Психологическая коррекция эмоциональных состояний методами арт-терапии


Психологическая коррекция эмоциональных состояний
методами арт-терапии.
Цапенко Ю.С.
педагог-психолог
ОКСКОУ «С(к)о школа-интернат VIII вида №3» г. Курск
В школе – интернате VIII вида обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. Отягощенный анамнез требует к детям данной категории квалифицированного подхода и учета таких проявлений, как нарушение коммуникативного и эмоционального развития.
Одним из частых запросов к психологу, поступающих от педагогов, воспитателей и родителей, сегодня можно назвать агрессивное поведение детей.
Наблюдая за поведением детей во время уроков и внеурочное время, мною выявлены следующие отклонения от возрастной нормы: у детей с ОВЗ отмечается быстрая эмоциональная истощаемость, проявляющаяся в гиперактивности, повышенной возбудимости. Некоторые дети не умеют вести себя на занятиях, отказываются выполнять задания учителя, конфликтны в отношениях со сверстниками и педагогами, проявляют агрессивность и демонстративное поведение, чересчур замкнутые, тревожные, нечувствительны к социальным нормам и правилам.
Работа с детьми по коррекции эмоционального неблагополучия имеет свои особенности. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Положительный результат может не закрепиться надолго, при решении какой-то одной проблемы ребенка остальные остаются «за бортом». Специфика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; сильными чувствами вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения. Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребенка. Реализовать его можно разными способами. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания дают ребенку методы арт-терапии и песочной терапии.
Методы арт-терапии очень актуальны именно при работе с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, и которые я активно использую в своей работе.
Л.Д. Лебедева в своей книге «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» справедливо замечает, что «словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности…И ребенок, и взрослый в арт–терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений». [1]
Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством психотерапевтов, которые считают, что именно через рисунок ребенка можно осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию.
Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. [2]

Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию.
Прорисовывая, ребенок как бы «изживает» вызванный ими страх. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится  на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. [3]
Психокоррекционные занятия с применением изотерапии, например, действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности бумаги (кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно), кляксография (обычная, с трубочкой и набрызг), способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. [4]
Песочная терапия, песочная анимация позволяют гармонизовать (упорядочить) внутренний душевный хаос.
Использование нетрадиционной формы изобразительного искусства «Рисование песком» помогает поддерживать и создавать условия для творческого потенциала детей, помогает развивать саморегуляцию эмоциональные реакции, а также совершенствует коммуникативные навыки, развивает совместную деятельность детей и воспитывает навыки сотрудничества.

Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Очень полезно рисование на песке гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей. Работа с песком успокаивает – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Рисование на песке дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Результатом работы, по психологической коррекции эмоциональных состояний методами арт-терапии, является гармонизация личностной сферы детей. Эффективно развиваются познавательная и творческая сферы ребенка, воображение; улучшается коммуникация детей, как между собой, так и со взрослыми, снижаются страхи, тревожность, агрессивность.
Литература:
Журнал начальная школа №4 – 1989.
Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка – М., 1986.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 1986.
Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе – Речь, 2007.