Планирование Коррекционно-развивающая программа развития сенсомоторики и пространственных представлений у слабослышащих учащихся 1-4 классов II отделения

Коррекционно-развивающая программа развития сенсомоторики и пространственных представлений у слабослышащих учащихся 1-4 классов II отделения
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа направлена на развитие сенсомоторики и пространственных представлений слабослышащих детей II отделения. При формировании коррекционно-развивающей программы учитывалась специфика состояние здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК.
Актуальность программы. При обучении детей в школе необходимо учитывать степень овладения ими определённых знаний, умений и навыков, а также функциональное состояние сенсорных систем и общее психическое развитие ребёнка.
У ребёнка, имеющего нарушение слуха, процесс развития ощущений и восприятий протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающегося ребёнка. Вместе с тем, у детей с полной или частичной потерей слуха имеются определённые особенности в развитии сенсорно – перцептивной сферы.
Главным отличием сенсорной организации слабослышащего ребёнка от таковой слышащего является выключение из анализаторных систем слухового анализатора – одного из важнейших источников получения информации.
Нарушение слуха препятствует восприятию речи окружающих и развитию речи самого слабослышащего ребёнка, что отрицательно сказывается на его общем психическом развитии, в том числе на развитии сенсорно – перцептивной сферы и пространственных представлений.
Нарушение слухового анализатора отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов.
У слабослышащих детей
снижена полнота зрительного восприятия;
затруднено развитие кинестетической чувствительности, так как нет слухового контроля;
происходит отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата;
более медленный темп деятельности, так как снижена скорость двигательных реакций;
возникают трудности статического и динамического равновесия;
позже формируется произвольная регуляция движений;
замедлены процессы анализирования и синтезирования предметов.
У детей со слуховой депривацией (младший школьный возраст) отмечаются определённые особенности осязательного распознавания как объёмных, так и особенно плоских предметов: ориентация не на форму предмета, а на его материал, недостаточное внимание к контуру предмета, отнесение предмета к другому кругу объектов. Обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными. Таким образом, для детей с нарушением слуха характерна недостаточная перцептивная зрелость.
Перцептивная зрелость, по мнению ряда авторов, отражает, с одной стороны, функциональное созревание структур головного мозга к концу дошкольного периода, с другой стороны, является одним из условий успешного обучения в школе.
Цель программы:
развитие сенсомоторики, пространственных представлений и мелкой моторики пальцев рук у слабослышащих учащихся 1-4 классов второго отделения.
Задачи программы:
Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.
Осуществлять сенсорное развитие ребёнка через
совершенствование перцептивных действий, сенсорных представлений;
формирование аналитического восприятия.
развивать моторику посредством выполнения специальных упражнений на совершенствование двигательных качеств ребёнка и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
Сопровождать процесс развития у ребёнка пространственных представлений посредством формирования
- пространственной дифференциации самого себя;
- представления о схеме тела;
- умения ориентироваться в пространстве и времени;
- умения сравнивать предметы, по- разному расположенные в пространстве;
- умения работать с разрезными картинками, кубиками, пазлами и т. п.;
- умения работать с графическими схемами (двигательный, графический диктант).
Оказывать ребёнку помощь в овладении умением рассуждать, строить речевое высказывание.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – дети 7- 10 лет.
Сроки реализации программы – 2013-2015 гг.
Формы и режим занятий.
Коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в индивидуальной форме. Всего 35 часов.
Содержание коррекционно-развивающей программы
Блок 1. Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие).
Определение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятельно). Распознавание предметов с помощью осязания. Сравнение объектов по различным признакам, самостоятельное выделение признаков (цвет, форма, величина, назначение). Выделение признаков предмета и их классификация по существенным признакам и по несущественным с помощью психолога. Формирование целостного образа предмета: выделение контура, частей, из которых состоит предмет, узнавание предмета, который изображён в необычном ракурсе или в изменённой форме.
По предъявленному образцу оттенка цвета подобрать такой же. Выполнение заданий по инструкции (устной или письменной): к заданному оттенку подобрать предметы такого же оттенка.
Блок 2. Развитие общей и мелкой моторики
Упражнения на развитие функции равновесия. Пантомимическое подражание предметам живой и неживой природы. Упражнения на выполнение асимметричных движений по подражанию. Упражнения на выполнение точных движений пальцев и кисти рук. Оригами. Упражнения на развитие координации движений и графических навыков (рисунки обеими руками одновременно).
Блок 3. Развитие пространственных представлений.
Упражнения на формирование пространственной дифференциации самого себя, представлений о схеме тела (вверх – вниз, вперёд – назад, влево – вправо).
Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, слева, сзади, над, под). Ориентировка на плоскости и в пространстве с опорой на словесную инструкцию и самостоятельно. Определение сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве. Работа с графическими схемами (двигательный и графический диктанты). Комбинирование на плоскости и в пространстве.
Блок 4. Развитие воображения и творческого мышления..
Определение по картинкам, что не дорисовал художник (с помощью и самостоятельно). Выделение замаскированных деталей и изображений (самостоятельно). Определение лишних объектов на картинках. Нахождение сходства и различия на картинках. Проведение линий через лабиринты различной степени сложности с помощью проведения указки по бумаге, над бумагой, только прослеживание направления взглядом. Разгадывание ребусов. Симметричное рисование.
Учебно – тематический план
коррекционно-развивающей программы


