Активизация естественных механизмов овладения речью у дошкольников с общим недоразвитием речи


Активизация естественных механизмов овладения речью у дошкольников с общим недоразвитием речи
Миккоева Наталья Валерьевна
Учитель-логопед, кандидат педагогических наук
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 г. Выборга»
Поиск путей оптимизации логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), стимулировании их инициативы в овладении языковым закономерностями обратил наше внимание на естественные механизмы овладения речью в норме.
По данным онтолингвистики, старший дошкольный возраст – период яркого проявления познавательного интереса ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности, метаязыковой рефлексии [5, 10 и др.]. Таким образом, ребенок приобретает особое языковое чутье или чувство языковой нормы не только путем подражания, но и в ходе периодических отступлений от правил, посредством проявления творчества, языковых игр [1, 5, 10 и др.].
Отмечается, что одним из показателей речевого развития ребенка, или уровня его лингвистической компетенции, является способность к языковой игре [2, 3, 6, 9, 10 и др.]. Нестандартность построения речевого материала в языковой игре, наличие проблемной ситуации, создает комичный эффект и способствует активизации мыслительной и речевой деятельности ребенка. Выявлено, что запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации, процессы мгновенных озарений, способность к смысловой догадке на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта обеспечивает интуиция [3].
Анализ психолого-педагогической литературы выявил недостаточную разработанность игр, направленных на развитие познавательной ориентировочной деятельности детей с речевыми нарушениями в сфере языковых явлений, их языковой интуиции и речемыслительных способностей, отвечающих за естественные механизмы овладения речью в норме. В то же время отмечается важное значение формирования у детей с ОНР в процессе логопедической работы с ними практической способности отличать правильные языковые формы от неправильных [4, 5 и др.].
На сегодняшний день имеется достаточное количество работ, свидетельствующих о своеобразии речевого опыта дошкольников с ОНР. Мы предположили своеобразие развития их языковой интуиции, механизм действия которой на базе проводимого исследования понимается как способность в почти неосознаваемой апелляции к имеющемуся практическому языковому опыту, реакция на новизну или необычность речевого стимула, функция контроля.
Уточнение, существующего в лингвистике, понятия «языковая интуиция» позволило разработать методику диагностики языковой интуиции и развития ее у дошкольников с общим недоразвитием речи и создать на этой основе проект - комплекс на основе развивающих игр с проблемными речевыми ситуациями, способствующих решению конкретно коррекционно-педагогических задач и интеграции логопедической работы с образовательными областями с познавательно-речевой направленностью. Представляем краткие результаты проведенного исследования. Характерными особенностями выполнения заданий дошкольниками с ОНР в отличие от нормы речевого развития являлись слабость познавательного интереса к большинству предлагаемых заданий, невыраженная эмоциональная реакция на возникающие проблемные речевые ситуации, своеобразие коррекции. Распространены были порой неадекватные, несвязанные логически по смыслу с выполняемым заданием высказывания, позволяющие косвенно судить о запасе представлений об окружающем мире, об уровне развития лексико-грамматического строя речи, об особенностях речеслухового внимания, о протекании мыслительных процессов ребенка и явных затруднениях удержания в памяти плана действий в заданной последовательности, трудностях самоконтроля. Приведем несколько наглядных примеров.
Пример № 1 по заданию «Проверь меня». Экспериментатор (Э.): Весной на деревьях набухли бочки. Варианты ответов детей с ОНР: 1. Не бочки; 2. Весной на деревьях бочки не растут. Яблоки могут; 3. Листики растут; 4. Кочки.
Пример № 2 по заданию «Небывальщина». Э.: Зеленые макароны. Р.: Не бывает. Э.: А какие бывают макароны? Р.: Я не помню. Э.: Сладкий чеснок. Ребенок с ОНР.: Нет!.. (улыбается) Кислый чеснок. Э.: Квадратный мяч. Ребенок с ОНР: Бывает такой, как кружок, но мягкий.
Пример № 3 по заданию «Рассказ».
- Про какой фрукт говорилось в этом рассказе?
- Про груши.
- Значит, какой фрукт ты будешь рисовать?
- Яблоко.
- Почему ты будешь рисовать яблоко?
- Потому что яблоков много в корзине.
Примечание: в конце рассказе идет подмена одного фрукта другим, однако конкретно яблоки в корзине не упоминаются.
Проведенный констатирующий эксперимент не выявил среди дошкольников с ОНР детей с высоким уровнем развития языковой интуиции, обеспечивающий хороший контроль и оценку правильности языковых конструкций, что свидетельствует об отставании в стихийном овладении речью и базовыми когнитивными операциями детьми данной группы.
Таким образом, исследуя проявления языковой интуиции у детей, мы пришли к выводу, что контроль языковой правильности, возможность обнаружения необычности формы, значения языкового элемента, его сочетания с другими элементами высказывания или его несоответствие ситуации находятся в обусловленной зависимости от уровня их речевого развития и познавательной активности, от особенностей речевого опыта, запаса и прочности представлений об окружающем.На анализе полученных результатов был разработан комплекс на основе развивающих игр с проблемными речевыми ситуациями. Целью проводимого комплекса являлось стимулирование познавательного интереса к языковым явлениям и развитие языковой интуиции.
