Методическая разработка к программе Профилактика дисгафии с использованием здоровьесберегающих технологий (1 класс ФФН)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к программе «Профилактика дисграфии» с использованием здоровьесберегающих технологий (1 класс ФФН)
Одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в деятельности логопеда в настоящее время становится использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции,  помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Примеры использования здровьесберегающих технологий на занятии:
- Динамическая пауза
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Биоэнергопластика
- Логоритмика
Результаты деятельности
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
- Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания.
- Развитие речевого выдоха.
- Улучшение речевой памяти.
-Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
- Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
-Правильная организация обучения на логопедических занятиях даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у учащихся, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Работа учителя-логопеда должна помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН)
на тему
«Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель - Дифференциация звуков Ч-Щ.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей со звуками Ч Щ и их сравнительной характеристикой;
-Закрепить знания детей о изученной орфограмме (чу-щу, ча-ща);
-Познакомить со словами-паронимами;
-Формировать умение выделять звуки в слогах, словах, предложениях;
- Обучать детей приёмам сохранения здоровья;
Коррекционно-развивающие:
-Развивать фонематический слух;
-Развивать слуховое восприятие;
-Развивать память;
-Развивать логическое мышление;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Формировать навык фонематического анализа и синтеза.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к родному языку;
-формировать навыки контроля и самоконтроля, самооценки речевой деятельности.
- Воспитание умения работать в коллективе, уважения друг к другу, самостоятельности, аккуратности на письме.
Оборудование: 
тетради; ручки, карандаши, иллюстрации к артикуляционной гимнастике, профили артикуляции, наглядные модели правил правописания орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, индивидуальные карточки с заданиями, пиктограммы настроения.
Ход занятия
Организационный момент.
-Вы пришли на логопедическое занятие после уроков и конечно устали. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём.
Релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
А теперь посмотрим вниз-
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
(Дети выполняют упражнения по тексту).
Артикуляционная гимнастика (иллюстрации)
А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Сделаем упражнение для губ «Хоботок» .Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю.
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение «Лягушки», когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – и перестану, и нисколько не устану!
А теперь упражнение «Орешек» .Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
Следующие упражнения для языка.
Упражнение «Сердитый язык»  - кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их.
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Упражнение: «Горка» – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена.
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Упражнение «Чашечка»-боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Вводная часть
Загадки:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
Т. Лаврова
- Назовите первый звук в слове «часы».
Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках (Щенок)
Т. Лаврова
- Назовите первый звук в слове «щенок».
- Какая тема урока? Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Основная часть
1.Произнесение звуков Ч-Щ и сопоставление артикуляции.
2.Сравнительная характеристика звуков Ч-Щ.
Ч- согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков(Т+Щ), Щ-- согласный, глухой, только мягкий, простой.
3.Развитие фонематического восприятия. - Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч или Щ.
-изолированно: ч, ш, щ, ть, т, к, ц, щ, ш, ч;
-в слогах: ча, ща, ша, ач, чу, щу, щи, чи, що;
-в словах: чай, щи, цифра, шутка, шарик, щит, меч.
4.Дифференциация Ч-Щ в слогах.
Мальчики называют слоги со звуком Ч, а девочки со звуком Щ. Записываем в два столбика на доске.
5.Игры с карандашом.
1)Возьмите неотточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите.
2)Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.
3)положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.
6. Работа со словами-паронимами.
- Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами.
щетки- помощь- горячий- мочь-
щадит- щелка- плач- размечать-
7. Физминутка.
(Девочки на ЧУ - топают, мальчики на ЩУ - хлопают.)
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу ищу
Чулки и чудо, и ворчун.
Чудак и щука, и чугун.
Ищу, верчу, пищу, тащу
- Я с у пишу и чу, и щу.
8. Развитие слогового анализа и синтеза.
- Составьте и запишите слова из слогов. В каждом слове должен быть слог с изучаемыми согласными. -Какую орфограмму вы можете назвать? Подчеркни ее.
Слоги: ПИ, ЩА, ТУ, ЧА, ЧУ, ГУН, КУ,ЧА, РО,ЩА, ДА, ЧА, КРИ,ЧУ.
9. Развитие логического мышления.
«Разгадайте ребусы». Запишите новые слова.
Света - та + ча (свеча);
Щу + рука – ру (щука);
Роща – ро + вель (щавель).
10. Дифференциация Ч-Щ в тексте.
–Вставьте пропущенные буквы, прочитайте текст, выпишите слова со звуками занятия.
На Даче
На берегу ре…ки стоит да…а. Около да…и берёзовая ро…а. В ро…е поют
…еглы, …ижи, сини…ки. Весело …ебе…ут птицы. На да…е живёт Лено…ка Щукина.
У дево…ки есть ов…арка Чанга. Лено…ка и …анга вместе гуляют в ро…е. …анга хорошо умеет искать грибы.
Заключительная часть.
Вспомните и назовите слова из рассказа со звуками занятия. Скажите, чем отличаются эти звуки, а в чем их сходство? Какое задание было самым сложным?
Вы прекрасно потрудились, теперь можно немного поиграть. Игра «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). - Вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою.
Пиктограммы настроения.
left0
left0left0
left0left0



Использованная литература:
Ежова М. А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда.- М.: Учитель, 2015.- 60 с.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная программа подготовки детей к школе. ФГОС ДО. - СПб.: Литера, 2001. 208 с.
Лаврова Т. Загадки для малышей. Электронный ресурс: http:
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном, 2017. 184 с.
Поваляева М.А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 350 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1995. 256 с.