Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи


Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
Возрастная группа: подготовительная
Речевое нарушение: ОНР 3 уровня
Тема «Волшебная страна»
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать имена прилагательные от имен существительных, подбирать однокоренные слова.
Закреплять правильное употребление предлогов.
Учить подбирать антонимы.
Формировать навыки словообразования и подбора действий к предметам. Развивать логическое мышление.
Развивать двигательные навыки: ходьба по канату, прыжки с одной ноги на другую.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: канат, мяч, модули круглой формы, модель ручья, эмблемы городов, дидактическая игра на классификацию предметов «Чемоданы», магнитофон, макет карты.Ход занятия
1. Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы пригласить вас в волшебную страну. Хотите в нее отправиться? (Да!)
Путь туда не простой, чтобы попасть, надо преодолеть препятствия. Будьте внимательны в пути!
- Посмотрите, ребята, нам надо пройти по навесному мосту (канату). Я пойду впереди, а вы за мной друг за другом.
(звучит песня «Гномы», дети идут друг за другом, наступая всей ступней).
- Вот мы и прибыли в волшебную страну. И первый город, который нас встречает - «Город гномов».
В этом волшебном городе живут самые маленькие жители. Все у них маленькое и одежда, и обувь, и домашние животные. Маленькие гномики любят носить не колпаки , а …(колпачки) не ботинки, а …(ботиночки), не штаны, а …(штанишки) играть не мячом, а …(мячиком). Кушать не конфеты, а …(конфетки), не яблоки, а…(яблочки). У них в доме живут не кошки, а… ( кошечки), которые любят пить не молоко, а …(молочко). На клумбах растут не цветы, а…(цветочки).
- Молодцы, ребята. Все назвали правильно.
-Продолжаем наше путешествие по Волшебной стране и отправляемся в следующий город, который называется «Наоборот».
-Дорога трудная, пойдем по кочкам через болото. Смотрите, не упадите! Шагаем с одной кочки на другую.
(дети идут по мягким модулям округлой формы. Звучит музыка .- Вот мы и прибыли. В этом городе жители все делают наоборот. Самая любимая их игра «Скажи наоборот». Хотите в неё поиграть?
- Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны сказать, как это слово будет наоборот и вернуть мяч мне.
Большой -… маленький
Длинный -…короткий
Сухой -… мокрыйГорький -...сладкий
День-…ночь
Добро-…зло
Жара-..холод
Вперед-…назад
Быстро -… медленно
Тихо-…громко
Много-…мало
Темно-.. светло
- Понравилось играть? (Да!)
Но нам надо продолжать путешествие.
Путь в следующий город лежит через лес. Идите за мной.
(звучит музыка «Зайчика»).
— Ребята, кто-то прыгает по лесной тропинке? Кто же это может быть? (Заяц.)
- правильно, это заяц.
- Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
- мы помогли зайчику, пора продолжать наш путь.
- Посмотрите, путь в город преградил ручей, чтобы не намочить ноги, надо через него перепрыгнуть.
(дети перепрыгивают через «ручей»)
3 город «Путешественников»
- мы прибыли с вами в город Путешественников.
Живут они в разных домах, одни сделаны из дерева, значит они какие - …? (деревянные). Другие из кирпича- значит они какие? (кирпичные). Третьи- сделаны из камня, значит они какие?-…(каменные).
- Молодцы, ребята! Вы все назвали правильно!
Жители этого города очень любят путешествовать, и им приходится часто собирать чемоданы. В этот раз они что-то напутали. Давайте поможем найти лишний предмет в чемодане и объяснить, почему этот предмет лишний.
(дети садятся за столы и выполняют задание на классификацию предметов «Найди лишнее»).
-Молодцы, ребята, помогли жителям правильно собрать чемоданы.
- время нашего путешествия, к сожалению истекло. И нам нужно возвращаться…
- закройте глаза, а я скажу волшебные слова и мы вернемся в детский сад. (произношу «волшебные слова»)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну? (Да!)
-Мне кажется, что другим детям тоже будет интересно побывать в этой стране, чтобы они нашли дорогу, давайте составим карту!
- В каких городах мы сегодня побывали? (ответы детей)
- С кем мы встретились в лесу? (с зайчиком)
- Что мы сделали для зайчика?
- Какая любимая игра у жителей города «Наоборот»?
- что мы узнали про город гномиков? (В городе гномиков все маленькое)
-Что мы делали в городе Путешественников? (помогали собирать чемоданы)
- Какие любимые занятия и игры у жителей волшебных городов?