п/п
Название раздела
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1.
Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие)
14
-
14

2.
Развитие общей и мелкой моторики
11
-
11

3.
Развитие пространственных представлений
4
-
4

4.
Развитие воображения и творческого мышления
6
-
6

итого
35
-



Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся)
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения

1.
Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие)
2
Индивидуальная
Определение формы предметов.
Развитие зрительно – слуховой памяти, формирование умения определять форму предметов (по образцу и самостоятельно).


2
Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие)
1
Индивидуальная
Распознавание предметов с помощью осязания.
Формирование умения распознавать предметы с помощью осязания; развитие тактильной памяти.


3.
Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие)
3
Индивидуальная
Выделение признаков предметов
умение выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, назначение). а так же


4.
Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие)
4
Индивидуальная
Сравнение предметов по различным признакам.
Развитие умения сравнивать предметы по различным признакам; развитие произвольного внимания.


5.
Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие)
4
Индивидуальная
Классификация предметов.
Формирование умения классифицировать предметы по существенным и несущественным признакам; развитие зрительной памяти.


6.
Развитие общей и мелкой моторики
5
Индивидуальная
Развитие координации тонких движений пальцев и кисти рук.
Развитие координации тонких движений пальцев рук, двигательной памяти.



7.
Развитие общей и мелкой моторики
6
Индивидуальная
Согласование движений пальцев рук с зрительной координацией.
Формирование графических навыков, умения ощущать движения пальцев руки.


8.
Развитие пространственных представлений
2
Индивидуальная
Ориентировка на плоскости и в пространстве.
Развитие умения ориентироваться на плоскости, в пространстве с опорой на словесную инструкцию и самостоятельно,
понимать положение предметов в пространстве и называть их.


9.
Развитие пространственных представлений
1
Индивидуальная
Определение сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве.
Развитие умения определять сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве.



10.
Развитие пространственных представлений
1
Индивидуальная
Комбинирование на плоскости и в пространстве.
Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, формирование умения составлять из частей целое изображение на плоскости и в пространстве.


11.
Развитие воображения и творческого мышления
2
Индивидуальная
Творческая деятельность с применение полученных знаний.
Развитие основных элементов творческого воображения.


12.
Развитие воображения и творческого мышления
4
Индивидуальная
Творческая деятельность с применение полученных знаний.
Формирование умения анализировать простые закономерности и последовательности;
первичные умения систематизации и обобщения.


Список литературы
1.Литература по теоретическому обоснованию программы
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., 2002.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.
Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1982 –1984.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / В кн.: Психологическая наука в СССР. – М., 1966.
Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей ( на материале глухонемых детей) // Избр. психол. труды. – М., 1986. – Т.1.
Психология глухих детей /Под ред. И.М. Соловьёва и др. – М.,1971.
Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.,2000
Тигранова Л.П. Умственное развитие слабослышащих детей. – М., 1978.

2. Литература по программно – методическому обеспечению программы.
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. –М.,2000.
2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно – методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2000
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М., 2001.
4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М., 1998.
5. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно – методическое пособие /Под ред. И.А.Михаленковой . – СПб., 2003.
6. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615