Из опыта работы Краеведческий материал как средство формирования патриотического сознания у младших школьников
«Краеведческий материал как средство
формирования патриотического
сознания у младших школьников»
Из опыта работы учителя начальных классов
Шакировой Н.Н.
План.
Введениес.3
1.Интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами.с.6
2.Комплексное изучение родного края. Эколого-краеведческая работас.18
3.Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития учащихся.с.21
4.Использование средств музеяс.31
5.Результативность работыс.34
Заключениес.40
Введение.
Все тянет их к заморской сини,
А я скажу, в чем наша честь:
Нам надо знать свою Россию,
Пора пришла. И сила есть!
А. Прокофьев.
Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Патриотическое воспитание наших школьников начинается с изучения истории своей малой родины. В процессе модернизации российского образования последнего десятилетия все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001-2005 г (Постановление правительства Р. Ф. От 16. 02. 01. № 122 о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Вестник образования 2001, № 23). Хотя основной нормативный уровень уже заложен в законе Российской Федерации об образовании.
Основополагающая идея Закона - органическое единство интересов личности, общества, государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и к краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная его часть. В то же время краеведение - плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего. Краеведение помогает реализовать в школьной практике следующие принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1. Основные кодексы и законы РФ .- СПб, 2002, с 629):
воспитание гражданственности и любви к Родине;
защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.
Занятие краеведением поможет школьникам глубже уяснить смысл, сущность разных юридических норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Уберечь памятники истории и культуры". "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (Конституция Российской Федерации: Санкт-Петербург.1997 / статья 44, часть 3, с 14; статья 58, с 16).
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема самообразования «Краеведческий материал как средство формирования патриотического сознания у младшего школьника», по которой я работаю несколько лет и имею результаты работы. Считаю, что именно через краеведение идет воспитание высоких гражданских качеств, веры в Россию, ее возрождение и развитие. Через деятельное образование осуществляется социальное становление и самоопределение молодого поколения. При планировании работы, решила, что определяющим подходом к краеведческой деятельности должен стать системный подход.
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень способствует осознанию важности окружающего мира ребенка.
Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, т.е. использование местного материала как базы для усвоения теоретических вопросов.
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями села, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я - мое село»), значение Калужского края истории и культуре России («Я - мое село, мой край, мое Отечество»). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
1. Интеграция краеведения с другими учебным дисциплинами.
Краеведение является региональным компонентом содержания образования, предназначенным для изучения в общеобразовательных учреждениях. Изучение этого компонента возможно по трем вариантам:
1. Интеграция содержания краеведческого образования с базовыми предметами за счет часов регионального компонента муниципального базисного плана.
При изучении учебных предметов инвариативной части за счет часов базового компонента. В каждой образовательной области, где представлено краеведение (филология, обществознание, естествознание, искусство, технология), может быть выделено 10-15 % времени на изучение этого компонента.
3.Выделение отдельных спецкурсов за счет регионального школьного компонента. В нашей школе предметное изучение краеведения выделено в отдельный спецкурс за счёт школьного компонента базисного плана начиная с 4 класса. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др. Курс рассчитан на 34 часа для учеников 4 класса.
Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Калуги и Калужской области.
Цель краеведческого образования - формирование знаний, умений и ценностных ориентации, развитие творческих способностей, воспитания, уважения к культуре и истории родного края.
Задачи краеведческого образования:
- формирование культуросообразного поведения, понимание особенности нашего региона на основе системы знаний о природе нашего края, его истории, населении, быте, культуре;
формирование представлений о ценности литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края;
воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуре края, сохранении традиций;
развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной культуры.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная - содержит идею, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Калужской области.
Ценностная - предполагает формирования краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.
Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Калужской области в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования.
Основные задачи курса:
- познакомить младших школьников с наиболее значительными событиями русской истории, истории Калужской области - малой родины;
- заложить первоначальную хронологическую структуру исторических знаний;
- создать единую учебно-развивающую среду;
- обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники и т.д.
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем; помочь понять, что это - ключ к знанию истории своего Отечества.
Тематическое планирование материала (из программы курса)
Четверть
Раздел
Тема
Количество
часов
1четверть
Калужская земля глазами писателей и поэтов.
Калужская земля глазами писателей и поэтов.
1
История образования Калужской области. Города области.
1
Дом, в котором ты живёшь, или прогулки по Калуге и её окрестностям.
Памятные места нашего города.
1
Калуга – главный город твоего края.
1
Храмы в городе.
1
Достопримечательности города. Город сегодня.
1
.
Наш город в разное время суток.
1
Путешествие по Калужской области.
Путешествие по Калужской области.
1
Сухиничский, Думиничский районы.
1
2 четверть.
Ульяновский, Хвастовичский, Жиздринский районы
1
Людиновский район.
1
Куйбышевский, Спас-Деменский, Барятинский районы
1
Мосальский, Мещовский, Бабынинский районы.
1
Перемышльский, Ферзиковский, Медынский районы
1
Тарусский район.
1
Жуковский, Боровский районы
1
Износковский,Юхновский районы.
1
3 четверть
Дзержинский район. Полотняный завод.
1
В гостях у К.Э.Циолковского.
1
Козельский район.
1
Твердыни духа и силы.
Куда поведёт нас Оле Лукойе?
1
Козельский крест, или злой для врага город.
1
Битва за Козельск.
1
За честь Родины, или Великое стояние на Угре
1
За честь Родины, или Великое стояние на Угре (продолжение)
1
Битва под Малоярославцем.
1
«Я был пехотой в поле чистом»
1
4 четверть
Письма с фронта.
1
Ваш покорнейший слуга
Аллеями Полотняного завода. Имя А.С. Пушкина в нашей истории
1
О семье Гончаровых.
1
Час воли Божий
Святой Преподобный старец Амвросий Оптинский.
1
Монастыри нашей области.
1
Обобщающий урок.
1
Итого:
1ч. резервный
34 ч.
