Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе
Конспект занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе.Тема: Дифференциация звуков [Д] - [Т].Цель: Учить детей дифференцировать звуки [Д] - [Т].Задачи: Формировать умение различать звуки, близкие по артикуляции, закрепить навык правильного произношения; учить определять звуки [Д], [Т] и их мягкие варианты в любой позиции слова, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух; воспитывать усидчивость, дисциплинированность на занятии.Оборудование: предметные картинки на звуки [Т - Т’] и [Д - Д’]; звуковые символы (куклы-мальчики в синей и зелёной рубашках); куклы (Таня, Даша, Тима, Дима), схема предложения (демонстрационная); кассы букв.Ход занятия:Организационный момент.Логопед предлагает сесть на место тому, кто вспомнит и назовёт слова со звуками [Д] или [Д’]1. Сообщение темы занятия.На доске выложены слова ДОМ ТОМ и звуковые схемы к ним.- Прочитайте слова на доске. Попробуйте объяснить их значение.- Чем они похожи и чем отличаются?- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Д] - [Т] в словах и предложениях. Будем слушать, искать эти звуки в словах и находить их место в слове. 2. Уточнение характеристики и разницы в артикуляции звуков [Д] - [Т].Вспомните характеристику звуков [Д] и [Т].- Звук [Д] - какой? (согласный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий)- Звук [Т] - какой? (согласный, глухой, бывает твёрдый, бывает мягкий)- Чем они похожи? (согласные, твёрдые, у них есть младшие братцы – мягкие звуки)- Чем они отличаются? (один глухой, другой – звонкий, живут в разных домиках - буквах)3. Игра «Телефонисты»Дети повторяют слоги вслед за логопедом, меняя интонацию:Да – та – да – та Да – та – та – да Да – да – да – таТа – та – та – да Да – да – та – таТ
· да 4. Игра «Подари подарки Тане и Даше».- У нас сегодня в гостях куклы Таня и Даша. У детей на столах картинки, в названии которых звуки [Т - Т’] или [Д - Д’]. Логопед предлагает подарить подарки Тане и Даше. Но Тане дарить подарки, в названии которых есть звуки [Т - Т’], а Даше дарить подарки, в названиях которых есть звуки [Д - Д’].После называния картинки ребёнок определяет место звука в слове (начало, середина, конец)5. Физминутка.Долго – долго мы идём – Длинная дорожка.Вдалеке мы видим дом – Белые окошки.Из трубы дымок встаёт,В доме дедушка живёт. (речь с движениями)6. Игра «Ушки на макушке»Логопед предлагает детям заменить в названных им словах звук «Д» на звук «Т».День – (тень)Дима – ТимаПлоды – плотыДачка – тачкаДок – токДом – томДочка – точкаДело – телоДон – тон7. Составление предложений.- Составьте предложение, так чтобы в словах встречались звуки [Т - Т’] или [Д - Д’].Затем выбирается наиболее удачное предложение и на доске выкладывается схема этого предложения.- В каком слове встречается нужный нам звук?- Какое оно в предложении по счёту?8. Работа в индивидуальных кассах.Звукобуквенный анализ слов ДИМА, ТИМА.Затем дети выкладывают в кассах имена мальчиков: Дима и Тима.- Чем похожи и чем отличаются эти слова?9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.- Чему мы учились сегодня на занятии?- Чем похожи и чем отличаются звуки [Д] - [Т]?- Какие слова с этими звуками вы запомнили?Далее логопед даёт оценку деятельности каждого ребёнка.
15