доклад Формирование эстетического воспитания через игровую деятельность


ГБОУ « Валуйская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат Vlll вида»
Формирование эстетического воспитания через игровую деятельность
Подготовила воспитатель 3 класса: Чеботарь Н.Ю.


2013
Формирование эстетического воспитания через игровую деятельность
Мир, окружающий ребёнка, очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире - в самом широком понимании этого слова? Как развивать художественные способности, хороший вкус, потребность самому создавать прекрасное? Пути и средства эстетического воспитания многообразны.
Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению и развитию этих чувств и отношений , развитию всех способностей , в том числе эстетических. Какое же место занимают игры в решении задач эстетического воспитания?
Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального, предметного мира: природы, быта, произведений искусства, и нередко упускаем из виду эстетику человеческих отношений - поступков и поведения.
Во время игр, в которых замысел и его воплощение зависят от детей, легче всего складываются и развиваются личные качества детей, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении. Дети 3 класса обучаются в нашем интернате первый год, поэтому большое внимание уделяю на занятиях осваиванию правил и норм поведения для нашей школы, выполнению режимных моментов. В начале учебного года мною были проведены презентации «Правила поведения в школе», «Правила поведения в столовой» для 1-3 классов, где в доступной игровой форме при помощи сказочных героев и загадок дети познакомились с режимными моментами нашего интерната. И результат налицо Денисенко Вова, Рубанов Витя, Тарасов Денис всегда пропускают вперед воспитателя и девочек перед как зайти в школу. Прежде чем, зайти в столовую все дети без напоминания моют руки, пользуются правильно столовыми приборами. С Еремеевой Наташей и Лагутиным Сашей необходимо еще вести работу по привитию культурного приема пищи, напоминать о дисциплине.
В игре дети приобретают и эмоциональный опыт - разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств. Так Лагутина Сашу дети неохотно берут в игру, потому что все спорные вопросы он решает только при помощи физического воздействия, поэтому стараюсь привлекать его индивидуально в роли помощника или судьи, чем вырабатываю у него чувство ответственности.
Заботясь об эстетическом воспитании, нельзя забывать и об обычных навыках культурного поведения, следует иметь в виду не только нравственную сущность, но и внешнее проявление, форму. Мало научить ребёнка здороваться или благодарить за услугу. Нужно научить его делать это красиво: приветливо, вежливо, глядя на тех, с кем он здоровается или кого благодарит, стоя спокойно, не кривляясь, не вертясь. Ребята из класса стараются освоить эти правила, Болдырев Рома, Тарасов Денис. Не всегда получается соблюдать навыки культурного общения у Денисенко Вовы, Рубанова Вити, а особенно Еремеевой Наташи, которая очень часто выражает свое недовольство при помощи различных гримас и жестов невзирая то, кто перед ней взрослый или ребенок. Провожу с ней беседы «Я красивая вежливая девочка» и игровые упражнения «Добрый -злой», «Вспоминалки» (предлагаю вспомнить в каких ситуациях она испытывает чувство радости), «Вежливые слова».
Очень важно выработать у детей навыки культурной речи: привычку разговаривать негромко, без резких интонаций, умение выслушивать другого до конца, не перебивать собеседника. Для этого перед началом любого мероприятия настраиваю детей и напоминаю о нашем «секрете»
«Чаще улыбайтесь, называйте друг друга по имени, относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам, используйте ласковые слова, разговаривайте спокойным, тихим голосом ,не бойся просить прощения, если обидел друга, не смейся над недостатками товарища, останови друга, если он делает что-то плохое, умей принять помощь, совет, умей признавать свои ошибки.» Привычка вести себя культурно, как и все привычки, закрепляется упражнениями: «Моя улыбка похожа на….», «Какого цвета мое настроение», «Минутка вежливости», «Закрыли ротик на замочек, а ключик спрятали в карман» многие другие.
Игра и является той формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми в обществе.
Научить детей понимать и ценить красоту поступков и поведения - дело сложное и тонкое, но вполне возможное, так как детям это понимание доступно.
В процессе познания отношений между людьми у детей постепенно формируется чувство прекрасного, чувство, которое является основным, главным в использовании игры как средство эстетического воспитания.
