Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников.


«ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРИНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Камынина Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
МКОУ Рамонская СОШ №2.

На современном этапе развития нашей школы в связи с гуманизацией образования остро стоит вопрос о реализации индивидуально – дифференцированного подхода в обучении. Необходимость реализации этого принципа связана с объективно существующими противоречиями между общим для всех обучающихся в классе содержанием обучения и воспитания и индивидуальными возможностями каждого ребёнка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей; между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником и т.п. Объективные противоречия существуют между целями, содержанием, формами воспитания и индивидуальными склонностями, интересами ребёнка. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача создать условия, обеспечивающие использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка при классно – урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Над этой проблемой я работаю в течение пяти лет. Обратилась к этой теме потому, что на протяжении многих лет работала в коррекционно – развивающих классах. В классе КРО обучались дети с пониженной обучаемостью, со слабой памятью, низкой работоспособностью, недостаточным уровнем развития, дети из социально неблагополучных семей. Мне хотелось, чтобы каждый ученик мог найти более простой путь, по которому он должен прийти к конечной цели, то есть самостоятельному выполнению заданий. Для реализации этой идеи, изучила труды психологов и педагогов по этой теме. Особо выделяются работы С.Т.Шацкого, который видел решение проблем неуспеваемости в организации индивидуального подхода к школьникам. Ряд учёных И.Э.Унт, Х.Х.Сикка предлагали объединить детей в группы, учитывая различные критерии. И к каждой группе учащихся нужна своя интонация, подход, рекомендации. Анализ литературы и наблюдений за реальной школьной практикой убедительно показывает, что типологические особенности детей – самый эффективный признак дифференцированного подхода, особенно для учащихся начальных классов.
Существенным положением методики дифференцированного обучения является то, что этот подход необходим на всех этапах обучения: этапе изучения нового материала, закрепления изученного, проверки и контроля знаний и умений, заданий на дом. Содержание учебных заданий различаются по уровню творчества, трудности, объёму. Мною используются разные способы организации деятельности детей: по степени самостоятельности учащихся, характеру помощи, форме учебных действий. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предполагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнем - творческие задания. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. В качестве дополнительных заданий предлагаю творческие или более трудные задания, а также задания не связанные по содержанию с основным. Для развития познавательного интереса давались задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера, которые предлагались учащимся в виде карточек, перфокарт. Используя дифференциацию по характеру помощи, чаще всего применяю помощь в виде вспомогательных заданий, в виде «подсказок» (карточки – помощники, карточки – консультации, запись на доске и др.). Для того, чтобы ребёнок работал на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильные для себя задания, стараюсь составлять задания таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
В результате применения индивидуально - дифференцированного обучения стало ясно, что данный подход положительно сказывается на учебной деятельности детей, на их общем развитии, воспитании. Они чувствуют себя более уверенно, у них появляется интерес к учёбе. Выполняя посильные задания, они приобретают веру в собственные силы, испытывают радость от выполнения заданий от умственной работы, появляется желание учиться и выполнять более трудные задания.