионе проходило неравномерно: у селенгинских бурят оно началось 250 лет назад, чуть позже – у хоринских и намного раньше – у ононских хамниган. Он выдвигает предположение о том, что проникновение буддизма к ононским хамниганам восходит к X веку нашей эры.
Ононские хамниганы проповедовали буддизм задолго до переселения бурят в агинские степи.
Дацан расположен в селе Токчин Дульдургинского района Забайкальского края. Уступая дацанам по численности прихожан, количеству культовых сооружений, по богатству их убранства, он вместе с тем относился к числу первых монастырей, построенных на территории расселения хамниган (до расселения бурят). Токчинский дацан основан в 1801 году агинским родом хамниган, официально признан в 1802 году Нерчинского земского суда в устье реки Зуткулей.
По словам Генин-Дармы Нацова, «люди хамниганского происхождения, живущие вдоль реки Онон … пришли из Халха Монголии… они исповедовали буддийскую религию… Первоначально у них был войлочный храм-дуган. В 1801 году было построено деревянное здание». Название Токчинскому дацану дали по названию одного из хамниганских родов – «тугшин», к которому принадлежала большая часть прихожан. Общее число прихожан Токчинского дацана по переписи 1897 года насчитывало 665 человек обоего пола.
В 1846 году при Токчинском дацане официально значились два сумэ - Майдари и Аюши. Здания дацанских построек неоднократно заливали воды разливавшегося Онона, а также пожар стали причиной для строительства новых дацанов в другом месте. На новом месте в 1898 году был построен трехэтажный дацан. В 1913 году было построено третье сумэ Арьябало.
По сведениям А.М. Позднеева ламская община Токчинского дацана не разделялась на родовые аймаки, но Генин-Дарма Нацов сообщает, что приход делился на четыре аймака: 1) Шандалейский аймак назывался “зайдан”, 2) Нарин Хундэйский аймак - ”табан”, 3) Зутхэлейский - “ундзал”, 4) Хусутуйский назывался “найман”. “Приход Токчинского дацана состоял из хамниганов рода токчин и хоринцев различных родов. Население дацана составляли настоятель, 4 штатных, 62 нештатных лам, из которых около 40 человек участвовали в служении в Манба [дацане], или изучали медицину, а остальные 20, не достигшие юношеского возраста, изучали тибетскую и монгольскую грамоту, буддийские религиозные сочинения”.
В 30-е годы ХХ века дацан был закрыт в связи с антирелигиозной политикой в стране. Дата ликвидации не зафиксирована в документах, крайняя дата упоминания в архивных делах: 1931 год.
В 90-е годы вместо дацана был открыт дуган, который работает и сейчас. В ближайшее время планируется работа по восстановлению Токчинского дацана.
Так кто же вы хамнигане? Еще одна из ветвей монгольского народа, затерянная на просторах великой степи, или потомки хисцев-уваней, обитавших когда-то по Большому Хинганскому хребту? Ученые как мы видим никак не могут прийти к единому мнению.
Мешает этому ассимиляция народа – некогда говорившего на эвенкийском языке, позже принявшего один из монгольских диалектов, а сегодня постепенно растворяющегося в бурятском народе.
В настоящее время в селе Токчин функционируют многие сферы:
религиозная (дуган);
медицинская (участковая больница);
образовательная (детский сад, школа);
спортивная (спортивный комплекс);
социальная (дом престарелых);
культурная (дом культуры);
туристическая (база «Юсен туг»),
хозяйственная (племхоз «Онон», фермерское хозяйство) и т.д.
По данным переписи 2011 года, в селе Токчин насчитывалось чуть более 1200 человек, приблизительно половина из которых является хамниганами.
Выходцы села Токчин добиваются успехов в разных сферах деятельности, например: в науке. Гордостью всего села является Дашанима Галданович Дамдинов, исследователь хамниганского диалекта и ононских хамниган, доктор филологических наук. Специалитет и аспирантуру Санкт-Петербургского гоударственного университета окончила серебряная медалистка школы Цыцык Табхаева.
Ярких успехов добиваются жители села Токчин и в художественно-эстетическом направлении. Базаргуруева Бальжима - заслуженный работник культуры Российской Федерации, художественный руководитель студенческого ансамбля песни и танца «Сансара»п.Агинское. Выпускницей ВСГАКИ Баирмой Базарон была открыта хореографическая студия в г.Чита. А также успешно работает хореограф Светлана Юндунова в п.Могойтуй.
