Развитие музыкальных ассоциативных способностей младших школьников на уроках музыки.
* Развитие музыкальных ассоциативных способностей младшихшкольников на уроках музыки.Казьмина Елена Александровна учитель высшей категории МБОУ СОШ №72 им.Лукьянчикова * Образность мышления младших школьников проявляется в повышенной впечатлительности, в способности к перевоплощению чужих мыслей и чувств в свои собственные, действенность, продуктивность эмоциональных переживаний, в чувстве нового, в системе знаний и убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека, в высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности. * Одним из средств музыкального развития младших школьников является развитие их ассоциативных способностей. Рассмотрим механизм ассоциаций. Нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. «Кладовая следов» называется памятью, хранимые в ней богатства накоплены жизненным опытом. Полученные мозгом новые раздражения возбуждают клетки, хранящие старые отпечатки. Происходит реставрация их, давно забытое начинает, как бы вновь входить в сознание. Извлекаемые из недр памяти компоненты ранее пережитого превращаются в разной яркости воспоминания. Эти воспоминания могут быть обрывочными. Но могут составлять и целые картины. На причины этого указывал И.М. Сеченов. «Видимое и слышимое нами,- писал он,- всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого, во время всякого нового видения или слышания к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые их склада памяти схожие элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти». * Ассоциация связана с представлениями. Основным типом ассоциаций, который объединяет друг с другом любые представления, являются ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Например: Руслан – Черномор. Добро – зло, богатырь – злой – карлик, торжественный марш – лирическая мелодия и. т. д. Восприятие искусства связано с механизмом ассоциаций, с интуитивными процессами образной логики.Сознательное сопоставление по аналогии ведет к использованию эмоционально – выразительных средств. * Аналогия и ассоциация широко используется в процессе обучения, так как ценность их определяется логической природой и ролью в рациональном и интуитивном познании. С точки зрения задач развивающего обучения аналогия и ассоциация имеют особое значение для построения гипотез, для поиска доказательств, для уяснения их соотносительности с высказанным предложением, возбуждает поиск, наводят на догадку, правильность и ошибочность которых проверяется затем специальным опытом. Удовлетворенность правильностью высказанной мысли по аналогии, ассоциации приводит к радости познания, к развитию эвристических интересов. * В качестве дидактического средства аналогия применяется как сравнение и созвучно с дидактическим правилом: от известного к неизвестному. Ассоциация, как и другие виды умозаключений – индукция и дедукция, неразрывно связаны и входят в единый мыслительный комплекс. Они взаимно дополняют и не могут существовать друг без друга.«Аналогия» (от греческого – соответствие, сходство) – сходство предметов в каких либо признаках или отношениях; умозаключение по аналогии – вывод, сделанный о свойствах одного предмета на основании его сходства с другим предметом. Закономерность усвоения знаний, умений, навыков развития способностей является аналогия, которая обеспечивает действие внутренних механизмов саморегуляции на уровне языка – мышления – речи. * Ассоциация (от латинского associatio – соединение) - способность ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать посредством воображения их новые связи. Без развитой ассоциативности невозможно музыкальное творчество, так как оно является важнейшим компонентом образного мышления.Ассоциации художественного сознания, направленные на преодоление привычных шаблонов и стереотипов восприятия, отличаются новизной и многозначностью.Важной проблемой при развитии образного, ассоциативного мышления является проблема актуализации содержания произведения искусства. Ведь без этого оно не будет воспринято им личностно. Об этом предупреждал еще Л. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте».Сила воздействия искусства на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт» заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка. * Содержательность, осмысленность всех элементов музыки должна опираться на механизм жизненных и художественных ассоциаций. «Художественное сопереживание взаимодействует с актуализируемым сходным житейским чувством, включая его элементы в свой состав, выступая при этом как новое чувство – художественное переживание к самому себе.