Материал по истории Калужской области композиционно выстроен таким образом, что позволяет показать историю края как бы в двух ракурсах: временном (картины общероссийской истории) и пространственном (сюжеты из истории районов Калужской области и г. Калуги). Такой подход помогает учащимся глубже воспринимать родную историю. Основные линии изучения родного края:
созидательный труд народа;
героическая защита родной земли;
достижения духовной и материальной культуры;
история в лицах;
повседневная жизнь людей.
Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так и экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, дает возможность убедиться, что источником познания является окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.
Например, при изучении темы «Великая Отечественная война на Калужской земле» я предприняла попытку рассмотреть эту тему во взаимосвязи истории края и истории семьи. Воспоминания родных - участников событий - это живые, приближенные к ребенку свидетельства прошлого, которые помогают ему «прожить» историю. Предполагается элементарный поиск и простейший анализ исторической информации. В каждой семье сохранились свидетельства о значимых событиях истории страны XX века (например, устные свидетельства родных, которые дети могут записать, фотографии и т.д.)
Ученики получают задание составить рассказ «Первый день Великой Отечественной войны по воспоминаниям твоих родных и близких». Дети с удовольствием приносят на урок фотографии из семейного альбома (с разрешения родителей), подбирают фоторяд о повседневной жизни наших соотечественников в послевоенные годы. Работа по изучению истории семьи благодатна в плане педагогической отдачи. Приобщение к исследовательскому труду развивает творческие способности младших школьников. К тому же подобная ученическая деятельность помогает формированию личностно - ориентированных знаний. Обращение к этой теме служит укреплению психологических связей в семье, помогает формированию у детей чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости.
При изучении районов Калужской области провожу уроки - путешествия, где продолжается формирование представлений о Калужском крае с особой исторической судьбой и культурой. Приобщая учащихся к духовным ценностям наших предков, невозможно не использовать мудрость народной педагогики, воплощенной в национальных традициях, обычаях, праздниках, нормах и правилах поведения.
Так же процесс познания исторического материала на уроках происходит через детское речевое творчество. Письма к другу - это мысли, чувства, переживания маленького автора от полученных на определенную тему исторических знаний, которыми он и хотел бы поделиться. Детям важно понять, что тексты их писем должны быть составлены так убедительно, чтобы у того, кому они адресованы, возникло желание посетить Калужскую землю, воочию полюбоваться ее красотой. Письма составляются на основе предлагаемых опорных таблиц. В них заложены как основы культуры эпистолярного жанра, так и основные фактологические сведения конкретного урока. Дается опорный конспект («ценный»), лексический материал («речевые кирпичики»), которые ученики могут использовать при составлении своих писем. Если же ребята сопроводят содержание своих писем рисунками, схемами, графическими символами, знаками (пиктограммами), это сделает детскую творческую работу оригинальной и неповторимой.
При подготовке к урокам предметно - тематического цикла опираюсь на краеведческий материал своего района. Вещественные источники - фотоальбомы, книги, предметы старины и быта - придают урокам особое звучание, яркую эмоциональную окраску.
Как уже говорила , краеведение - предмет сам по себе интересный, но и достаточно сложный, даже в начальных классах. От детей требуется запоминание исторических событий, лиц, дат. Стараюсь, чтобы уроки проходили интересно, чтобы у ребят появилось желание найти дополнительный материал к следующему уроку, поэтому одним из видов работы является разгадывание кроссвордов. Ребята с удовольствием их разгадывают, повторяя и закрепляя полученные знания, ведь механическое повторение пройденного вызывает у учащихся скуку. А кроссворды оживляют опрос и активизируют познавательную деятельность учеников. Кроссворды составляю на основе программного материала, в них зашифрованы исторические понятия, события, фамилии исторических деятелей.
Тематические кроссворды можно использовать на различных типах уроков, при фронтальном или индивидуальном письменном (устном) опросе по пройденным темам, при первичном закреплении материала. Тематические кроссворды могут быть предложены в качестве домашнего задания, а на более позднем этапе, когда ученики освоят работу с кроссвордами, им дается задание самим составить его, используя новые, разработанные на уроках слова. Кроссворды помогают повысить активность учащихся, развить их память, внимание, интерес к предмету. Материал учебного пособия использую на уроках чтения, ознакомления с окружающим миром и различных видов детского творчества. (Приложение №.1) Оживляют опрос и активизируют познавательную деятельность учеников также тесты, которые чаще всего я разрабатываю сама для любого этапа урока. (Приложение №2, в электронном виде)
Предложенная программа, безусловно, предъявляет высокие требования к учителю, который должен творчески подходить к преподаванию. Учителю предоставляется право распределять по собственному усмотрению количество часов на конкретные темы, равно как и варьировать последовательность некоторых тем.
И родителям, и детям, и мне понравилась работа с этим учебным пособием. Видны значительные улучшения в речевой деятельности детей, повысился уровень внимания, памяти. Безусловно, давать уроки, готовиться к ним, не имея методических пособий, достаточно трудно. Но этот учебник дал, несомненно, много моим ученикам, мне самой как учителю, моим коллегам.
На уроках русского языка, работая над развитием устной и письменной речи, обратила внимание на то, что, составляя тексты описательного характера, учащиеся мыслят абстрактно, в основном составляя их по иллюстрациям. Чтобы избежать однообразия, стандартности при выполнении творческих работ, особое внимание уделяю подготовительной работе. Свои наблюдения, отношение к увиденному на экскурсиях дети передают в творческих работах.
В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Эти задачи - расчеты, информация о растительном мире, протяженности рек, площади водоемов Калужской области.
Учителю предоставляется хорошая возможность рассматривать краеведческий материал на уроках литературного чтения. Писатели и поэты, чья жизнь связана с Калужским краем, оставили нам богатейшее наследие – природу Средней полосы, запечатленную в художественных произведениях. Стихи М.Цветаевой, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Н.Рыленкова, проза К.Паустовского являются программными произведениями. Дети читают стихи, учатся анализировать их содержание, выполняют творческие работы по прочитанному.
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная работа, которую я выстраиваю по следующей линии: «Я –моя семья - мое село - мой край - мое Отечество». Воспитательные мероприятия разных форм я провожу по направлениям:
- «Откуда я родом»;
- «Преданья старины глубокой»;
- «Наш друг – природа»;
- «Я – житель Калужской земли»;
- «Моя малая родина».
