Формирование в игре пространственных представлений
«ФОРМИРОВАНИЕ В ИГРЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Учитель-логопед
МБДОУ №26 «Ёлочка»
Богатикова Е.Г.
Формирование представлений о пространстве – одно из основных направлений в работе с детьми-логопатами. «В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и их положения относительно друг друга и тела ориентирующегося». (А.А.Столяр.)
От умения ориентироваться в пространстве зависит:
- правильное написание цифр, печатание букв, расположение их на листе бумаги;
- скорость и качество чтения;
- качество рисунков;
- усвоение правил дорожного движения;
- качество выполнения упражнений на музыкальных занятиях, на занятиях по ритмике, физкультуре.
Дети с речевой патологией плохо или совсем не ориентируются в схеме собственного тела (например, не различают правую и левую руку), путают, что находится слева, справа, вследствие чего не умеют правильно употреблять предлоги или вовсе их не употребляют.
Работу по формированию необходимых умений следует проводить поэтапно:
*ориентировка в схеме собственного тела. (Показ и называние частей тела по словесной инструкции.)
*ориентировка в схеме другого человека.
*расположение предметов слева и справа, сзади и спереди относительно себя.
*расположение предметов слева-направо и сверху-вниз.
*расположение предметов относительно друг друга.
*употребление в речи предлогов.
*развитие диалогической речи (умение задавать вопросы по предметной и сюжетной картинке).
*ориентировка на листе бумаги.
Формирование пространственных представлений происходит во время режимных моментов в течение дня, а также на занятиях с логопедом и воспитателем в процессе проведения специальных игр.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
«Сигнальщики»
Дети сидят или стоят с закрытыми глазами. Логопед произносит разные звуки, на заданный звук дети поднимают правую руку.
«Иди, не ошибись»
Дети идут по кругу. На звук С опускают руки, на звук Ш поднимают их.
«Верно – неверно»
В правой руке дети держат зеленый квадрат, в левой с- красный. Если в слове, названном логопедом, есть заданный звук, поднимают зеленый квадрат, если нет – красный.
ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ТЕМ.
«Мой – моя»
Дети раскладывают картинки в следующем порядке: изображения, про которые можно сказать: мой – справа от себя; моя – слева.
«Что кому»
(закрепление употребления формы Т.п. ед.ч.)
Вокруг сидящего на полу ребёнка на расстоянии вытянутой руки – игрушки: перед ним – мишка, справа – заяц, слева – кошка, сзади – петушок. У ребёнка в руках картинки с изображением корма для животного. Нужно сказать, кто где сидит и что кому дать.
«Помоги Мише и Маше разложить вещи»
Миша должен положить обувь в коробку, а Маша – положить одежду на полку, повесить на вешалку. Каждый ребёнок сопровождает свои действия словами.
«Посади игрушку на место»
Ребёнку дают сначала изображение двух предметов, затем трёх.
- Посади куклу слева от мяча. Где сидит кукла?
- Слева.
- Что находится справа от куклы?
- Мяч.
«Гуси-лебеди»
По ходу игры на фланелеграфе размещаются иллюстрации к сказкам.
- Над чем пролетали гуси-лебеди?
- Над домами, над лесами, над речкой.
- Где спряталась девочка, откуда она выглядывала?
- Девочка спряталась под яблоней. Выглядывала из-под веток.
«Графический диктант»
Дети выполняют задание на листе бумаги в клетку с помощью карандаша. По команде логопеда: «Одна клетка влево», дети проводят линию на одну клетку вправо и т.д.
«Засели жильцов»
В групповой комнате развешаны схемы предлогов НА, ПОД, В, ИЗ.
Детям раздаются картинки для составления предложений с предлогами, например, «Мяч лежит на диване», «Карандаши лежат в коробке». Каждый ребёнок приложить свою картинку возле соответствующей схемы и составить предложение.
«Как Маша ходила в лес»
По ходу рассказа выставляются картинки на фланелеграф.
«Маша с подружками пошла в лес. Девочки вышли на полянку. Вдруг за деревом что-то зашевелилось. Это была лиса. Где была лиса? Правильно, она пряталась за деревом. Лиса была любопытная. Она хотела узнать, кто в лес пришел. И лиса выглянула откуда? (из-за дерева). За ёлкой прятались другие животные. Давайте посмотрим, кто откуда выглядывает.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
«Расскажи, где нашёл предмет»
Взрослый заранее прячет мелкие предметы или игрушки на небольшом пространстве (кубик под столом, карандаши в коробке). Логопед просит ребёнка сказать, где был предмет и откуда он его взял.
«Задай вопрос»
Дети должны уметь формулировать вопросы:
- уточняющие взаиморасположение двух изображённых предметов (Что висит над кроватью? Картина. Где висит картина? Над кроватью.);- по сюжетной картинке (Что держит в руке мальчик? Что стоит на полке? Что находится внизу слева? Что у девочки на голове?).«Игра парами»
(формирование умения задавать вопросы по сюжетной картинке с использованием слов ГДЕ, НА ЧЁМ, ЧЕМ, КОМУ, КОГДА, ПОЧЕМУ)
У пары детей по одной сюжетной картинке. Один задаёт вопрос, другой отвечает.
-Куда пришли дети?
-Дети пришли в раздевалку.
-Откуда мальчик достал пальто?
-Мальчик достал пальто из шкафа.