Исследовательский проект по истории на тему Образ Новгорода в произведениях Карамзина
Муниципальное образовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Образ Новгорода
в произведениях Н.М. Карамзина «Марфа-Посадница» и «История Государства Российского»
Выполнил: Антонова Ольга, ученица 8 класса
МОУ «Солнечная СОШ»,
Казанцева Анастасия,
ученица 8 класса
МОУ «Солнечная СОШ»
Руководитель: И.В. Хает, учитель истории
МОУ «Солнечная СОШ»
Солнечный
20016
Николай Михайлович Карамзин – российский историк, писатель, почетный член российской Академии наук. Карамзин интересен тем, что его политические взгляды различны в разных политических ситуациях. От ярого монархиста, каким его считает советская историография до либерала, критикующего политику Александра, Екатерины и Петра («Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»). Такое разномыслие нам стало интересным и мы решили поближе познакомиться с творчеством Н.М. Карамзина. Так мы нашли два произведения писателя на один сюжет: повесть Марфа-Посадница и ИГР – присоединение Новгорода Иваном III в 1478 году.
Для более продуктивной работы была поставлена цель:
Цель:
выявление образа Новгорода в произведениях Н. М. Карамзина «Марфа – посадница» и «История государства Российского» посредством исторического, литературоведческого и языкового анализа.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
Прочитать
Выделить основные сходные и различные черты
Сравнить
Вывод
Представление на НПК «Солнечное сияние»
Предметом исследования стали тексты произведений
Актуальность:
Разбирая произведения, мы расширили свои знания, кругозор, наш опыт исследования мы сможем использовать в дальнейшем для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Новизна:
Мы никогда не проводили сравнительный анализ текста в таком формате исторического, литературоведческого и языкового сразу. Это помогает лучше понять автора, представить описываемую эпоху и эпоху написания произведения. Новым для нас является еще и то, что произведения Карамзина в школе мы не изучаем.
В произведениях Н.М. Карамзина «Марфа-посадница» и «История государства Российского» описывается одно и то же событие «Присоединение Новгорода», но с разных позиций. В повести «Марфа-посадница» повествование ведётся с позиции новгородцев и самой Марфы(«…Но знаки усердия нашего, конечно, обманули князя московского; мы хотели изъявить ему приятную надежду, что рука его свергнет с России иго татарское: он вздумал, что мы требуем от него уничтожения нашей собственной вольности! Нет! Нет! Да будет велик Иоанн, но да будет велик и Новгород!...»), которую автор изобразил хорошей, сильной женщиной («…Тайное побуждение, данное им фанатизму Марфы, доказывает, что он видел в ней только страстную, пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину…».), и которая была против абсолютизма («…Жена дерзает говорить на вече, но предки мои были друзья Вадимовы, я родилась в стане воинском под звуком оружия, отец, супруг мой погибли, сражаясь за Новгород. Вот право мое быть защитницею вольности! Оно куплено ценою моего счастия…»), а в «Истории государства Российского» все иначе, повествование ведется с позиции Ивана III(«…Скажи Новогородцам, моей отчине, чтобы они, признав вину свою, исправились; в земли и воды мои не вступалися, имя мое держали честно и грозно по старине, исполняя обет крестный, если хотят от меня покровительства и милости; скажи, что терпению бывает конец и что мое не продолжится…»), который, наоборот, был сторонником абсолютизма («…Вопреки древним обыкновениям и нравам Славянским, которые удаляли женский пол от всякого участия в делах гражданства, жена гордая, честолюбивая, вдова бывшего Посадника Исаака Борецкого, мать двух сыновей уже взрослых, именем Марфа, предприняла решить судьбу отечества.Хитрость, велеречие, знатность, богатство и роскошь доставили ей способ действовать на правительство…»). Неоднозначная позиция писателя объясняется, на наш взгляд, позицией Карамзина, который хоть и доброжелательно относился к идеям либерализма, но никак не мог превозмочь в себе укорененное монархическое начало. И как императорский историк он не мог иначе отображать историю российскую, где идея самодержавной власти – древнейшая идея.
В произведениях разное понятие старины. В «Марфе – посаднице» стариной служит дорюриковское правление(«Граждане новогородские! В стенах ваших родилось, утвердилось, прославилось самодержавие земли русской. Здесь великодушный Рюрик творил суд и правду; на сем месте древние новогородцы лобызали ноги своего отца и князя, который примирил внутренние раздоры, успокоил и возвеличил город их».), а в «Истории государства Российского» - владимирское правление.(«Вспомните, что предки наши, Славяне, добровольно вызвали Рюрика из земли Варяжской; что более шестисот лет его потомки законно княжили на престоле Новогородском; что мы обязаны истинною Верою Святому Владимиру, от коего происходит Великий Князь Иоанн, и что Латинство доныне было для нас ненавистно»).