На методическом объединении мы разработали воспитательную программу для 1-4 классов «Родники». Опишу её основные моменты. Эта программа создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера; позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей; отвечает принципам гуманизации и оптимизации. Решением всех поставленных задач служит игра-путешествие по Калужской земле.
Цели, задачи и основная идея
Игра-путешествие призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Калужской области. Программа осуществляется в виде игры-путешествия и объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поиск, физический труд и другие. Цели игры: Создание условий для творческого самовыражения личности. Воспитание гражданина своей страны. Задачи: Организовать игру-путешествие для развития индивидуальных способностей детей. Способствовать формированию здорового образа жизни. Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей. Познакомить с историей малой родины.
Основная идея игры – формирование гражданской позиции. Гражданин России – это человек, открывший гармонию в себе и ищущий гармонию в своих отношениях с другими людьми; это человек, обладающий знаниями и знающий как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющий наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее; это трудолюбивый человек, отдающий свой труд на благо процветания общества; это благородный человек, способный прийти на помощь другим. Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, калужский край, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать принятые задачи.
Модель игры:
Игровые роли
Путешественники – обучающиеся класса, родители, шефы Командир путешествия (пилот, капитан и т. д.) – командир класса. Его название меняется в зависимости от транспорта путешествия, который меняется в зависимости от характера путешествия. Командир дает команды, информирует об условиях передвижения. Книговеды – информируют о книгах, устраивают выставки книг, Занимаются подготовкой викторин, конкурсов. Экскурсоводы - ведут экскурсию по очереди (экскурсия может быть заочной и очной) Корреспонденты - берут интервью, собирают материалы для газеты. Издатели и художники-иллюстраторы - выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)
Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Оке и ее притокам на теплоходе; отправляются в прошлое Калужской области на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.
Символы игры
Вместе с ребятами путешествуют «веселые человечки», которые сопровождают в путешествии, благодарят за дела, организуют встречи и т. д. Городовичок – рассказывает об истории и сегодняшнем дне родного края, организует экскурсии Трудовичок – курирует трудовые дела, прилежную учебу Добрячок – организует помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе. Здоровячок – учит бережно относиться к своему здоровью проводит и контролирует занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организует походы, туристические слеты.
Наглядное сопровождение игры-путешествия
В игре-путешествии активно используются возможности компьютерной техники, мультимедийного проектирования, стенды, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия, подчеркнуть игровое начало. Электронная презентация «Мы жители Калужской области» позволяет повысить мотивацию участия в игре, появляется возможность наглядно показать все стороны развития игры. Музыка и анимация привлекают обучающихся с самого первого момента: путешествие обещает быть самым веселым и познавательным! Диалог ведет не классный руководитель, а веселые человечки-герои игры. Карта путешественников. Карта прослеживает движение ребят вместе с веселыми человечками, которые отвечают за определенную тропу путешествия Планируем создать в этом году «Успешный дневничок». Такой дневничок будет у каждого путешественника. Веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, будут оставлять свои автографы в «Успешном дневничке», а также и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами. Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том, что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны. В программе осуществляется принцип непрерывного образовательного процесса, уровневой дифференциацией, что отражает данная динамическая схема.
Для добившихся результатов
районные краеведческие чтения, олимпиады, конкурсы.
Для интересующихся
Поисковый отряд «Следопыт».
Для всех детей
Программа «Родники» (1-4 классы).
Реализация программы «Родники»
Направления
Воспитание в процессе обучения
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность
Гражданско-патриотическое
Беседы «Наши знаменитые земляки»
КТД «Героические страницы истории области»
Поисковая работа
Духовно-нравственное
Беседы «Калужская земля – сердце России»
Конкурс сочинений
«Мой край в судьбе России»
Экскурсии и походы по району и области
Семейное и экологическое
Беседы «Моя родословная»
КТД «Старая фотография из моего альбома»
Исследовательская деятельность
Спортивно-оздоровительное
Беседы «Спортивные достижения наших земляков»
Спортивные мероприятия
Экскурсии и походы по району и области
Познавательное
Беседы об истории нашего края
Интеллектуальный марафон:
эколого-краеведческие олимпиады;
недели краеведения;
викторины;
КВНы
Встречи с интересными людьми
Трудовое
Изучение народных промыслов
Выставки поделок
Субботники
Трудовые десанты
Правовое
Беседы «Мои права и обязанности»
Конкурс стенгазет «Я выбираю жизнь»
Встречи с сотрудниками РОВД, медработниками
Формы работы:
Игра «Зарница»
«Уроки памяти»;
Конкурс « Военная песня»;
Конкурс чтецов « Строки, опаленные войной»;
Конкурс изобразительного творчества « Салют победы»;
Составление сценария к встречи с ветеранами войны и почетными жителями села. Составление плана. Репетиции;
Выход в лес с целью уборки лесного массива от мусора. Пикник. Рассказы о правилах поведения на природе;
Составление летописи;
Трудовой десант;
Интеллектуальные игры, викторины;
Классные часы, собрания;
Участие в районных краеведческих чтениях, конкурсах;
Цикл бесед 1-4 классы:
Ветераны- земляки;
А мой дедушка, а моя бабушка; ( с родными, родственниками);
Семейные реликвии, о чем они могут рассказать?;
Военная символика;
Вот моя деревня, вот мой дом родной;
Моя родословная( составление генеалогического древа);
История школы;
По следам предков.
Экскурсии в школьный музей;
Поездка « К местам памяти»;
Создание школьного гербария(1-4 классы)
Ветеран живет рядом( беседы о победоносных войнах России, чтение писем ветеранов – наших земляков;
Гимн, флаг
Практические занятия:
Создание стенда « История п. Новый»
История д. Речица.
Оформление стенда ко Дню космонавтики;
Викторина «Знатоки русской истории»;
Сочинение на тему « Мое село»
Музейная работа: учет экспонатов, стенды, уборка, благоустройство, составление картотеки, сортировка вещей и др.
