Статья Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением
Социально педагогическая поддержка детей с девиантным поведением
Актуальность заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в младшем школьном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблему в центр внимания социологов, социальных работников, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Проблеми девиации занимались такие ученые как Гидденс Э, который говорил, что всякая норма относительна. «Что считать отклонением, зависит от времени и места; поведение «нормальное» при одном наборе культурных установок, будет расценено как «отклоняющееся» при другом». (Гидденс Э.), так же по мнению Я. И. Гилинского «Преступность – не сама болезнь, а показатель более глубоких социальных недугов» Как говорит С.А. Инкина, «девиация постепенно превращается в сущность человеческого поведения…
Так же этой проблемой занимались ученые А. Бандура, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, х Ю.А. Клейберг, В.В. Давыдов и др.
Цель: Рассмотреть социально-педагогическую поддержку детей с девиантным поведением
Девиантное поведение—это такое устойчивое поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптациейДевиантное поведение можно разделить на несколько видов. Далее представлена классификация Патаки:
— преступность;
— алкоголизм;
— наркомания;
— самоубийство;
— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. Выделяют:
аффективный тип поведения;
семейные ссоры;
агрессивное поведение;
ранние антисоциальные формы поведения;
отрицательное отношение к учебе;
низкий уровень интеллекта
Введем понятие социально-педагогической поддержки. Социально – педагогическая поддержка – это оказание совместной помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуальности личности.
Итак, в социально-педагогической поддержке возможно множество подходов. Например, в профилактических технологиях социально-педагогической поддержки выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на непонимании и незнании детьми социальных норм из чего выходит, чтобы решить проблемы девиации, нужно прежде всего, тщательно информировать детей об их правах и обязанностях., о требованиях, предъявляемых государством и обществом. В наше время это легко можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение и т. д.)
Также особое место занимает медико-биологический подход. Он заключается в том, что детям оказывается помощь на лечебно – оздоровительном уровне.
Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности, с этим связана деятельность социального-педагога.
Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи.
Список литературы:
1. А. М. Медведев, Т. В. Прокофьева, А. В. Юнда ,Е. В. Панкратова. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – В.: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 316 с. 2. Л.Б. Шнейдер. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект ; Трикста. 2005. – 336 с.
3. Иванов А.В. Социально-педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учебное пособие. – М.:, 2013. – 180 с
4. Ларионова. С.О. Девиантное поведение как научно педагогическая проблема.//Педагогические науки. – 2013. - №1. – 90 – 94с.
5. Попов В. А. Социально педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных цчреждений.// Молодой ученый. – 2013. - №7 . – 410 – 412с.
.