ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА «АЗБУКА ИСТОКОВ» КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шабанова Елена Павловна 17 школа г. Вологда
ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА «АЗБУКА ИСТОКОВ» КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чувство патриотизма – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Патриотизм неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея – это необходимое условие существования любого государства.
В законе «Об образовании» сказано, что современное российское общество нуждается в такой личности российского гражданина, основными качествами которой были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины. Поэтому жизненно важно сегодня возродить в Российском обществе чувство истинного патриотизма, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.
Перед современной школой стоит важная задача – передать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, воспитать людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Патриотическое воспитание младших школьников должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях. Именно этому способствуют внеурочные занятия «Азбуки Истоков» в 1 классе.
Курс «Азбука Истоков» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Программа «Азбука Истоков» призвана дать ответ на вопрос, как в современном школьном образовании решить триединую задачу: соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа. Содержанием данной программы направлено на формирование чувства прочной укоренности и благородной любви к Отечеству, его святыням, культуре, родной земле. В детское сознание вкладывается позиция сотрудничества с Землей-матушкой, людьми, живущими на ней. Социокультурные Истоки являются носителями богатых воспитательных традиций народов России, которые на протяжении нескольких веков утверждали соборность, трудолюбие, честь и достоинство, доброту, сострадание. Определяющими факторами становления человека в программе «Азбука Истоков» являются присвоение ценностей, органично входящих в содержание, приемы и способы деятельности, система отношений .Перед педагогами стоят особые задачи развития ума, воли, характера через сердце, на чувственной основе. Истоки пробуждают интерес к своему внутреннему миру, укрепляют веру в свои собственные возможности и возможности других людей. Что воспринято детьми в детстве, отзовется в их старости. В детях – будущее семьи и общества. Посеянное в детстве с годами, взойдет и даст свой плод. Добрые нравы, трудолюбие, спокойствие, честность, гордость - все это верное следствие доброго воспитания.
Программа «Социокультурные истоки» (автор – профессор РАЕН И.А.Кузьмин) является значимой составляющей программы модернизации образования России и имеет своей целью развитие личности на основе отечественных духовно-нравственных ценностей, опирающихся на целостную методическую систему и истоковскую педагогическую технологию, устраняющую разрыв между обучением и воспитанием. В 2002 году инструментарий по предмету "Истоки" (учебники, рабочие тетради, методические материалы для учителей - Истоковедение) прошёл экспертизу в Министерстве образования и разрешён к применению в образовательных учреждениях России. Истоковская технология – технология особенная. Методика предмета «Истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода. В основе методики лежат технологии эффективного обучения: приобретение социокультурного опыта. На всех уроках применяются разнообразные активные формы обучения, работающие на все каналы восприятия.
Участвуя в активных занятиях, обучающиеся закрепляют осваиваемые знания на уровне технологий, включая их в свой жизненный опыт, формируя целостную систему ценностей.
Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт. Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.
Активные формы обучения – это ядро занятия «Азбука Истоков».
Ещё раз отметим, что согласно ФГОС НОО выпускник начальной школы должен быть: любознательным, любящим свой край, Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Все эти качества воспитывает программа «Азбука Истоков» посредством тематических внеклассных занятий.
Воспитание такого сложного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающегося и ставшего устойчивым чувства сопереживания, доброты, ласки к родным и близким людям. С ростом ребенка растет и чувство, распространяясь на более широкий круг людей, предметов, явлений.
Психологи подчеркивают важность возникновения ростков патриотизма именно в этом возрвсте.
Если ребенок в детстве испытывает чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение подвигом, он тем самым приобретает «эмоциональный опыт», что будет иметь решающее значение для его дальнейшего развития.
В первом классе на занятиях «Азбука истоков» мы с ребятами создавали индивидуальный проект «Моя первая книга», который нашел реализацию и во 2 и в 3 классе. Проанализировав программу курса «Истоки» и «Основы религиозных культур и светской этики» с уверенностью могу сказать, что данный проект можно продолжать и в 4 классе. В наше время огромное внимание уделяется духовно – нравственному развитию обучающегося, поэтому работа с данным проектом в начальной школе будет актуальна. Книга состоит из нескольких разделов, каждый раздел соответствует программе «Истоки». Дети под руководством учителя составляют проект по выбранному уроку, занося его на страничку своей книги.
От взрослого во многом зависит то, чем интересуется ребенок. Именно поэтому особенно важна активная позиция педагога, умение направить педагогическое влияние среды, предусмотреть его.
Спасибо за внимание.