Коррекционная работа по формированию навыков осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения


Коррекционная работа по формированию навыков осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствуют этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в дошкольных учреждениях специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму. Косоглазие – и амблиопия сопроводжается серьезными расстройствами зрительных функций. Это и снижение остроты зрения, и нарушение глазодвигательных функций, и нарушение фиксации, монокулярных характер зрения. Эти отклонения сдерживают развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности детей с косоглазием и амблиопией и отрицательно сказываются на формировании предметно-практической деятельности.
В основе зрительного и осязательного восприятия лежит двигательное поведение руки и глаза. Процесс осязательного обследования предметов наиболее продуктивно протекает при бимануальном ощупывании, т.е. ощупывании двумя руками. И конечно важно активное осязание, которое возникает в результате активного ощупывания объектов. «Активное осязание как совместно со зрением, так и при его утрате является ведущим способом отражения пространственных признаков и отношений и физических свойств материального мира» (А.Г. Литвак).
На практике выясняется, что дети с амблиопией и косоглазием, которых я диагностировала, в основном ощупывают предметы одной рукой. При этом отмечается хаотичность и пассивность восприятия. Особые затруднения отмечались при узнавании различных поверхностей и материалов. Взяв в руки предмет, дети практически не ощупывали его. Вследствие малой двигательной активности мышц рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Это приводит к слабому развитию мелкой и осязательной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией. Это в свою очередь ведет к трудностям в формировании предметно-практической деятельности детей. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
В начале учебного года я провожу педагогическое обследование детей. Диагностика показала низкий уровень развития тонких движений пальцев рук. Диагностика действий детей с предметами (умение застегивать, завязывать, шнуровать) показала неумение детьми, несмотря на возраст, совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки, а также неумение контролировать свои действия.
Результаты диагностического исследования позволили сделать выводы о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, осязательной чувствительности, необходимых для выполнения предметно-практических действий на занятиях в группах и в бытовой деятельности. Диагностическое исследование помогло также определить содержание коррекционных занятий, виды упражнений учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, патологию зрения на данном этапе.
Вся коррекционная работа осуществлялась в тесном контакте с врачом офтальмологом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Дети с косоглазием и амблиопией, с которыми я работаю, нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики, поэтому один раз в неделю провожу специальное коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики. Закрепление и автоматизацию полученных навыков провожу на индивидуальных занятиях, а также уделяю время для этого и на других занятиях. Например, на занятиях по формированию предметных представлений при знакомстве детей с животными, птицами, растениями и т.д. даю детям задания по обводке по контору через кальку (для повышения остроты зрения амблиопичного глаза) или на выкладывание контурных изображений из палочек, нитей, семян, косточек и т.д.
Работа по развитию движений рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Вот некоторые виды работ, которые способствуют развитию ручной умелости, и которые с успехом провожу со своими детьми:
игры с конструктором, мозаикой, кубиками; конструирование из палочек, нитей, семян;
работа с бумагой;
работа с толстой веревкой (завязывание и развязывание узлов), с проволокой (наматывание на катушку или на собственный палец – получается колечко или спираль;
рисование различными материалами;
игры с вкладышами;
работа в тетради (старший дошкольный возраст);
лепка, аппликация.
Точность и ловкость движений пальца приобретались детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети скручивают треугольники в виде бусины, конец ее прикрепляется. Готовые бусины нанизывают на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств необходимых для письма. Дети обменивались бусами, сделанными своими руками, дарили их друг другу, изобретали разные по размеру и цвету бусины, нанизывали их на длинную нить. Все это доставляло им огромную радость и удовольствие, одновременно развивались различительные возможности зрения, моторика рук, зрительно-моторная координация.
Еще раз хочу отметить, что все задания подбирались индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения периода восстановительной работы. Например, при высокой степени амблиопии предметы и материалы для занятий давались более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшались. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, поэтому давала детям пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка, поэтому материалы и пособия давались более крупного размера.
Особую роль в развитии ручной умелости у детей с косоглазием и амблиопией играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Для того чтобы облегчить детям эту работу, предлагала вырезать по заранее нарисованной линии, что помогало детям зрительно контролировать свои действия. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для детей с нарушениями зрения. Из вырезанных фигурок дети составляли целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на различные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Полюбился детям и такой вид аппликации, как обрывная аппликация, когда цветная бумага не разрезается, а обрывается по нужным линиям. Такая техника способствует не только развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, но и развивает концентрацию внимания, воображение, творческую фантазию, что очень полезно детям с дефектом зрения.
Развитию точных движений и памяти помогает работа с бумагой: изготовление, складывание различных игрушек из бумаги (типа»оригами»). Кроме огромного удовольствия и разработки пальцев этот род занятий помогает детям с косоглазием и амблиопией развивать важные навыки координации движений, концентрации внимания. Оригами развивает способность комбинировать и пространственное мышление, чувство формы, формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложнокоординированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное - оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.
Оригами заинтересовали детей невероятными превращениями квадратика бумаги. Это даже не фокус, - это чудо! В одном листке скрыто множество разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные и другие интересные вещи.
На коррекционных занятиях использую различные виды графических упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений считаю очень важным для успешного овладения письмом детьми с амблиопией и косоглазием. Из-за нарушения зрения у детей отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики руки, а в результате неудачное выполнение графических упражнений, неумение провести линию в заданном направлении. Единственный выход – систематические упражнения. Предлагаю детям игру «Дорожки», в которой они должны провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Сначала предлагаю простые «дорожки» (широкие, прямые), затем задание можно усложнить («дорожки» уже, извилистые). «Дорожки» могут быть горизонтальными и вертикальными.
Широко использую задания типа «Обведи рисунок» (для повышения остроты зрения амблиопичного глаза – «обведи по контуру через кальку), «Соедини по точкам», «Обведи по точкам клубочки» (усложнение: нарисуй клубочки самостоятельно), «Нарисуй фигуры» (нарисуй внутри большой фигуры постепенно уменьшающие фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя). Все эти задания прекрасно развивают зрительно-моторную координацию.
Чем больше развиты органы чувств у детей с нарушением зрения, тем проще им познавать мир во всем его разнообразии. Не последнее место в восприятии окружающего занимают осязательные ощущения. В играх «Чудесный мешочек», «Волшебный рукав», «Коробка сюрпризов» дети учились узнавать предметы на ощупь, сравнивали зрительные и осязательные ощущения. В этих играх развивается осязание, а также формируются понятия об объеме, форме, фактуре предметов. Кроме того, целенаправленно начала развивать у детей тактильную память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. При этом считаю важным научить детей находить точные слова для определения своих ощущений.
Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезно регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь делать при этом вращательные движения. Полезно также раскладывать мелкие камушки, палочки, пуговицы по коробкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек по спирали, вырезание по контуру, раскрашивание, завязывание и развязывание узлов на толстой веревке. Хорошо укрепляют мышцы рук самомассаж, сжимание массажных мячиков, резиновых колец.
Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок с нарушением зрения держит в руках карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Использую любую возможность: рисуем с детьми на бумаге и картоне, на снегу и песке, на асфальте. Предлагаю детям штриховать различные фигуры, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения. Все эти упражнения способствуют регуляции моторики руки, развивают зрительно-моторную координацию, глазодвигательные функции, развивают остроту зрения в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста. Широко использую в своей работе трафареты. Интересны для детей игры с счетными палочками. В этих играх нашими помощниками стали обыкновенные счетные палочки. Нехитрые задания по выкладыванию изображений из счетных палочек помогают детям развивать мелкую моторику пальцев, развивают внимание, воображение, закрепляют знания о геометрических фигурах, знакомят с понятием о симметрии.