Методическая разработка по теме: Семинар-практикум для педагогов Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15«Журавушка»»
Дектярёва С.А.
Семинар-практикум для педагогов «Дидактические игры на развитие пространственных
представлений у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе развития пространственных представлений у детей.
Задачи:
показать значимость данного направления в подготовке детей к школьному обучению;
научить игровым приёмам развития пространственных представлений у детей;
развивать творческую активность педагогов.Математика – наука.Хороша и всем нужна.Без нее прожить нам трудно,Без неё нам жизнь сложна. Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объём внимания и памяти, формирует мыслительные операции, развивает логическое мышление, пространственные представления. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребёнка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий.
Игра «Перемены» (снятие эмоционального напряжения)
Участникам предлагается встать в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на левой руке есть часы (на правой руке – кольцо, сзади на одежде есть карманы, кто живет ниже третьего этажа и т.). В конце игры обращается внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.
- Сегодня здесь мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше научить детей ориентироваться в пространстве. Ведь от того, насколько умело они будут пользоваться этими знаниями, зависит их успешная подготовка к обучению в школе, успеваемость в последующие школьные годы и, в конечном счёте, благополучие во взрослой жизни.
Упражнение «Давайте дружить»
Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.
Участники встают парами напротив друг друга. Даётся задание: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги.
Использование дидактических игр в НОД расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве, закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребёнка в окружающем мире ( И.А.Филатова, Е.Ф.Рыбалко и др.).
Исследования учёных показывают, что элементарная форма ориентировки в пространстве формируется у детей ещё в младенческом возрасте. Особое значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребёнка систем связей между зрительными, слуховыми и двигательным анализаторами в процессе предметных действий и игры.
Формирование пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Наверное, каждый взрослый помнит, с чего начинались уроки в первом классе: отсчитайте три клеточки сверху, две клеточки слева и поставьте точку.
А если ребёнок путает понятия слева и справа или, того хуже, — сверху и снизу, ему будет очень трудно. Чтобы избавить ребёнка, как от первых школьных проблем, так и от многих других в будущем, нужно научить его ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве и на листе бумаги.
На третьем году жизни с детьми в ДОУ проводятся специальные занятия, в основе которых лежит метод развития ориентировок в частях собственного тела. Воспитатель привлекает внимание ребёнка к самому себе, помогает ему «открыть образ себя», развивает дифференцированное восприятие отдельных частей тела, их пространственное расположение, учит показывать на себе: где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице — глаза, уши, рот, губы, нос. Сообщает, что глазами мы смотрим, ушами мы слушаем, и.т.д., руками держим ложку, чашку, играем, рисуем, и.т.д.Во время умывания или одевания воспитатель, непринуждённо разговаривая с детьми, называет части тела и лица «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб, надень на голову платок, повяжи на шею шарф».
Важно побуждать малышей к называнию частей тела и лица. Если ребёнок недостаточно хорошо ориентируется, проводятся дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания, надо делать акцент на различении и назывании частей тела и лица.
В более старшем возрасте в работе над развитием представлений о пространственном расположении частей тела воспитатель широко использует игры-шутки, вызывая у них радостные эмоции. Эти игры построены на ритме стиха, сопровождаются припевками и поговорками, а также разнообразными движениями, содействующими их лучшей координации: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и.т.д.Воспитатель целенаправленно обращает внимание детей на то, что их окружает в детском саду и на участке детского сада: знакомит с названием, расположением и предназначением отдельных помещений групповой комнаты, размещением игрушек и предметов обихода, указывает и называет место их расположения, хранения личных вещей.
В повседневной жизни объясняет «Мы играем здесь /показывает/ - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек». «Мы умываемся, моем руки и лицо, причёсываемся здесь — в умывальной комнате /туалетной/, здесь /показывает и называет/». В спальной - спим; здесь — в приёмной комнате — раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку.
Важное место в этой работе принадлежит игровым действиям — играм с имитацией /показом/ различных направлений движения объектов в пространстве: «Покажем кукле, куда полетели птички /где сидит ворона, клюёт зёрнышки воробушек, куда побежала кошка, покатился мяч/», «Укажем где спрятался Мишка — Топтышка», «Где звенит колокольчик?».
