Литературное краеведение как основа патриотического воспитания учащихся


Литературное краеведение как основа патриотического воспитания учащихся.
Ременная Лариса Ивановна,
учитель украинского языка и литературы
Ясиноватской ОШ І – ІІ ступеней №5 –
дошкольного учебного заведения ДОУ АГЯ
Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.
Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, наши ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание. И чтобы реализовать это право, надо быть эффективным учителем, разрабатывая технологии превращения детей в хороших учеников.
Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к нашим детям, искать все новые и новые подходы. Для того, чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, несомненно, желательно понять: кто он, мой ученик; какие они, мои дети? Преподаватель должен, несомненно, обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.
В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать, — вот тогда возможно завладеть его вниманием.  Для того чтобы сформировать мотивацию ученика во время обучения, я использовала следующие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частичные, исследовательские.
Сущность опыта.
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины
города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д. С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма.
Краеведение - важное средство в системе профилактической работы против экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Литературное краеведение можно разделить на 3 ветви:
— изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;
— исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села); первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д;
— изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов Донбасса;
интересовался жизнью края;
умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Основные дидактические принципы.Принцип интеграции.
При изучении краеведения должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики. Принцип дифференциации и индивидуализации.
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки. Работа по краеведению ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Познавательное и воспитательное значение краеведения.Изучение и осмысление фактов местной истории литературы стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.
Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, посильное участие учащихся в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
В результате изучения курса литературного краеведения ученикидолжны знать:основные сведения о писателях и поэтах, которые жили и творили на территории Донецкой Народной Республики;
основные села, районы, города на территории Донецкого края, связанные с именами писателей и поэтов;
улицы, учебные заведения, театры и т.п., названные в честь писателей и поэтов;
литературные памятники и мемориальные доски, установленные в честь писателей и поэтов на территории Донбасса;
даты, адреса, основные события, связанные с местными писателями и поэтами;
литературные музеи, находящиеся на территории края;
художественные произведения, в которых рассказывается о Донбассе.
Учащиеся должны уметь:вписывать биографию писателя в историко-культурный контекст определенной эпохи и местности;
искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
писать сообщения, доклады, рефераты, используя краеведческий материал;
выполнять проекты на заданную тему;
составлять свою родословную;
проводить экскурсию по литературным местам.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Использование культурно-исторического потенциала Донецкого края особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.
Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово.
          Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
          Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.