Такая работа не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
2. Комплексное изучение родного края. Эколого-краеведческая работа.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета «природоведение». Здесь, на мой взгляд, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы и др.
Например, в начале года проводила урок - экскурсию на природу, целью которой поставила пронаблюдать признаки наступления осени в живой и неживой природе, сравнить осеннюю природу с летней. Каждой группе предлагаются письменные вопросники, по которым ученики будут работать на экскурсии. Письменные задания в виде вопросников составляются так, чтобы сосредоточить внимание детей на основных осенних изменениях в живой и неживой природе по сравнению с летом; углубить и закрепить ранее накопленные знания и получить новые, чтобы учащиеся активно наблюдали и мыслили (сравнение, обобщение, установление взаимосвязи и причиной обусловленности явлений).
При проведении недели природоведения в начальной школе проводила эколого-краеведческую олимпиаду для учащихся.
А в конце года в мае мы проводили конкурс знатоков природы.
Эколого-краеведческая работа в начальной школе, на мой взгляд, необходима для формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человека не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!».
Эколого-краеведческая работа строится на непосредственных наблюдениях детьми за объектами и явлениями природы.
Результаты наблюдений фиксируются в «Календарях природы» и дневниках, обобщаются и используются на уроках. Основу практических работ составляют экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с краеведческими объектами и их экологическим состоянием. Дети пишут сочинения, составляют книжки-малышки. Например, при проведении экскурсии на водоем в тщательно подготовленную тару дети закладывают подобранный материал: моллюсков, водомерок и др. А потом проводится наблюдение и исследование: учащиеся рассматривают под микроскопом капли воды, водных насекомых, сравнивают с рисунками в книгах, энциклопедиях; рисуют жителей воды в своих тетрадях и др.
Три года я руководила экологическим кружком «Юный друг природы». Вместе с детьми мы разводим необычные комнатные растения, мастерим кормушки для птиц и подкармливаем их зимой, изучаем флору и фауну области, учимся описывать природные объекты по плану, проводим праздники День птиц, День земли, акции по очистке территории поселка от бытового мусора, занимаемся исследовательской работой в доступной форме. Примером является экологический проект «Разведка осенних примет», где ребята получили письмо от зайцев с просьбой узнать, наступила ли осень и пора ли им менять свои шубки на зимние. Дети с интересом собирали нужную информацию, систематизировали материал и писали коллективный ответ. Приняли участие в совместном проекте школы «Зимующие птицы», где дети занимались поиском информации о зимующих птицах нашего посёлка. Огромный вклад внесли родители моих учеников, помогали детям систематизировать информацию, а я в свою очередь помогла составить детям презентацию.
Такое переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащихся средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали - от родного «гнезда», родного края - к Отечеству. Такой принцип освоения мира тесно связан с физиологическими и психологическими возможностями детей. Такую логику построения работы подтверждают принципы педагогики: системность, постоянность, доступность, а также принцип комплексности - целостное воздействие на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период развития интереса детей к краеведению.
3. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития учащихся.
Современная начальная школа одной из важных задач считает развитие продуктивного, т.е. творческого мышления учащихся, которое должно опираться на систему заданий, раскрывающих личность в разных ситуациях.
Творческий характер освоения информации Л.С. Выготский рассматривал как способность сознания перерабатывать, преобразовывать материал эстетических восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы, в той или иной мере соотносимые с представлениями о прекрасном, возвышенном.
Творчество, по мнению Э. Фромма, - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творчество - синоним оригинального склада мышления, т.е. способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум - ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ.
Художественно - творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности, а художественно - творческая деятельность может возникать только на основе интереса, добровольности и положительных эмоций.
Творческие задания - это вид поручений, выполнение которых требует от учащихся начальных классов, опираясь на богатство понятий, связей и способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создать нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее их индивидуальные склонности.
Художественно - творческое развитие учащихся младших классов мною осуществляется на уроках чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства, природоведения, музыки и внеклассных мероприятиях, посвященных знакомству с краеведческим материалом.
Художественно - творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта; знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что учащиеся 8-9 лет хотят воплотить. Так, в эстетической беседе «Красота, гармония, нравственность» акцент делался на развитие эмоциональной отзывчивости, на выразительность реального объекта. Отмечала, что нас окружает искусство, и если мы научимся его замечать, то найдем в нем друга, источник радости и любви. В качестве примера использовались архитектурные памятники г. Калуги: краеведческий музей, исторический музей, Гостиные ряды и др.
На Калужской земле много памятников архитектуры. Мы порой ходим мимо них и не замечаем этой красоты. Как важно не только видеть, но и впитывать эту гармонию. Русский народ издревле подмечал красоту окружающего нас мира и вносил в свой быт (показ изделий народно - прикладного искусства: хохлома, жостов, городец и др.).
После заочного путешествия «Край задумчивый и нежный» предлагалось нарисовать к уроку изобразительного искусства дорогое сердцу место из окрестностей Калужского края. Любимые места дети рисовали с большой любовью. В основном они изображали историческую часть города: деревянные и каменные здания, храмы. В результате учащиеся младшего школьного возраста смогли по-другому увидеть знакомые уголки родного края, в реальных объектах старинных построек красоту и труд мастеров и выразить свое отношение в рисунках. Дети учили стихи о родном крае.
На уроках изобразительного искусства важное место занимала тема: «Искусство твоего народа», где дети также знакомятся с красотой родного края, изучая произведения выдающихся русских и советских художников - пейзажистов А. Саврасова, И Левитана, В. Стожарова. В. Поленова. Дети учатся вглядываться, вдумываться в характеры изображенных на полотнах мастеров людей, в особенности их облика - черты лица, манеру себя держать, костюм; выделять, анализировать качества, свойственные внутреннему миру русского человека, рассматривая произведения И. Аргунова («Портрет неизвестной в русском костюме»), А. Венецианова («На пашне. Весна; «Женщина», «Крестьянская девушка с теленком»), В. Сурикова («Сибирская красавица»), М. Врубеля («Царевна - Лебедь»), В. Васнецова («Богатыри»), П. Корина («Александр Невский).