Много талантливых выпускников у учителя музыки Намсалмы Доржипалановой – Цыпелма Цыренова, Алена Данжинова, Нина Чимитдоржиева.
Победы школьников на фестивалях художественного творчества – это заслуга не только руководителей школы, но и всего педагогического коллектива школы и жителей села. Женщины-мастерицы села сами шьют концертные костюмы для детей.
Дугаржапов Чулун - поэт, художник, народный умелец,  автор работ по живописи и композиции из природных материалов.  Удостоен звания «Заслуженный работник  культуры Агинского Бурятского автономного округа».
Кроме художественно-эстетического направления в селе развит спорт. Успешно работает секция вольной борьбы заслуженного работника Забайкальского края Батора Раднаева. Его ученики Батор Цыренов и Батор Аюшиев стали мастерами спорта по вольной борьбе. У истоков борцовского движения в селе стоял Бэлигто Августович Дамдинов, который ныне является директором Агинской СДЮСШОР.
Все учащиеся Токчинской школы достигают немалых успехов в изучении языков. Дома они разговаривают на хамниганском языке, а в школе изучают бурятский, русский и английский языки (ранее в школе преподавалась старомонгольская письменность).
Учителями школы Галиной Самбуевной Дугаржаповой и Любовью Барасовной Загдаевой было создано учебное пособие «МYнхын дуhал», ныне пользующееся большой популярностью. По данному пособию в школе преподается факультативный предмет «Ёhо заншал», в котором дети могут изучать свои обычаи и традиции, историю своего народа.
В конце 90-х годов ХХ века предприняты попытки возрождения материальной и духовной культур хамниган. Была организована фольклорная экспедиция в Кыринский и Акшинский районы Читинской области ОЦНТД по изучению состояния областной фестиваль бурятских фольклорных коллективов, одной из задач которой было выявление носителей традиционной культуры хамниган в 1996 году силами Комитета Культуры Читинской области, Ассоциации бурят, проживающих вне автономии, областного центра народного творчества и досуга (ОЦНТД).
В 1996 году проведена 1-я межрегиональная научно-практическая конференция по проблемам культуры, языка, обычаев и традиций ононских хамниган.
В 1998 году состоялся фольклорный праздник ононских хамниган в селе Токчин Дульдургинского района. Однако итоги мероприятий свелись к объективной констатации факта культурной, языковой ассимиляции хамниган в этнической среде агинских бурят.
Поэтому в настоящее время приходится затронуть проблему сохранения и развития культуры ононских хамниган. В нашем быстротечном мире хамниганский язык становится не востребованным так же, как и бурятский, эвенкийский и другие исчезающие языки. Чтобы идти в ногу со временем, люди будут стремиться соответствовать нынешнему спросу. Многие уезжают из села в города, а в больших городах, как вы понимаете, общение происходит в большей степени не на родном языке.
Но, на мой взгляд, жители моего села Токчин пытаются сохранить свои традиции и обычаи. В селе продолжают говорить на хамниганском языке.
Атмосфера в селе царит дружеская, главенствует взаимовыручка и желание совместно решать существующие проблемы.
Сейчас начали активно развивать территориальное общественное самоуправление. Есть определенные результаты: ведется строительство детских площадок, озеленение и благоустройство улиц села, идет сбор средств на строительство субургана. Проблем, которые нужно решать, как говорится «здесь и сейчас», в селе много. В основном все они связаны с благоустройством. К примеру, в следующем году жителям предложено обновить заборы, заняться побелкой и покраской своих домов, особенно тех, что находятся в центре, также совместными усилиями расчистить участки заброшенных домов от мусора, огородить сельский парк, больной вопрос – неотапливаемый музей, что, естественно, сказывается на состоянии экспонатов.
В моей работе удалось установить, что культура ононских хамниган, как и других коренных народов Российской Федерации уникальна. Глубокое внутреннее проникновение основных элементов культуры позволяют отметить особую спаянность, синтетичность и неразрывность ее. Древние национальные традиции в XXI веке имеют современное оригинальное прочтение, песни и танцы исполняются под современные музыкальные инструменты, при этом самобытность и духовное начало бережно сохраняются и передаются потомкам.
Таким образом, я считаю своим долгом передавать свою культуру детям, внукам, чтобы не утерялись наши традиции и обычаи.