Основными задачами выступали:
формирование познавательного интереса к языковым явлениям в ходе восприятия детьми нестандартных и неправильно оформленных языковых фактов героями сюжета;
активизация языковой интуиции в качестве метаязыковой рефлексии на необычность речевого стимула в проблемных речевых ситуациях и коррекционного чтения;
вызывание положительного эмоционального отклика, восприимчивости на предъявленные в тексте отклонения от языковой нормы при работе с речевым материалом (с учетом параметров возрастной нормы речевого развития);
развитие речемыслительных функций.
Содержание комплекса схематично представлено на рис. 1.

Рисунок 1. Содержание комплекса, направленного на развитие познавательного интереса и языковой интуиции
Содержание основной части экспериментального исследования составили развивающие игры с проблемными речевыми ситуациями и логопедические рассказы. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий» [8, С.53]. Заложенное в большинстве игр противоречие между старым и новым, между тем, что знает ребенок и тем, что для него неизвестно и необычно, является одним из источников и внутренним содержанием развития.
Последовательная серия развивающих игр включала игры авторские и заимствованные, модифицированные в соответствии с задачами исследования. Смоделированные проблемные речевые ситуации с фонетическим, лексико-грамматическим и семантическим содержанием по уровню трудности, в целом, были доступны дошкольникам с ОНР, но требовали затраты определенных усилий для их решения. Таким образом, мог определяться тип индивидуального проекта: исследовательский, ролево-игровой, познавательный, практико-ориентированный, творческий [7].
Предварительно были проведены беседы с воспитателями и родителями о развивающем потенциале окружающей ребенка речевой среды, о важности продуманного речевого поведения взрослых в общении с ребенком. Обосновывалась необходимость развития и обогащения речи посредством знакомства ребенка с окружающим миром, чтения художественной литературы, совместных языковых игр. Для родителей приводилась консультация по организации развивающих игр с проблемными речевыми ситуациями, приводились примеры построения спонтанных словесных игр, проходящих на эмоциональном подъеме.
В проведенном обучении наряду с решением специальных задач обнаруживалась связь с основными направлениями логопедической работы: формированием фонематического слуха, формированием грамматического строя речи, словарной работой, развитием связной речи, что, в свою очередь, способствовало формированию лексико-грамматического базиса и организации семантических полей у дошкольников с ОНР. В ходе игр ребенку необходимо было быть особо чувствительным к звуковому и морфемному составу слова, стараться правильно согласовывать слова в предложении, подбирать подходящие по смыслу слова и включать их в предложение в соответствующей грамматической форме. Создание искусственной речевой среды логопедом на основе знания теории и методики обучения речи, основных сензитивных периодов развития, способствовало повышению речевой активности в ней и осознанному освоению языковых закономерностей детьми.
Приведем примеры авторского речевого материала некоторых игр:
Пример 1:
Такси доехало до дома очень быстро, потому что за рулем был опытный (шофер, художник, повар).
Мыши выползли ночью из норки, потому что почувствовали запах (шампуня, сыра, кошки).
На празднике гостю некуда было сесть, потому что ему не хватило (стула, тарелки, пирога). И т.д.
Пример 2:
Как большими парусами, охлаждаясь от жары,
Машет слон огромными усами, отгоняя стаи мошкары.
Пример 3:
Есть царь зверей, а есть царь лесной.
Очень серьезный и сильный.
Этот зверь может рычать и реветь,
Это не лев, а конечно … волк. И др.
Разработанные рассказы являлись логическим продолжением рассказов, предшествовавших проведению исследовательских игр, однако проблемные ситуации главного героя возникали и разрешались уже не на практическом уровне, а на вербальном. Специально спроектированная структура рассказов позволяла осуществлять диалог с детьми, активно вовлеченными в сюжет коррекционного чтения с целью разрешения проблемных речевых ситуаций. Проведение простейшего этиомологического анализа, доосмысление незаконченных фраз, произвольное построение языковых конструкций способствовали развитию речемыслительных функций дошкольников с ОНР.
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил, что разработанный комплекс на основе развивающих игр обеспечивает повышение познавательной активности у дошкольников с ОНР, развитие механизмов их языковой интуиции как потенциальных возможностей овладения языковыми закономерностями, позволяет достигнуть положительной динамики развития речи.
Литература
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2005, 296 с.
Гридина, Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: Учебное пособие / Т. А. Гридина. - М. : Наука: Флинта, 2006. - 152 с.
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. – М. : НОРМА–ИНФРА, 1999. – 624 с.
Лалаева, Р. И. К вопросу о «чувстве языка» у умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Проблемы детской речи - 1996. Материалы межвузовской конференции. - Режим доступа: http://ruthenia.ru/folkteeМечковская Н. Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов. М. : Аспект-Пресс, 2000, 206 с.
Микляева, Н. В. Лингвистическая лаборатория как инновационная форма организации педагогической работы в ДОУ компенсирующего вида // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 6 – С. 44-49
Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности (Деятельность образовательной организации в условиях ФГОС ДО) / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, В. Е. Демина и др.: под общ. ред. И.Г. Вечкановой: Методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014, 208 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
Talmy, L. Introspection as a Methodology in Linguistics / L. Talmy // Paper distributed at 10th International Cognitive Linguistics Conference, July, 2007, Krakуw (Poland). Режим доступа: http://linguistics.buffalo.edu/people/faculty/talmy/talmy.html
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000, 240 с.