Знакомство с красотой труда русского человека, корнями связанного с землей, также происходит при рассматривании репродукций выдающихся произведений живописи различных эпох, например А. Венецианова («На пашне. Весна»), Т. Яблонской («Хлеб», «Лен»), позволяющих показать гармоническую связь характера труда землепашца с жизнью природы. Представления учащихся о красоте природы и культуры родного края складываются и при знакомстве с произведениями Б. Кустодиева («Масленица», «Ярмарка» и др.), русского декоративно - прикладного искусства. Они дают возможность ознакомления с характерными для России народными праздниками, в содержании и обрядах которых отразились представления русского человека о могущественных стихийных силах природы, о плодах труда как высшем проявлении силы и мудрости человека, о таких качествах народного характера, как смекалка, хитроумие, веселость, способность к состраданию, почитание предков.
Огромное значение в формировании эстетического отношения школьников к культуре родного края (а следовательно, и для решения всех названных выше задач) имеет слово учителя. Через все уроки данной темы важно провести мысли, раскрытие в статье Д.С. Лихачева «Память культуры и культура памяти» (Юный художник .- 1983. - №8. - с. 1-3).
«Культура - это память. Одно из самых сильных впечатлений моей жизни -посещение в детстве крестьянской семьи на русском Севере, в селе неподалеку от только что основанного тогда Мурманска. Помню, меня поразили чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приема гостей - обычных петроградских школьников. И разговор был степенный, приветливый, и обед - по заведенному издавна ритуалу. Во всем чувствовалась высокая традиционная культура.
В то время я еще не понимал, откуда это все в обычной деревенской семье, скорее всего неграмотной. А ведь отгадка проста. У всех народов мира крестьянские культуры - древнейшие, обладающие к тому же очень надежной «системой» памяти. Веками, по крупицам собирали землепашцы свое духовное богатство - сказки, былины и песни, трудовые и бытовые навыки, семейный и общественный уклад. Все хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией.
Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля. И это, как броня, защищало народное творчество от пошлости. Такова сила памяти - величайшей из основ, на которых зиждется культура. Память противостоит самой смерти. В русском языке «упасть без памяти» значит примерно тоже, что и «потерять сознание» или «лишиться чувств». А если навек утратить и то и другое - не лучше ли просто умереть! Выходит, слово «память» и «жизнь» едва ли не синонимы. Вот какой высокий нравственный смысл издавна придавал этому понятию русский человек. Для него беспамятный - все равно что неблагодарный. Преодолевая время, подлинная культура объединяет минувшее, настоящее и будущее.
Напомню одно пушкинское суждение: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Мысль эта никогда не устареет, поскольку, повторяю, подлинная культура созидается накоплением опыта. И если какое-то явление зиждется на отрицании предшествующего, оно вообще не имеет отношения к культуре.
Память. Памятник. Не случайно слова эти имеют один корень. Снова вспомним Пушкина:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва
Отношение к памятникам истории и культуры - показатель нашей духовной зрелости. Если я не разглядываю, хоть изредка, пожелтевшие фотографии родителей, не забочусь о саде, который они возделывали, не берегу принадлежавшие им вещи, значит, я не люблю их. Если ты не радуешься встрече со старыми уголочками и домами, пусть даже плохонькими, значит, в тебе нет любви к твоему городу (селу). Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, он, как правило, равнодушен и к самой Родине. Кто же он тогда? Степная трава перекати - поле, которую осенний ветер гонит, не давая нигде задержаться, пока, оторванная от матери - земли, не попадет она в какую - нибудь грязную лужу...
Культура - это память. Отстаивайте, когда нужно, свои убеждения, звоните, если потребуется, во все колокола.
И помните: множество героев есть повсюду. Все они трудятся. Все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание».
Изучению родного края эмоционально созвучны стихи М Языкова, С Есенина, организующие внимание детей на созерцании произведений пейзажной живописи, вызывающие жизненные ассоциации, связанные с собственными наблюдениями природы, стимулирующие рождение замысла собственной работы.
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.
(М. Языков)
***
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(С. Есенин)
***
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
***
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низменный дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась под окном.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я люблю этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?
***
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
(С. Есенин)
Важно довести до детей следующую мысль А. Твардовского. «У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняет еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».
При изучении темы по краеведению «Города Калужской области» на уроках изобразительного искусства при знакомстве с древнерусскими городами использую следующие фрагменты из сочинений историков и писателей, способствующие формированию у детей образного представления о красоте, своеобразии российской культуры, приведенные в книге Л. Любимова «Искусство Древней Руси»(М., 1981.)
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! - говорится в древнем памятнике нашей письменности, - и многими местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными...» (с. 82)
Природные условия сказались на характере русского человека. «Великороссия, - писал В.О. Ключевский, - со своими лесами, полями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей,среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба...» (с. 131)
Художественный образ городов Древней Руси складывается в изображении учащихся и благодаря чтению на уроке поэтических произведений, например стихов А. Фета.
Воздушный город.
Вот там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Все будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.
То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе,
Над темной, уснувшей землей.
И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет...
Эмоциональную роль в организации урока как единого художественного целого играет музыка. Дети слушают русские народные песни и плясовые. При работе над темой «Народные праздники» дети вместе с учителем сами могут исполнить некоторые из них. Фрагменты из оперы Н. Римского - Корсакова «Садко», звон колоколов сопровождают рассматривание иллюстраций, знакомящих с историей церквей каждого района и г. Калуги.
Все это позволяет помочь учащимся переместить воображением в другую эпоху, представить замысел своей будущей работы.
Рождение замысла - кульминация урока, плод совместных усилий педагога и класса, каждой творческой индивидуальности. Для ребенка любая тема выступает как сложная проблема, понимание которой он и раскрывает в художественно - образном решении своей работы на посильном для него уровне.
При изучении темы по краеведению «Козельский крест, или злой для врага город» ребята с удовольствием и с пониманием задачи собирали материал по этой теме. Обязательно использую на уроке фотографии, репродукции и т.д.