В работе над музыкальным произведением можно отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей, до момента «встречи» с ними. А после - в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение, таким образом, можно предложить детям свою композицию по поводу данного произведения. Такой метод относится к эмоционально – ассоциативному. * На уроках музыки в 1 и во 2 классах мы неоднократно обращались к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Причем на уроках в первом классе происходило знакомство с героями сказки, во втором классе - на музыкальных примерах необходимо проследить развитие музыкальных образов.Ход урока (фрагмент) – 2 класс- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с героями сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Давайте вспомним с вами, как звучали музыкальные характеристики героев сказки.Детям предлагаются фрагменты для слушания. Затем учитель, следуя сюжету, обращает внимание на развитие действий и на соответственные изменения в музыкальных характеристиках героев. Дети вспоминают, как развивалось действие.Для слушания им предлагаются следующие фрагменты: «Тема Пети», «Петя – герой», «Тема птички» и др. Использую эмоционально- ассоциативный метод педагог предлагает детям представить себя на месте каждого из героев (по желанию) и передать свои ощущения. * На основании этого метода ставятся следующие задачи по формированию универсальных учебных действий:- Познавательные УУД – Осуществление опыта сочинение мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций.- Коммуникативные УУД – Общение и взаимодействие в процессе ансамблевого и коллективного воплощение различных образов русского фольклора.- Личностные УУД – Выявление выразительных и изобразительных особенностей музыки в их взаимодействии.В процессе уроков ведется работа по достижению результатов деятельности:Личностные результаты – эмоциональный отклик и умение выражать свое отношение к музыкальным образам оперы, балета.Метапредметные результаты – формирование отношения к творчеству и искусству, умение передавать собственные музыкальные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности Алеша М. – Я представляю себя волком. Вот я вышел из леса, увидел птичку и захотел съесть, я погнался за ней, но она взлетела на дерево и я не смог до нее допрыгнуть. Тут появился Петя, он стал защищать птичку. Петя меня не испугался, он сделал веревочную петлю и меня поймал.Лена К. – Я представляю себя Петей. Однажды я гостила у дедушки в деревне. У меня было много друзей зверюшек. Но на них хотел напасть злой волк. Я не испугалась и поймала волка.Некоторые дети представляют себя в роли охотника, а так же в роли животных. Развитие образного воображения осуществляется в данном случае в результате факта перевоплощения, принятие на себя роли другого Я. В урок включаются элементы эстетической игры, где дети:- принимали на себя различные роли, проигрывали их, становясь тем или иным персонажем, учились понимать его чувства и мысли;- становились элементами сказочного пространства;- вступали во взаимодействие с воображаемым пространством сказки. Возможность « вненаходимости» важна в ситуации эстетического восприятия в той же мере, в какой и способность «быть там», то есть возможность легкого вхождения в художественное пространство. Необходимо возвращаться к реальному опыту даже после самых интересных ассоциативных путешествий. Соотношение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием музыкального произведения можно отметить и в таком способе организации деятельности детей, как создание мнимой ситуации (« действие в воображаемом поле», по Выготскому, или «действие в предлагаемых обстоятельствах, по Станиславскому). * * Ход Урока (фрагмент) – 2 класс. - Ребята, давайте представим себе, что мы вместе с героями сказки «Петя и волк» вдруг оказались в опере – сказке М.Коваля «Волк и семеро козлят». На основании изученного музыкального материала прошлого года (1 класс) детям знакомы образы Мамы – козы, Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Малыша, Дразнилки, Мазилки. В процессе сюжетного сопоставления и по аналогии музыкального развития в сознании детей возникают новые обобщенные образы. * Алеша М. «Волк, когда увидел козлят, захотел сначала их съесть , но потом козлята ему так понравились, они были такие веселые, ловкие, что ему захотелось с ними подружиться и они вместе стали петь и танцевать.Лена К. «Петя вместе со своими друзьями – Уткой, Птичкой, Кошкой пришел в гости к козлятам. Козлята сразу подружились С Уткой, Птичкой, Кошкой. Они стали дружить с Петей и даже волка прогонять не стали.Таким образом, аналого – ассоциативный метод восприятия музыкального произведения способствует развитию психики ребенка, его образному мышлению. * Список используемой литературы. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 20082. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 20043. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,20084. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 20085. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2009 *