Краеведение — основа патриотического воспитания
Краеведение – основа патриотического воспитания.
Что такое краеведение – это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся МКОУ Трехстенская ООШ
Вот какие ответы я получила:
это интересно,
это важно знать, чтобы уважать историю предков,
всегда интересно, откуда ты родом,
история края помогает почувствовать себя частицей Родины,
зная героическую историю малой Родины, чувствуешь гордость от того, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым,
мне интересно, кто поселился здесь первым.
Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
А как к этому относятся взрослые?
Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и необыкновенна их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что окружающие меня люди старшего поколения – это исторические примеры событий, описанных в учебниках.
И еще, наверное, главное. У поколения моих учеников много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный – велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой – жизнь такая». Наша задача вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых ради нее на любые жертвы. И поможет нам в этом краеведение. Именно поэтому я выбрала такую тему: «Краеведение – основа патриотического воспитания».
Опыт организации патриотической работы средствами краеведения в МКОУ Трехстенская ООШ
В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.
Последние годы организацию краеведческой работы взяли на себя учитель русского языка и литературы Пилипенко Н. Н. и учитель географии Анненко А. В.
Каково же содержания учебного курса «Историческое краеведение»? Считаем, что есть несколько тем, которые чрезвычайно важны и являются основой краеведческой работы:
История Воронежского края.
История Каменского района – как все начиналось.
Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Родная школа. Её история и традиции.
Мой дом. Родословная семьи.
Но самое важное — это уделить внимание всем пяти темам. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события.
Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к историческим событиям.
История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.
История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.
При организации краеведческой работы с детьми в нашей школе используются разные формы и методы работы. Существует три направления работы с учениками:
Учебное. Это организация и проведение уроков по краеведению. Проведение уроков осуществляется в 5—9 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, причем продумана она таким образом, чтобы, завершая курс краеведения, ребята имели представление обо всех пяти самых важных краеведческих темах, названных выше.
Внеурочное. Это занятия в краеведческой группе «Юные краеведы». Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи нашего народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты. Кроме того, ребята создают экспозиции в школьном музее.
Внешкольное. Это организация поисковой краеведческой работы. Ребята не только систематизируют и оформляют материал, они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда, «Огоньки воспоминаний», концерты для жителей села.
Подробнее о некоторых формах.
Школа организует экскурсии для своих учащихся.
Особая страница в жизни школы — это туристические походы и экспедиции.
В Трехстенской ООШ оформляется музейная комната. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях здесь проживающих. Перед учителями, работающими в данной музейной комнате, стоят следующие задачи:
Познакомить учащихся с историей возникновения села.
Рассказать ребятам о жизнедеятельности жителей села на конкретных примерах.
Дать учащимся школы возможность познакомиться с предприятиями расположенными или бывшими в нашем селе.
Продолжать создавать историю Трехстенской ООШ. Ученики занимаются краеведением в музейной комнате только по желанию. Они углубленно занимаются определенными проблемами, проводят поисковую работу, пишут рефераты, выступают с ними на уроках и внеклассных мероприятиях.
В музее расположены витрины с выставочными материалами:
«Уголок стариня»,
«История Успенской церкви»,
«История школы»,
«ВОв»,
«Памяти Матяшова Алексея»
Уголок быта наших односельчан XIX века: прялки, кухонная утварь. Образцы рукоделия мастериц села и т. д.
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы».
Часто у ребят после этих слов возникает вопрос:
А если я простой, рабочий человек, живу со своей семьей в деревне и ничего героического не совершаю — значит, я не достойный гражданин своей Родины?
Вместе ищем ответ на этот не простой вопрос, снова обращаясь к понятию «смысл жизни». Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить ее так, чтобы дело, которым ты занимаешься, было важным, интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям. Всмотритесь повнимательней в лица ваших бабушек и дедушек, разузнайте поподробнее о днях их жизни, многое вас удивит, многое заставит пересмотреть свою жизненную позицию.
Ученики с радостью откликаются на это предложение, и в ответ получаю эксклюзивный краеведческий материал, который ярко расцвечивает страницы жизни нашего села. Появляется новый материал, доказывающий необычность и важность каждой жизни.
Все темы истории Отечества двадцатого века стоит рассматривать с позиции краеведения. Начиная с образования села и до сегодняшнего дня. Чтобы материал был жизненным, нужно поручать ребятам писать историю села самим. Такая история становится более понятной и близкой. Становится ясно – история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов, стран и континентов.