На уроках изобразительного искусства знакомлю детей с ансамблями древней архитектуры старинных русских городов. Провожу подготовительную вышеуказанную работу. Таким образом подвела детей к предстоящей практической работе - конструирование из бумаги архитектурного ансамбля (г. Козельск, окруженный крепостными стенами со сторожевыми башнями и другими постройками). По этой теме свою методическую разработку урока представила на РМО для молодых специалистов. При подведении итогов беседы, предваряющей практическую деятельность, важно оценивать те моменты, которые способствуют формированию целостного представления учащихся о древнерусском городе, а также эмоционально - аналитическому отношению к восприятию произведений искусства. Учащиеся, как правило, отмечают, что город в древние времена был центром ремесел, торговли; храмы собирали людей в дни радости и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний. Они осознают различия в образах различных городов, различный характер их архитектуры. Важно также, чтобы дети почувствовали, приблизились к пониманию, что разная выразительность древнерусских ансамблей объясняется своеобразием образа жизни его обитателей.
В течение нескольких занятий дети конструировали г. Козельск.
На первом занятии учащиеся индивидуально выполняли элементы отдельных построек, на следующих занятиях создавали общую композицию.
На уроках дети использовали учебные таблицы, в которых показаны разные способы конструирование древнерусских построек. Дети объясняют не только назначение своих сооружений, но и обращают внимание на их красоту.
Рисование по воображению на основе словесного описания имеет большое значение для художественно - творческого развития, поэтому на уроке изобразительного искусства предлагаю на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений М. Пришвина: «...в темный лес лучи солнца проникают и ложатся везде золотисто - желтыми пятнами»; «... вечерняя заря. Солнце проходит вниз через толстое облако и выбрасывает оттуда на землю золотые ножки своего трона»; «Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листка. А вот осень пришла - и заботливый хозяин убирает свой урожай...»
После такой работы учащиеся придумывали загадки, стихи, частушки и считалки об известных местах родного края, из природного материала делали поделки «Из жизни леса», придумывали рассказ о Калуге с элементами исторической были по первой и последней строчке.
В результате такой работы осуществляется духовно - нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к историческому прошлому родного края, воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно - творческое развитие учащихся начальной школы.
4. Использование средств музея.
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, к богатству и красоте окружающего мира. При изучении краеведения в 4 классе невозможно обойтись только учебником и наглядными пособиями. Этот курс предусматривает наблюдения за природой во время экскурсий, посещения музеев и т.д.
В нашей школе существует постоянный и тесный контакт учителей с работниками поисково-краеведческого музея Сухоруковым Е.Г.
Учитывая, что музей - это уникальный центр образования, передающий научный, художественный опыт от поколения к поколению, были разработаны тематические экскурсии по всем экспозициям.
К каждому музейному занятию в классе ведется подготовительная работа. Например, на уроках в школе дети знакомятся с правилами поведения в музее, получают представления о таких понятиях как «прошлое», «настоящее», «предки», «век», «соха» и др. А на занятиях в музее знания закрепляются. И наоборот, после занятий в музее знания, которые дети там получают, активно используются практически на всех уроках: чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и, конечно, окружающего мира.
Специфика музейных занятий состоит в том, что средством обучения являются исторические предметы. Это особенно важно в работе с детьми начальных классов, т.к. у них наглядно-образное мышление. В процессе занятий развиваются общеучебные умения школьников (способность анализировать, сравнивать), формируется визуальная память. Этому способствует внимательное рассматривание музейных предметов. Например: сравнивается форма, материал горшка и чугуна, форма и приемы украшения игрушек (хлудневская, например), дети узнают название и назначение старинных вещей и называют функционально аналогичные им современные вещи. Музейные занятия способствуют и формированию познавательных интересов. Первые занятия дважды проходили в экспозиции «Русский дом» и «В стране игрушек». Когда сюда же приходили с детьми второй раз, то они дружно говорили: «Мы уже были здесь». Но поскольку в ходе занятий их внимание обращалось на другие экспонаты, то учащиеся понимали, что они узнали не обо всех вещах, представленных в экспозиции, поэтому закономерным был вопрос: «Мы еще сюда придем?».
Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с обратным. Достижения современности так быстро и активно входят в повседневную жизнь любого ребенка, что быт не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт родного языка, культуры, морально-этических воззрений русского народа.
Где современный семи-восьмилетний человек может увидеть и потрогать коромысло, не то, которое «через реку повисло», а настоящее, ставшее полированным от плеч той молодицы, что «за водой по утру шла»? А прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком»? А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр? Как хорошо, что в нашей школе есть краеведческий музей!
Мы с учениками IV класса решили объединить русские народные загадки с историей некоторых старинных вещей из музея и выступить перед другими учащимися начальной школы. Получился оригинальный, живой, запоминающийся предметный урок «История старинных вещей», цель которого - познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок.
Видели бы вы, с каким упоением брали ребятишки в руки старинные вещи! Выстраивались целые очереди, чтобы поносить коромысло с ведрами, померить лапти, подержать в руках ухват с чугунком и т.д. Сколько было задано вопросов!
Мои дети деловито поинтересовались: «Когда про другие вещи будем рассказывать?» Мы обязательно продолжим такие уроки. Но даже если в школе нет музейного уголка, можно заинтересовать детей сохранением прошлого, попросив присмотреться дома к старинным вещам. Может, у дедушки сохранилась чернильница, а у запасливой бабушки керосиновая лампа. Да мало ли какие секреты хранит прошлое, которое еще рядом. Русских народных загадок придумано на все случаи жизни!
Конечно, проще организовать экскурсию в краеведческий музей. Но проще не всегда лучше. Уроки, проведенные в школьном музее самими учащимися, несут в себе заряд личной причастности к прошлому, рождают интерес, пробуждают в детях любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что, согласитесь, дорогого стоит.
