Урок по познанию мира «Загрязнение воздуха»


Урок по познанию мира для 4 класса
Тема: «Загрязнение воздуха. Охрана воздуха».
Цели: 1. Знать природоведческие термины, формировать представления учащихся о проблемах загрязнения и охраны воздуха.
2. Способствовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать полученную информацию и делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру.
3. Воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ИАД, понятия, краски, карандаши, работы уч – ся, шарики,
Ход урока:
Психологический настрой.
Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе большая семья.
Мы маленькие принцы
Планета Земля!
Повторение (разминка).
- Я буду задавать вам вопросы, а вы должны дать ответ.
(ответы на листах на доске)
1. Что такое воздух?
Воздух – это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета.
2. Что входит в состав воздуха?
Азот, кислород, углекислый газ.
3. Где мы живём?
Мы живём на дне глубокого воздушного океана, который называется атмосферой (от греч. атмос – пар и сфера – шар)
Наша Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера состоит из нескольких слоёв (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера). Наиболее важным для человека является нижний слой – тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады.
4. Что такое атмосферное давление?
Газы, входящие в состав воздуха и создают атмосферное давление.
5. Что называют погодой?
Состояние нижнего слоя воздушной оболочки в определённой местности в определённое время.
6. От чего зависит характер погоды?
От температуры воздуха, от влажности, атмосферного давления, направления и силы ветра.
Для чего человеку нужно знать прогноз погоды?
Одеться по погоде, мореплавателям, лётчикам …
Что такое климат?
Ежегодное повторение погоды в какой – либо местности.
Почему на территории Казахстана количество осадков незначительное?
Это связано с отдалённостью от океана.
10. Что такое экология?
Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.
11. Что является залогом здоровья?
Чистая вода, чистый воздух, почва.
- Вам известно, что без еды человек может обойтись пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха - пять минут.
Выход на тему.
- Ребята, какие словосочетания остались?
- Загрязнение воздуха. Охрана воздуха.
- Значит какие вопросы познания мира мы будем рассматривать сегодня?
- Загрязнение воздуха. Охрана воздуха.
- Что хотите узнать?
- Как загрязняется воздух, как сохранить воздух чистым?
- Всем известно: Чистый воздух – залог здоровья.
Работа по теме урока.
1. Загрязнение воздуха. (таблица, приложение 1)
- Какие природные факторы загрязняют воздух?
- Извержение вулканов (ядовитые газы, пыль, грязь), лесные пожары
(газы, водяные пары), разложение остатков растений и животных (газы). Все эти загрязнения относятся к естественным факторам. В результате круговорота веществ воздух сам себя очищает от естественных загрязнений. (ластиком стирают и читают ответ)
- Какими действиями человек загрязняет воздух?
- Выхлопные газы автомобилей, сжигание мусора, атомные взрывы, утилизация химических отходов, промышленные предприятия.
(ластиком стирают ответы и дополняют)
- Загрязнение воздуха губительно для всего живого. Пыль, осевшая на листьях растений, нарушает их дыхание, испарение влаги, а также процесс выработки кислорода. Продолжительность жизни деревьев в городе значительно короче. Липа, которая в лесу может прожить 400 лет, в городе живёт только 50 – 80 лет.
И животные, и человек привыкли дышать определённой смесью газов, состав которой совпадает с составом воздуха. При изменении состава воздуха нарушается дыхание, и человек заболевает.
- Чтобы этого не происходило, необходимо применять меры по очистке воздушного бассейна.
Вы наверное устали, немного отдохнём.
2. Валеопауза «Мир и любовь». (под тихую музыку)
- Положите руки на колени, закройте глаза и повторите про себя: Я расслабляюсь.
Мысленно ведите свой взгляд от макушки головы до пяток (и так 6 раз). Представьте себе, что вокруг тебя всё светлое, доброе, хорошее. Мысли о любви и добре посылай всем людям вокруг себя, всему миру.
Состояние доброжелательности заполнило тебя. Тебе стало легко и спокойно.
3. Охрана воздуха. (таблица, приложение 2)
- Какие меры нужно применять по очистке воздушного бассейн (учащиеся называют, объясняют, иллюстрации «Охрана воздуха » с )
- Что вы ещё не назвали? (несколько слов о научном проекте – использовании ветряной и солнечной энергии)
- ( показывается картина нашего ГРЭСа) За охрану нашей природы борются экологи, отряды зелёных, ветераны. У нас в Казахстане приняты законы, по которым руководители предприятий отвечают за очистку и обезвреживание газов до их выброса в атмосферу. А также существует организация - Международный союз охраны природы (МСОП).
- Что можете дополнить по теме? (выступления уч – ся)
Природа – наш огромный дом,
И всем найдётся место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но может скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должныОт грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
- От вас зависит будущее планеты. Какой вклад можете внести вы?
- Не рвать растения, не ломать ветки, не бросать мусор, садить растения.
Муз. пауза, исполнение строк песни «Доброта» перед работой в группе
4. Помни!
Прежде чем что – то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.
А может, без этого ты сможешь обойтись?
Работают в группе. Записать призыв к людям всего мира о бережном отношении природы. Затем один из группы записывает на доске. Возможные варианты:
Природа просит доброты,
Природа просит жалости.
Земля – наш общий дом.
Давайте будем её беречь !
Судьба природы – наша судьба.
Природа – источник жизни.

Чистый воздух – залог здоровья.
Планета Земля – наш родной дом,
и каждый из нас отвечает за порядок в нём.
Следующая страница :
- В заключении хочу прочитать стихотворение – призыв : Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же все мы навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Итог.
- Какую проблему затронули на уроке ? - Как хозяйственная деятельность человека влияет на природу?
- Какие меры нужно принимать по охране воздуха ? - Какой вклад можете внести вы в охрану природы?

Знал … Узнал… Хочу узнать…
Оценки.
Прошу вас нарисовать своё настроение на шарике, оцените себя.
(выставляются оценки)
VI Домашнее задание.
Стр. 43 - 44, вопросы. Найти дополнительный материал по теме.

Урока время истекло,
Я вам ребята благодарна,
Зато что встретили тепло
И поработали ударно.
Спасибо за урок, ребята.



Выбранная форма проведения урока помогла вызвать познавательный интерес учащихся. Выбранный ход урока логичен и оптимален: была создана проблемная ситуация; урок был в виде диалога учитель - ученик, ученик – ученик. При построении урока использовались принципы: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
На уроке проводилась работа по расширению знаний. В ходе урока были познавательные вопросы «Почему? Как? Зачем? Отвечая на которые, учащиеся повторяли и изучали новый материал, учились анализировать факты, строить гипотезы, ориентировались в областях применения своих знаний. В ходе урока повысилась мотивация учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, что обеспечило работу всего класса, позволило учащимся раскрыть свои способности.
С учётом вышеизложенного были избраны следующие технологии:
ИКТ
Игровая деятельность
Проблемное обучение
Урок цели достиг, т. к. достиг каждый из его этапов. Удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.