Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи (1 класс)


Автор публикации Павлюк Елена Николаевна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБОУ «Федоровская СОШ №1», п. Федоровский, ХМАО-Югра
Конспект логопедического занятия по развитию
лексико-грамматического строя речи у младших школьников
Тема «Домашние животные и птицы»
Цель: Развить лексико-грамматический строй речи, расширить и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.
Задачи:
Активизация и расширение словаря по теме «Домашние птицы и животные»: птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, развитие связной речи.Использование детьми в речи грамматических конструкций.
Развитие речевого дыхания, орального праксиса, просодии.
Совершенствование координации движений в сочетании их с речью.
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.
Совершенствование зрительного восприятия и речевого слуха.
Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.
Обучение приёмам массажа.
Воспитание чуткости и бережного отношения к животным.
Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных,
игрушки («говорящая» собака, петушок, курица, цыплёнок), схема описательного рассказа, изображения леса и скотного двора, крупа, аудиозапись голосов домашних птиц и животных, дидактическая игра «Семья», индивидуальные зеркала, презентация к занятию.1.Перед занятием дети говорят фразу:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат такие же изображения животных»:
Зайца, медведя, волка, лисы – (ребёнок делает обобщение) дикие животные
Огурца, помидора, моркови, капусты – овощи
Яблока, груши, винограда, ананаса – фрукты
Гуся, петуха, кошки, собаки – домашние животные и птицы.
Это и будет темой сегодняшнего нашего занятия «Домашние птицы и животные». Давайте уточним, почему их так называют «домашние»? А у кого из вас дома есть домашние питомцы? Какие? Как вы за ними ухаживаете?
Детям предлагаются две схемы с изображением скотного двора и леса, а также изображения диких и домашних птиц и животных. Нужно расселить всех животных и птиц.
Дети просматривают видеоролик с аудиозаписью «Кто пасётся на лугу?»
2. Отгадайте загадки, о каких животных идёт речь?:
- Му-му-му, молока кому? корова
- Идёт, бредёт, бородой трясёт, травки просит:
«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». козёл
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост колечком. собака
- Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Всё время умывается, а с водой не знается. кошка
- Я большой и я красивый, я бегу - и вьётся грива,
Длинный шёлковый хвосток и копытами – цок-цок. Конь
3. Упражнения для развития орального праксиса: артикуляционная и мимическая гимнастика:
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка Серый Бок,
Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок.
Ты с лошадкой прокатись,
Звонко цокать научись.
На лошадке прокатились,
Звонко цокать научились.
Остановить её пора.
Тпру-тпру, слезай-ка, детвора!
Упражнение «Лопаточка», (собака высунула язык)
Целый день щенок играл,
И, конечно же, устал.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка)
Вы попробуйте, ребята
Как весёлые утята
Губы потянуть вперёд.
Никто из вас не устаёт?
Даже если мы устанем,
Их тянуть не перестанем.
Будем долго так держать,
Свои губы укреплять.
Упражнение «Улыбка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится зверушкам.
Упражнение «Киска лакает молоко»
Производить лакательные движения языком.
Посмотрите как легко
Кот лакает молоко.
«Болтушка», (индюк болбочет)
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
А индюк наш есть не хочет,
Ходит он и всё болбочет.
«Злой пёс»
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
Пёс оскалился сейчас,
Может укусить он нас.
«Толстый и худой поросёнок»
Надувать и сдувать щёки.
Один поросёнок толстячок,
А другой – худышка.
4. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
Цель: развитие речевого слуха, воспроизведение различных по высоте звукокомплексов.
5.Физкультминутка, упражнение по развитию речевого дыхания
«Петушок – золотой гребешок»
Петушок, петушок – золотой гребешок.
На окошечке сидел, песни петь он не хотел.
Пришёл бычок – петушок молчок.
Прибежала овечка – петушок ни словечка.
Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится.
Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка. Ку-ка-ре-ку.
6. Дидактическая игра «У кого – кто?»
Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.
Образование множественного числа имён существительных.
7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Цель: Образование творительного падежа имён существительных.
8. Развитие мелкой моторики рук «Покормите птиц». Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.
9. Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Цель: Образование предложного падежа имён существительных.
10. Составить описательный рассказ о домашнем животном или птице по схеме.
У кого дома есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Как их зовут? Оказывается, у животных нет имён, а есть клички.
Придумайте клички: для кошки, для собаки, коровы.
11. Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: образование относительных прилагательных.
12. Логоритмическое упражнение «Купим мы бабушка себе курочку»
Купим мы, бабушка, себе курочку. Курочка по зёрнышкам, кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе уточку. Уточка та-та-та-та.
Купим мы, бабушка, себе индюшонка. Индюшонок фолды-болды.
Купим мы, бабушка, себе кисоньку. Кисонька мяу-мяу.
Купим мы, бабушка, себе собачонку. Собачонка гав-гав.
Купим мы, бабушка, себе поросёнка. Поросёнок хрюки-хрюки.
Купим мы, бабушка, себе коровёнку. Коровёнка муки-муки.
Купим мы, бабушка, себе лошадёнку. Лошадёнка нуки-нуки.
Логопед: Купим мы, бабушка, себе бегемота.
Дети: Бегемота? Так играть нам неохота.
Логопед: Отчего же? Почему ничего я не пойму?
Дети: Потому что Вы всё перепутали, ведь это же не домашнее животное.
Логопед: А тогда скажите, каких домашних птиц и животных вы встретили в этой шуточной песенке?