Такая работа показывает, что с этой категорией детей особенно важен принцип преемственности и систематичности образования. Поэтому стремлюсь найти такую форму работы, при которой обеспечивалось бы постепенное, поэтапное освоение музейного пространства: своеобразное восхождение по ступеням исторических и культурных знаний. Такое «восхождение» осуществляется с обязательной опорой на уже имеющиеся знания. Сухоруков Е.Г. проводит с удовольствием для моих детей такие занятия, что позволяет реализовать этот принцип с максимальной полнотой.
На музейных занятиях значительное внимание уделяется также деятельностному подходу в работе с учащимися. Различные формы проведения занятий предусматривают активное участие каждого ребенка. Дети с помощью предметов воспроизводят некоторые трудовые процессы: имитируют работу пряхи - учатся вращать настоящее веретено; подражая жнице, работают серпом; держат на плечах коромысло и представляют, как в старину ходили за водой; отгадывают загадки, учатся играть в старинные игры. На праздниках «Русского самовара», «Матрешкиных именинах» читают стихи, исполняют песни. В подготовке праздников активно участвуют и родители.
После каждого занятия в музее дети выполняют рисунки, где изображают те предметы, которые произвели на них большое впечатление и остались в памяти.
К концу года ребята пробуют писать сочинения, где высказывают свое отношение к увиденному. Свои сочинения дети называют так: «Наш музей», «Знакомство с былиной» и др.
Чтение этих работ показывает, что дети ждут занятий в музее. Они пишут: «Я всегда с нетерпением жду, когда мы опять пойдем в музей»; «Мы очень любим музей за все интересное, которое мы там получаем»; «Музей - это место, где хранятся тайны».
Некоторые дети принимают участие и в поисковой работе с Сухоруковым Е.Г.: работа по сбору денежных монет и купюр для изучения истории монетной чеканки и денежного обращения; работа поискового клуба «Следопыты» Паликской средней школы №1. Сбор оружия и предметов быта, оставленных воинами 324, 322, 413 стрелковыми дивизиями на территории нашего района в годы войны.
Подобное сотрудничество помогает решить сложные и многоаспектные задачи пропедевтического этапа приобщения младших школьников к истории и культуре; способствует лучшему обучению и воспитанию детей; помогает расширить их кругозор и словарный запас; обогащает жизненный опыт; расширяет знания учащихся о родном крае и воспитывает чувство патриотизма.
5.Результативность деятельности.
Наличие интегрирующего центра - школьного музея, поискового отряда «Следопыт», системы ККД (коллективных краеведческих дел), классных традиций, вокруг которых разворачивается воспитательный процесс, краеведения в образовательной структуре приносит свои результаты. В классе, за учебной партой, при помощи тестов, анкет, диагностик можно определить ступени гражданского становление личности школьника, уровня его воспитанности.
Результаты уровня воспитанности отслеживаются школьным психологом. Приведу другие примеры диагностик.
Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся 4 класса
Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.
Метод: наблюдение.
Ход проведения: мониторинг рассчитан на учащихся 1-11-х классов и проводится в конце каждого года обучения. На малом педсовете учителям предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика («В» - высокие, «С» - средние, «Н» - низкие) на основе собственных наблюдений и результаты занести в таблицу (возможно заполнение только классным руководителем). В результате наблюдении, имею следующие показатели:
Ф.И.
Конюшенков
Артём
Поздняков
Иван
Шестернина
Елизавета
результаты
Духовно-нравственные качества личности:
«высокая» оценка в % отношении
«низкаа»оценка в % отношении
1. Готовность прийти на помощь.
В
В
В
100%
0%
2.Умение быть благодарным.
С
С
В
33%
0%
3. Уважение к старшим.
В
В
В
100%
0%
4.Дружелюбие.
5.Забота о младших
С
Н
В
С
В
В
67%
33%
0%
33%
6.Трудолюбие.
С
Н
В
33%
33%
7.Ответственность за порученное дело.
С
С
В
33%
0%
8.Инициативность.
В
В
С
67%
0%
9.Терпимость.
С
С
С
0%
0%
10.Активность в учебе.
С
В
В
67%
0%
11.Активность в дополнительном образовании.
В
В
С
67%
0%
12.Творческая направленность.
В
В
В
100%
0%
13.Любовь к Родине.
С
В
В
67%
0%
14.Позитивное отношение к своей национальности.
С
С
С
0%
0%
15.Наличие принципов и убеждений.
В
В
С
67%
0%
16.Культура речи, общения.
Н
С
В
33%
33%
17.Нравственность поступков.
В
В
В
100%
0%
18. Интерес к родной культуре.
С
С
В
33%
0%
19.Интерес к истории своего края.
В
В
В
100%
0%
20.Физическая активность.
В
В
В
100%
0%
21. Коллективизм
С
С
В
33%
0%
22.Школьный патриотизм.
В
В
В
100%
0%
Обработка результатов: При обобщении результатов диагностики по классу считала процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу учащихся. Получились следующие приоритетные характеристики класса (наивысший процент 100%): готовность прийти на помощь, уважение к старшим, творческая направленность, нравственность поступков, интерес к истории своего края, физическая активность, школьный патриотизм. Проблемные характеристики наименьшего процента не выявлены, но следует обратить внимание при формировании таких качеств как: культура речи, общения, трудолюбие, забота о младших. Все результаты я описала в анализе воспитательной работы класса.
Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребенка; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса в целом; это дает представление об объективном положении дел, помогает строить планы на будущее.
В этом году я начинаю вести работу по реализации аксиологического подхода, поэтому планируемые результаты буду отслеживать по схеме, в которой приоритет отдаю ценностному подходу. Приведу пример:
Направление: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (для 2 класс)
Ценности
результаты
знание
отношение
действие
учёба
Приобретает первичные представления о том, что учёба –это главный труд ученика
Прилежное отношение к учёбе
Хорошая успеваемость по предметам
Уже начальные этапы работы показали, насколько эмоциональными были отклики в душах детей. Изучая краеведческий материал, я использовала коммуникативно-деятельностный подход к обучению, дифференциацию и индивидуализацию обучения, заботу о том, чтобы центральной фигурой учебного процесса был ребенок, возможность обеспечить ему постоянный интерес, увлеченность, самостоятельность в добывании знаний, возможность самостоятельной оценки результатов деятельности, а также проектирования особых условий обучения, в которых ребенок учится взаимодействовать с товарищами, отстаивать свою позицию, слушать и понимать товарищей, быть терпеливым и терпимым. Чтобы достичь большего успеха в работе по указанным направлениям, я активно внедряю современные образовательные технологии. Технология деятельностного подхода. Применяю информационные технологии. Метод проекта. Межпредметная интеграция. Ценностно-ориентирующая, где ролевые игры обеспечивают связь учебной деятельности с жизнью. Здоровьесберегающие технологии. Технология творческого развития личности и др. (об этом пишу в самоанализе)
Вся эта работа не только учит чуткости, доброте, отзывчивости, но и служит сплочению детей, развивает их активность, творческие способности.