Другая линия эстетического развития детей в играх заключается в выявлении и развитии их художественных способностей, их творчества, вкуса. С помощью воображения и фантазии дети создают сюжеты своих игр. Для этого они пользуются всевозможными выразительными средствами, приобретёнными на занятиях и в повседневной жизни: речью, движениями, мимикой, пением.
Даже самые простые и распространённые сюжетно-ролевые игры способствуют проявлению и развитию эстетических чувств и способностей детей. В играх в «дочки-матери», например, хочется отметить, что при всем своем импульсивном взрывном поведении Еремеева Наташа в роли матери поёт песенку, баюкая свою «дочку». И не просто поёт, как пела бы эту песенку на занятии, а входя в роль, поёт, вкладывая в неё свои чувства, - нежность к «дочке», заботу, внимание, любовь.
Руководя этими играми, следует всемерно поощрять детскую инициативу, творчество, художественную самодеятельность.
Большое значение для эстетического развития детей имеют строительные игры, связанные с наблюдениями. У нас в классе есть набор конструкторов Лего,
играя с конструкторами, сооружая свои постройки, дети воспроизводят их характерные особенности, архитектурные детали. В процессе таких игр у детей формируется вкус, умение удачно находить композицию сооружения, умение красиво сочетать цвет и форму.
В дальнейшем дети не только подражают увиденному, но и обогащённые эстетическими впечатлениями, сами придумывают и строят разнообразные постройки, в которых проявляют творческую фантазию, выдумку, инициативу. Часами может заниматься конструированием Лагутин Саша, у него постоянно можно найти в карманах «изобретение», которое он мастерит из подручных средств даже порой небезопасных.
Нельзя забывать и о том, что красивая обстановка во время игры, занятий, отдыха не только вызывает у детей желание любоваться ею, но и организует их, подтягивает. Кроме того, эстетическая обстановка вызывает у детей желание поддерживать её. Дети приобретают навыки, необходимые им в повседневной жизни: умение красиво складывать одежду, застилать свою постель, нарядно накрывать стол, когда мы дежурим по столовой, приучаться следить за порядком, чистотой, аккуратностью одежды, обуви. Со временем эти навыки и потребности будут перенесены из игры в настоящую жизнь.
Природа - неистощимый источник эстетического наслаждения и духовного обогащения человека. Бесконечно много она может дать человеку, умеющему её видеть, чувствовать, воспринимать. Детей нужно заинтересовать, и они охотно будут всматриваться в окружающую природу, вместе с воспитателем искать в ней знакомые формы. Обыкновенная веточка, сучок или шишка, поднятые на прогулке, могут вызвать определённые ассоциации и превратиться в забавные игрушки. В своей работе по эстетическому воспитанию я использую комплексный подход, соединяющий воедино воздействие искусства и действительности на ребёнка. Например, во время прогулки прошел листопад. Я предложила детям собрать листочки и рассмотреть их. Когда дети поделились своими впечатлениями и чувствами, прочитала им стихотворение А.С. Пушкина "Осенняя пора». В результате прогулок и наблюдений за осенними изменениями в природе на занятиях в кружке «Фантазер» ребята изготовили аппликации из осенних листьев «Регата», «Овощи и фрукты». Умение находить в природе готовые формы путём незначительных переделок, подчеркнуть в них знакомый образ - это уже творчество, творчество своеобразное и доступное всем детям. Оно заставляет детей зорче присматриваться в природе, будит их воображение, фантазию, учит мыслить образно.
Развивать творческое мышление помогает такое игровое упражнение, как «Раздать сказки на ночь», когда укладываю детей спать, если они вели себя целый день хорошо, глажу по головке и на ушко желаю им во сне увидеть определенную сказку, каждому свою. Особенно нравиться мальчишкам.
Таким образом, в процессе разнообразных игр, направляемых педагогом, решаются задачи эстетического воспитания детей. Развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить, в окружающей жизни - в природе, в искусстве, в труде и поступках людей, формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

Список литературыГригорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: «Совершенство», 2007.
Каган М.С. Мир общения. – М.: Просвещение, 2007.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 2000.
Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. – М., 2001.
Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 2004.
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2006.
Лабунская В А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.
Лабунская.В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.2000.
Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2000.