Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико – грамматического строя речи. «В гостях у Лесовичка». Подготовительная группа.
Конспект логопедического фронтального занятия
по формированию лексико – грамматических категорий.
«В гостях у Лесовичка».
Подготовительная группа. Учитель-логопед:
Храмова Раушания ЖаудатовнаЦель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Золотая осень».
Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «лес».
Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Коррекционно-развивающая:
Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, осенние листья, вырезанные из бумаги, заготовки для картины, выполненные из ткани.ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года?
- Осень.
Логопед: Назовите осенние месяцы.
- (ответы детей).
Логопед: Как называется осенняя пора, которая наступает в начале октября?
- Золотая осень.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
1. Объявление темы. Подбор родственных слов.
Логопед: Ребята, я хочу познакомить вас со своим старым другом, Лесовичком. Он живет в лесу. Он очень любит лес и бережет его. Какие родственные слова к слову «лес» вы знаете? Назовите лес ласково (лесок). Кто ухаживает за лесом? (лесник). Кто выращивает лес? (лесовод). Как называются ягоды, которые выросли в лесу? (лесные). Как называются мелкие деревца, которые растут под большими деревьями? (подлесок). Как называется небольшой лесок между двумя большими лесами? (перелесок). Давайте спрячем в ладошки слова (делим слова на слоги и хлопаем).
Молодцы! Как много слов мы с вами вспомнили. Лесовичок прислал нам электронное письмо. Давайте, посмотрим его вместе! (На слайде презентации - грустный Лесовичок и черно-белая картина «Золотая осень» И.И. Левитана). Ребята, это – картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Называется она «Золотая осень». Но с ней что-то не так, правда? Неужели лес Лесовичка тоже потерял все краски? Я предлагаю вам отправиться в лес и во всем разобраться.
2. Игра «Лист какой?»
Логопед: А по дороге в лес, давайте, соберем опавшие листья. Назовите какой это лист и какого он цвета. (Логопед поднимает с пола листья, дети называют их). Это лист березы, он какой?
- (Это березовый лист, он желтый.)
Логопед: Это лист рябины, он какой?
- (Это рябиновый лист, он красный)
Логопед: Это лист каштана, он какой?
- (Это каштановый, он оранжевый)
Логопед: Это лист дуба, он какой?
- (Это дубовый лист, он коричневый)
Логопед: Это лист осины, он какой?
- (Это осиновый лист, он золотой).
Логопед: Это лист клена, он какой?
- (это кленовый лист, он бардовый).
(Каждому ребенку логопед дает листочек).
3. Гимнастика для глаз.
Логопед: Подул ветер, поднял лист и закружил его (гимнастика для глаз).
4. Игра «Назови признак».
Логопед: Листья все такие разные по цвету. Листья какие?
- (пестрые, разноцветные, яркие).
Логопед: Осенний ветер какой?
- (порывистый, пронизывающий, холодный, северный, колючий)
Логопед: Осенние облака какие?
- (серые, тяжелые, дождливые).
Логопед: Осеннее солнце какое?
- (холодное, тусклое, бледное)
Логопед: Осенний дождь какой?
- (мелкий, моросящий, затяжной)
Логопед: Погода какая?
- (Переменчивая).
5. Игра «Назови действие».
Логопед: Ветер что делает?
- (Ветер срывает листочки с деревьев, дует).
Логопед: Листья что делают?
- (желтеют, опадают).
Логопед: Дождь что делает?
- (моросит, льет, идет)
6. Игра «Признаки золотой осени»
Логопед: Ребята, назовите признаки золотой осени.
- Дует северный ветер.
Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.
Листья покрывают землю разноцветным ковром.
Перелетные птицы улетают в теплые края.
Животные готовятся к зиме, меняют шубку.
Люди убирают урожай.
Развитие мелкой и общей моторики.
1. Пальчиковая гимнастика.
Один, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать:
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем.
2. Физкультурная минутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево!
Тихо сели – вновь за дело.
Составление предложений и запись графической схемы предложения.
(На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень» в черно-белом варианте). Логопед: Ребята, давайте создадим свою картину, изобразим золотую осень.(Логопед выставляет панно и части картины). Перед вами лежат части картины. (На столе лежат вырезанные из ткани кроны деревьев, тучка, солнце, трава). Выберите любой предмет, прикрепите на нашу картину и объясните, почему вы решили его прикрепить.
- Я прикреплю солнышко, потому что золотой осенью погода переменчивая, и часто светит солнце.
Я прикреплю зеленую и желтую траву, потому что золотой осенью трава в некоторых местах желтая, а в некоторых еще зеленая.
Я прикреплю желтые и красные деревья, потому что золотой осенью деревья надевают разноцветный наряд.
Я прикреплю серые тучи, потому что осенью по небу плывут серые тучи.
Логопед: Посмотрите, ребята! Картина художника тоже приобрела яркие и сочные краски! (На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень»). Что на ней изображено? (Золотая осень). Кто написал эту картину? (Левитан). Лесовичок обрадовался, его лес стал ярким, разноцветным. Чтобы лес не тускнел, не погибал, его надо беречь, охранять от мусора, от болезней, от пожаров. Лес надо выращивать и ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас в любое время года. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Итог. Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?
А что вам не понравилось?
(Ответы детей)