В повести рассказчик – это сентименталист-литератор. Ему важно показать чувства, портреты героев, их переживания. Именно поэтому рассказчиком он сделал современника событий, Новгородца, он рассказывает все события, которые происходили именно в Новгороде («…Мирослав, пылая нетерпением, летел туда на бурном коке своем: мы взглянули — и знамена новогородские уже развевались на холмах — и волховцы на щитах своих подняли вверх тело убитого начальника московского. Тогда воскликнув громогласно: "Кто против бога и великого Новаграда?", все ряды наши устремились в битву и сразились…»). Он переживает за свою отчизну, порой, он даже переполнен гневом и ненавистью к тем, кто хочет ограничить древнюю новгородскую вольницу. В «Истории государства Российского», рассказчик – это публицист-историк, отражатель фактов, монархист, отражающий монархические взгляды, он более подробно описывает все события, происходившие в Москве, выдвигая на передний план событие, имеющее важное историческое значение, битву на р.Шелони 1471 г. («…Началося страшное опустошение. С одной стороны Воевода Холмский и рать Великокняжеская, с другой Псковитяне, вступив в землю Новогородскую, истребляли все огнем и мечем. Дым, пламя, кровавые реки, стон и вопль от востока и запада неслися к берегам Ильменя. Москвитяне изъявляли остервенение неописанное: Новогородцы-изменники казались им хуже Татар. Не было пощады ни бедным земледельцам, ни женщинам…»).При языковом анализе мы сделали вывод, что произведения написаны в разных стилях. В «Марфе-посаднице» стиль художественный(«…В наших летописях мало подробностей сего великого происшествия, но случай доставил мне в руки старинный манускрипт, который сообщаю здесь любителям истории и сказок, исправив только слог его, темный и невразумительный…»), наполненный сравнениями, метафорами. «История государства Российского» как произведение научно-публицистического характера несёт более официальный тон («…Иоанн послал складную грамоту к Новогородцам, объявляя им войну [23 мая 1471 г.] с исчислением всех их дерзостей, и в несколько дней устроил ополчение…»).
Поэтому повесть «Марфа-посадница»вызывает больше эмоций, соответственно легче читается, как любое художественное произведение.
Интересно разным предстаёт перед нами и образ Марфы Борецкой. В повести она не хочет союза с Литвой («…Казимир великодушно предлагает Новугороду свое заступление…», «…Тогда благодарные новогородцы должны признать в Казимире своего благотворителя — и властелина, который, без сомнения, не употребит во зло их доверенности…" — "Умолкни!" — грозно восклицает Марфа…», «…Так, Марфа любима народом своим, не она велит ему ненавидеть Литву и Польшу… Вот ответ Казимиру!...»), а в «Истории государства Российского» сама посылает послов к Казимиру («…Посольство отправилось в Литву с богатыми дарами и с предложением, чтобы Казимир был Главою Новогородской Державы на основании древних уставов ее гражданской свободы. Он принял все условия, и написали грамоту…»). Этот приём художественного вымысла делает Марфу заступницей, положительной героиней произведения.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что в «Истории государства Российского» Новгород несет на себе образ преступника, противника единения Руси («…не было слова в ответ на жалобы Иоанновы. "Я ничего не знаю, - говорил Посадник Боярам Московским, - Великий Новгород не дал мне никаких о том повелений…»), а в «Марфе-посаднице» Новгород – образ единого, мощного борца за свободу.(«…Если казна твоя оскудела, если богатство новогородское прельщает тебя — возьми наши сокровища: завтра принесем их в стан твой с радостию, ибо кровь сограждан нам драгоценнее злата, но свобода и самой крови нам драгоценнее…»).
Таким образом, в результате работы над этапами проекта мы пришли к выводу, что характер произведений зависит от той позиции автора, которую он хотел передать. От этого зависит не только язык произведения, его стиль но и сюжет. При помощи такого литературно-исторического анализа мы можем понять, для чего было создано то или иное произведение. Мы будем продолжать работу в данном направлении.
Список литературы:
Карамзин, Н.М. Марфа-Посадница / Н.М. Карамзин. – М.: Просвещение, 1995
Карамзин, Н.М. История государства Российского. – Т.1 / Н.М. Карамзин. – М., 1985
Козлов, В.П. История государства Российского Н.М. Карамзина в оценках современников / В.П. Козлов. – М.: Наука, 1989
Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. – М., 1997