Урок на тему: Блюда из круп,бобовых и макаронных изделий.(5 класс)


План – конспект урока по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Учитель : Глущенко М.В.
Урок технологии
Класс: 5
Тема: « Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийное сопровождение, электроплита, кухонный инвентарь, столовая посуда, рабочая тетрадь, карандаш, ручка, плакаты по теме.План:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД
I
2
3
4
5
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Игровой момент «Золушка». Учитель делит на группы детей и дает задание – разложить по тарелкам с указанными названиями крупы разных видов. Работа в группе. Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности.
Ученики через игру определяют тему урока, самостоятельно определяют цели и задачи.
Заполнение в течение всего урока оценочного листа. Приложение 3.
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности, коммуникативные.
Изложение нового материала.
Сегодня на уроке мы поговорим о крупах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.
Объяснение учителя.
Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.
Слайд 2, 3
Работа в рабочей тетради с. 26 задание 8 №1.
Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.
-Гречневая крупа очень ценная. Пчелы очень любят собирать с гречихи нектар. Почему?
-По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.
Рассмотреть образцы в стаканчиках!!! Слайд 4.
Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время.
-Для приготовления каких блюд используют крупы?
-Кашу варят разной консистенции.
(Под запись в тетрадь). Слайд 5,6,7,8
Работа в рабочей тетради на печатной основе. Задание 8 №3, опираясь на таблицу 1 учебника с. 55
Задача- Сколько понадобится жидкости на 100 г крупы, чтобы сварить :
1 вариант-рассыпчатую кашу;
2 вариант-вязкую кашу;
3 вариант-жидкую кашу, если в 1 стакане 100 мл воды?
-Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:
•Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
•Каша – кормилица наша.
Продолжите…
Слайд 9.
Хореоминутка. Девочки поют частушки про кашу и выполняют танцевальные движения:
Дайте каши, дайте каши,
Дайте каши с молоком.
Наедимся вкусной каши
И частушки вам споём!
Я плясала бы и пела б
Только нету больше сил,
Полведёрка каши съела б
Если б кто-нибудь сварил
Слайд 10
Блюда из бобовыхК бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%.
Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.
Слайды 10,11,12
Макаронные изделия - питательный и ценный продукт Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени. Слайд 14-19
Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:
1.иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;
2.правильную форму;
3.вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и
других посторонних привкусов и запахов.
Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.)
I способ варки применяют для гарниров;
II способ - для запеканок и макаронников.
К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:
1.отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков;
2.запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные
изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;
3.вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
-Почему макаронные изделия опускают только в кипящую воду?
- Как определить готовность макаронных изделий?
Закрепление знаний учащихся (работа с тестами по вариантам – Приложение 3)
Применение полученных знаний . Практическая работа№4 с.57 учеб. «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»
1 Вводный инструктаж:
- Выполняем практическую работу
- Задачи: получите технологические карты (приложение 2), изучите их;
подготовить посуду и инвентарь: кастрюли, тарелки, дуршлаг;
-Какую кастрюлю выберите для приготовления каши? Почему?(ответ учащиеся находят в учебнике на с. 54)
выберите продукты соответственно рецепту;
Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы).
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов
- сообщение о достижении целей урока;
- самооценка результатов труда;
- оценка результатов труда; выставление отметок;(Приложение 3)
- сообщение о теме следующего урока;
- задание уч-ся на подготовку к следующему уроку.
Рефлексия (Приложение 4)
Домашнее задание
- изучить параграф 9 в учебнике
- найти оригинальный рецепт блюда по данной теме и составить технологическую карту
- ответить на вопросы викторины (Приложение 5)
Работа с текстом учебника, определение понятия «ядрица», «продел» на с. 52. Дополнительно используется кулинарный справочник
Индивидуальная работа. Ученики учатся распознавать
вид крупы с названием зерновой культуры
Сообщение одного учащегося-опережающее задание (исследование, работа с дополнительной информацией)
Приложение 2.
Работа в парах. Учащиеся, опираясь на таблицу, данную в презентации, составляют задание на определение вида круп по величине, форме, цвету. Оценивают друг друга
Фронтальная работа.
Примерные ответы детей:
- Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каши, запеканки и т. д.), а также готовят из крупяных каш пудинги, котлеты и биточки.
Индивидуальная работа по вариантам
Фронтальный опрос
Ответы детей
Ученики отдыхают, тренируя внимание
Сообщения учащихся(исследование, работа с дополнительной информацией)
Сообщение учащегося (Приложение 1.)
ответы детей:
-Чтобы макаронинки заварились и не склеились между собой.
- готовность макаронных изделий определяют, попробовав
Ученики осознают и определяют цели урока.
Возможная формулировка цели урока детьми:
- Определить необходимость освоения умений и навыков по приготовлению блюд из круп и макаронных изделий
Применение полученных знаний на практике
Ученики объясняют, зачем нужны полученные умения и навыки по приготовлению каш и макаронных изделий.
Предположительные ответы детей:
- Надо сделать так, чтобы блюдо получилось вкусным, полезным и красивым.
Дети предлагают варианты, обосновывая предложения.
Формирование логических действий анализа, сравнения, причинно-следственных связей
Формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Формирование способности использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.