Любовь к родному краю и воспитание чувства прекрасного неразрывно связаны между собой. Я не только знакомлю детей с народной культурой, традициями, но и учу их дарить радость и красоту своим творчеством.
Для оценки сформированности патриотического сознания у детей я определила некоторые критерии:
Критерий
Главные показатели
у старшего школьника
Главные показатели у младшего школьника
Чувственно-
эмоциональный
Чувство
Вкус
Идеал
Эмоциональный отклик, оценочные суждения, сравнения, выявление признаков
Операционно-
деятельностный
Действия
Восприятие
Суждение
Умения совершать практические действия на достаточно высоком для его возраста уровне, воспринимать и передавать свой замысел , словесно описывать выполняемую поделку используя знания по краеведению
Потребностно-
интеллектуальный
Потребность
Знания
Интерес, желание
Чувственно-эмоциональный. Так, например, на воспитательном мероприятии, посвященном освобождения нашей области, мы говорили о том, что война коснулась каждой российской семьи и каждая семья хранит память о своих героях. И когда дети на следующий день пришли в школу с фотографиями своих прадедушек и наперебой рассказывали об их подвигах и тяжелой военной судьбе, это и стало главным показателем эмоционального отклика и переживаний, суждений на отдельную тему.
Операционно-деятельностный, или технологический. Так, при изучении темы «Думиничский район» учащимся была предложена коллективная творческая работа «Создание герба нашего района». Работа была выполнена на достаточно высоком уровне, дети смогли передать свой замысел и объяснить его. Не это ли главный показатель данного критерия?
Потребностно-интеллектуальный. Когда я вижу, что ребенок радуется уроку художественного труда, потому что имеет желание заниматься трудовой деятельностью, стремится создать хлудневскую игрушку и для этого интересуется историей ее создания, дарит ее маме и испытывает при этом чувство радости и удовлетворения, такая реакция и является положительной мотивацией для ребенка этого возраста.
Из своих наблюдений я поняла, что каждый из выработанных критериев может иметь не более двух показателей, что объясняется возрастными особенностями детей.
Повышению уровня знаний в области краеведения способствуют ежегодно проводимые районные детские краеведческие чтения. Моя ученица Балакина Е. стала лауреатам краеведческих чтений в районе и была награждена грамотой. Ею под моим руководством была проведена исследовательская работа на тему «История посёлка Новый».
Мои дети принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Особое желание вызывает участие в военно-патриотической игре «Зарница», концертных программах ко Дню защитника Отечества. Фотографии помещены в презентацию творческого отчёта. Основную базу знаний дает урок краеведения. Дети в 4 классе показали хорошие результаты по предмету краеведения за год.
Ф.И.
Конюшенков А.
Поздняков И.
Шестернина Е.
Отметки
«4»
«4»
«5»
Также считаю, что результативность моей работы заключается в том, что мною были проведены на муниципальном уровне открытый урок по краеведению в 4 классе, мастер-класс для молодых учителей, а также выступления на РМО по данной теме.
Гражданская позиция проявляется в делах и поступках: в маленьких добрых поступках и больших общественно полезных делах, где рядом дети и взрослые. Именно так, по моему мнению, формируются межличностные, внутриколлективные, межвозрастные, межпоколенческие связи (выпускники, родители, население ).
В этом году со своими второклашками приняли участие в таких делах как:
- телепередача "Живая память", с помощью которой восстановлены имена погибших в годы Великой Отечественной войны; дети приносили фотографии прадедушек и прабабушек, рассказывали о их заслугах и подвигах во время войны;
- Акция "Милосердие" (посещали престарелых людей и дарили им самодельные открытки).
- Природоохранная деятельность (убирали пришкольную территорию, собирали мусор вокруг озера).
- Вахта памяти на братской могиле;
- Литературно-музыкальная композиция «Защита своей родины – святой долг каждого» для военнослужащих батальона;
В этом году планируем: продолжить работу над созданием родословных в семьях, возродить парады будущих защитников Отечества, оформить материал об учениках школы, служивших в горячих точках. Многолетняя работа в этом направлении органично вылилась в создание общешкольной воспитательной системы «Наш адрес – Россия», построенной на основе концепции духовно-нравственного воспитания. Эта система реализуется уже третий год и тоже приносит хорошие результаты.
Заключение.
Основная задача моей работы - показать, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, ее природе, уважении к традициям своего народа. Только связав урок с привычной для ребенка средой, с тем селом, деревней, поселком- местом, где он получил первые жизненные впечатления, мы сможем воспитать патриотические, гражданские чувства в душах наших детей, сблизить процессы воспитания, обучения и развития, создать единое пространство для творческой активности.
В дальнейшем имею следующие идеи:
- Краеведческая деятельность школьной библиотеки. Интегрированная программа по литературному краеведению;
- Критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках краеведения, уровня гражданской позиции;
- Учебно-методическая база уроков краеведения (конкурс).
Когда я начала вести работу в данном направлении, надеялась, что в дальнейшем – это стандарт завтрашнего дня, и я не ошиблась, т.к. отличительной чертой образовательного стандарта второго поколения является, прежде всего, отражение социального заказа предъявляемые семьёй, обществом и государством. Семья ждёт от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Гражданское общество ставит вопрос о социальной мобильности формировании модели адекватного социального поведения молодёжи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан. Все эти интересы согласованы в рамках российского национального стандарта образования.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15