13. Дидактическая игра «Отгадай, кто это»
Сторожит, грызёт, лает - собака
Хрюкает, роет - поросёнок
Ржёт, бегает, скачет - лошадь
Мяукает, лакает, царапается - кошка
Мычит, жуёт, ходит – корова
Жёлтый, пушистый, маленький – цыплёнок
Важный, со шпорами и гребешком, хвост с узорами - петух
14. Логоритмическое упражнение «Игра в стадо»
Дети:
Мы вчера играли в стадо, (идут по кругу, взявшись за руки)
И рычать нам было надо.
Мы рычали (рычат)
И мычали, (мычат)
По-собачьи лаяли. (лают)
Не слыхали замечаний
Елены Николаевны.
А она сказала строго:
Логопед:
- Что за шум такой у вас?
Я детей видала много,
Таких вижу в первый раз.
Дети:
Мы сказали ей в ответ:
Никаких детей здесь нет! (отрицательно кивают головой)
Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на обеих руках)
Мы собаки и коровы.
А она в ответ:
Логопед:
- Да что вы!
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
И прошу иметь в виду: (дети идут друг за другом)
Я коров домой веду.
15. Дидактическая игра «Кто спрятался?»
На магнитной доске укреплены изображения забора и куста, из-под и из-за которых видны разные части животных.
Логопед: Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?
- За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.
- Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.
- За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи рога, а из-под забора видны бычьи копыта.
16. Рассказывание логопедом сказки «Как гусь всем завидовал».
Логопед ставит иллюстрации на наборное полотно по мере рассказывания.
Логопед: Эту сказку рассказал нашей знакомой девочке аист, который жил в деревне у бабушки на крыше ее дома.
Жил-был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел...
Появился как-то на птичьем дворе индюк. Толстый и важный, хвост веером. «Вот бы мне такой хвост!» — подумал гусь и просит индюка;
— Давай меняться! Тебе — мой хвост, мне — твой.
Подумал индюк и согласился. Увидел с крыши гуся аист и стал смеяться:
— Ты не гусь, не индюк! Ха-ха-ха!
Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг увидел у аиста длинные красные ноги. «Вот бы мне такие!» — подумал гусь и говорит аисту:
— Давай меняться. Тебе — мои короткие ноги, а мне — твои длинные.
Посмеялся аист и согласился. Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья на ее маленькие пестрые выменял. У петуха свой большой пестрый клюв обменял на острый петушиный. Добрый петух подарил гусю заодно и гребешок, и бородку, и «кукареку» в придачу.
Стал гусь ни на кого не похож. Идет гусь на длинных аистиных ногах, маленькими куриными крылышками без толку машет, индюшиный хвост веером распускает, петушиной бородкой трясет. Навстречу ему стадо гусей.
— Га-га-га! Это что за птица?
— Я гусь! — крикнул гусь и захлопал куриными крылышками: — Ку-ку-ре-ку! Я лучше всех!
— Ну, если ты гусь, идем с нами, — сказали гуси.
Пошли гуси на лужок, и «гусь» с ними. Все гуси траву щиплют, а «гусю» петушиная бородка мешает. Пошли гуси на пруд купаться, и «гусь» с ними. Все гуси в пруду плавают, а «гусь» по берегу бегает, аистиные ноги ему плавать не позволяют. Вдруг откуда ни возьмись, лиса. Все гуси загоготали и полетели. Один «гусь» остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы, да индюшиным хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису и давай ее щипать со всех сторон. Бросила «гуся» лиса и убежала.
— Спасибо, гуси, спасли вы меня! — сказал «гусь». — Теперь я знаю, что мне надо делать.
Пошел он к индюку и вернул хвост веером, аисту — длинные ноги, курице - пестрые крылышки, петуху — острый клюв, бородку, гребешок и «кукареку».И стал гусь как гусь. Только умный и независтливый.
Вот вам сказка про гуся. Вот она и вся!
Беседа по сказке.
Логопед: Как называется сказка, которую я вам рассказала?
Дети: Сказка называется «Как гусь всем завидовал».
Логопед: Кому завидовал гусь? Почему? Перечислите по порядку.
Дети: Гусь завидовал индюку, потому что у индюка хвост веером.
Еще гусь завидовал аисту, потому, что у аиста длинные красные ноги.
Гусь завидовал курице, потому что у нее пестрые крылышки.
Гусь завидовал петуху, потому что у петуха есть гребешок, бородка, острый клюв и «кукареку».
Логопед: Как выдумаете, кто из перечисленных птиц лишний и почему?
Дети: Лишний аист, потому что он — перелетная птица, а все остальные птицы — домашние.
Логопед: Что произошло с завистливым гусем?
Дети: Его чуть не утащила лиса.
Логопед: Кто его спас?
Дети: Его спасли другие гуси.
Логопед: Как они поступили?
Дети: Они поступили как настоящие друзья, потому что помогли тому, кто попал в беду.
Логопед: А вы всегда помогаете своим друзьям?
Дети: Да! Конечно!
17. Обучение приёмам массажа.
Мы построим прочный дом, хорошо жить курам в нём
И утятам, и котятам, и весёлым поросятам.
Вышли куры погулять, зёрна по двору искать.
Вот поймали червячка, ухватили за бочка.
Потом дворник к нам пришёл, всё так чисто он подмёл.
Месяц по небу гуляет, спать ложиться приглашает.
18. Рефлексия
19. Домашнее задание.
Предложить детям вырезать и раскрасить дома контурные изображения домашних животных и птиц. На следующем занятии мы приклеим их на макет скотного двора и птичника, всё это подарим детям младшей группы.