Конспект занятия на тему: Развитие общей и мелкой моторики
Конспект занятия на тему: «Развитие общей и мелкой моторики»
Цель: развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
Задачи:
- научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;
- научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др.;
- развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;
- развить общей и мелкой моторики, координацию движений руки;
- сформировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Ход занятия:
Игра «Остров сокровищ».
Цель:
Игра направлена на освоение пространства с опорой на схему собственного тела. Ребенок легко будет ориентироваться в пространстве листа только после того, как это пространство "поймет его тело". Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля.
Ребёнку предлагается: "Давай поиграем так: сейчас ты будешь роботом на дистанционном управлении, который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. Я буду говорить тебе маршрут передвижения, а ты в точности исполняй каждую инструкцию. Если нигде не ошибешься, то найдешь клад (спрятанная игрушка, конфетка или что-то еще, что нравится вашему ребенку). Итак, внимание! Три шага вперед, повернись направо, два шага влево, прыжок назад, повернись налево, пять шагов вперед, повернись спиной к окну и сделай вправо четыре шага, встань так, чтобы оказаться ближе к стулу, но дальше от стола, подними правую руку, повернись кругом, присядь. Загляни под книгу. Что ты нашел?!"
Упражнение «Справа – Слева».
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.
Материал: Мяч.
Проведение: С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади.
Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева).Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.
Игра «Зеркало» и «Сломанное зеркало».
В этих играх нужно копировать позу напротив стоящего с таким условием, что всё, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить тоже правой и т.д. В "Сломанном зеркале" копирование происходит наоборот.
Игра «Разложи предметы»
Понадобятся ластик, карандаш и тетрадь (можно использовать любые другие предметы). Задача для ребёнка правильно расположить эти предметы в соответствии с инструкцией. "Представь, что ты работаешь помощником продавца канцтоваров. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами которые тебе будет называть продавец: положи карандаш на тетрадь; положи тетрадь на карандаш; положи карандаш между ластиком и тетрадью; положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком; положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради; положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика и т.д.
Упражнение «Найди похожий предмет».
Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.
Материалы: специальных материалов не требуется.
Процедура проведения: Инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру. Например: какие вещи похожи на треугольник?» Чтобы стимулировать мышление и воображение учащихся, ведущему нужно задавать стимулирующие вопросы: «А что еще похоже на треугольник?» – добиваясь, чтобы дети вышли за рамки стандартных ответов, и поощрять ответы оригинальные.
Например, «крыша дома» – ответ стандартный, традиционный. «Морковка», «шляпка гриба», «ухо овчарки», «клюв птицы», «зонт» – ответы менее традиционные, результат мысленного поиска в более широком пространстве, выходящем за рамки повседневного опыта городских детей.
Игра «Четыре стихии»
Цель игры: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов; формирование сплоченности коллектива.
Ведущий договаривается с детьми, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«Съедобное — не съедобное»
В эту игру и ее разновидности дети всегда играют с удовольствием.
Бросайте ребенку мяч и называйте различные предметы. Если то, что вы назвали съедобное — ребенок должен поймать мяч и в ответном броске также назвать какой-либо предмет. Если предмет не съедобный, то мячик нужно отбить ладошками, а вы бросаете мяч еще раз называя новый предмет.
У нас игра немного трансформировалась и мы перекатываем друг другу мячик просто называя слова на разные темы: любимая еда, напитки, деревья, цветы, домашние и дикие животные, фрукты и овощи и т.д. Таким образом в процессе веселой игры мы значительно расширяем кругозор, ведь взрослые знакомят ребенка с более сложными и неизвестными ребенку предметами, оставляя ему более легкие варианты.
«Я знаю …»
Все играли в эту игру в детстве. Я знаю пять цветов, я знаю пять домашних животных и т.д. Если ребенок уже научился чеканить мяч об пол, то игра происходит под стук мячик об пол, если нет, то можно просто перекатывать мячик друг друг.
Удержи шарик
Описание игры Дети делятся на пары. Для каждой пары чертиться круг диаметром 1м. Игроки встают в этот круг, им дается воздушный шарик. Они должны, не выходя из круга, дуть на шарик так, чтобы он поднимался и опускался над ними и над границами их круга. Нельзя «поправлять» траекторию полета шарика руками. Выигрывает та пара, которая сможет продержаться дольше всех.
Правила игры
Дети делятся на пары.
Для каждой пары чертиться круг диаметром 1м. Игроки встают в этот круг, им дается воздушный шарик.
Они должны, не выходя из круга, дуть на шарик так, чтобы он поднимался и опускался над ними и над границами их круга.
Нельзя «поправлять» траекторию полета шарика руками.
Выигрывает та пара, которая сможет продержаться дольше всех.
Защити башню
Интересная коллективная игра.
Описание игры Все участники игры встают в круг. У одного игрока в руках имеется мяч. В центре круга расположена «башня» («башню» можно сделать из гимнастических палок, связанных на верху). На ее верхушке лежит мяч. Защитник находится возле «башни» и охраняет ее от мяча, который кидают игроки в «башню». Тот, кто попадает мячом в «башню» или в мяч, становится защитником, а бывший защитник присоединяется ко всем игрокам.
Правила игры
Все участники игры встают в круг.
У одного игрока в руках имеется мяч.
В центре круга расположена «башня» («башню» можно сделать из гимнастических палок, связанных на верху). На ее верхушке лежит мяч.
Защитник находится возле «башни» и охраняет ее от мяча, который кидают игроки в «башню».
Тот, кто попадает мячом в «башню» или в мяч, становится защитником, а бывший защитник присоединяется ко всем игрокам.
Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»
Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.
Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.