Постепенно дети приучаются слышать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения, а также соотносить их с местом расположения конкретно предмета /в, на, за, под, туда, сюда, тут и.т.д./. В тоже время воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они повторяли за ним и сами использовали в речи некоторые предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения / тут, там, на, под/.
Во второй младшей группе, как и в первой, у детей активно формируют представление о понятиях высокий-низкий, выше-ниже, о свойствах предмета ближайшего окружения. Детей знакомят с пространственными направлениями о себе: вверху-внизу, впереди /спереди/ - позади /сзади/, справа-слева. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называнием руки с выполняемыми ею действиями и прежде всего характерным для каждой руки. Малыши должны назвать в какой руке они держат ложку, а какой хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточки, какой рукой они придерживают бумагу.В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу, правая нога, левая нога, правое ухо, левое ухо и.т.п. Данная работа проводится как индивидуально так и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель просит их дотронутся руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая — левая. Дети узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая — левая.
Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры «Путешествие», «Куда пойдёшь, то и найдёшь», «Найди игрушку по описанию», «Где собачка». Выполняя игровые задания дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Например, воспитатель прячет игрушку в разных местах комнаты / под ковёр, на шкаф и.т.д./. Перед началом игры он говорит, что дети будут отыскивать спрятанное. Затем приглашает их по очереди к себе и называет игрушку и направление, в котором следует его искать. Прежде чем приступить к поиску, ребёнок повторяет задание: какую игрушку надо найти и в каком направлении она спрятана. Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве — отыскивание различных предметов и игрушек целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко — близко.
У детей пятого года жизни продолжает развиваться умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер / «Узнай, где спрятано», «Что изменилось?»/. В начале дают задание определить расположение одной — двух игрушек, находящихся в противоположных от ребёнка направлениях, впереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева. Большое значение придаётся использованию дидактических игр «Угадай, что где находится», «Кто ушёл и где он стоял?» и.д.р. Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учётом предполагаемого местоположения ребёнка /впереди, сзади, слева, справа/. Например, впереди за ширмой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрёшку и.т.д. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки/. Вызвав ребёнка, он говорит: «Вперёд пойдёшь — Мишку найдёшь, назад пойдёшь — матрёшку найдёшь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдёшь?» Ребёнок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашёл / «Я пошёл назад и на палочке нашёл матрёшку» /.
Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок? - подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов ближе, дальше, близко, далеко.
В средней группе большое внимание на занятиях по математике уделяют развитию у детей ориентировки на листе, на плоскости стола. С первых занятий им предлагаем найти верхнюю и нижнюю часть счётной карточки, разложить определённое количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Для закрепления умения ориентироваться на плоскости, определять взаимные расположение картинок слева, справа, или по середине, вверху и внизу используют игру типа «Парные картинки». Ребёнок должен сначала описать, как расположены три игрушки на карточке, а после найти парную.
У детей более старшего возраста закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов к себе: вверху, впереди, сзади, слева, справа. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнения на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель даёт задание: «Расставьте предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий» /или наоборот/. Он расставляет на столе игрушки и говорит: «Посмотрите и скажите, кто стоит рядом с коровой?», «Слева от кошки?», «Между какими животными находится собака?». Затем перемещает игрушки так, чтобы они стояли друг за другом: «Кто теперь стоит первым? За кем кошка? Перед кем овца? Кто за овцой?» и.т.д.
Одним из методических приёмов может служить рассматривание сюжетных картин /пространственного расположения предметов/, иллюстраций к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», а также чтение произведений С. Маршака «Городской трамвай».Эффективны также упражнения в которых дети определяют своё положение среди окружающих предметов / Я стою за стулом, рядом со столом, перед окном/, передвигаются в заданном направлении или определяют направление движения других предметов.
С этой целью проводятся игры и игровые занятия «Куда пойдёшь — то и найдёшь», «Улица и пешеход», «Назови что изменилось» и.т.д. Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку». Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделай три шага и.т.д. Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий требующих чёткого различения основных пространственных направлений, создаётся заменой игрушек.
В подготовке детей к школе особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентации. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи, с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, внизу, выше, ниже, рядом, друг с другом, напротив, правая, левая, и др.Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин и пр.», «Дорога на почту». Они позволяют развивать у детей пространственное воображения, умение представлять «картину пути». Ребёнок рассказывает, например: где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и.т.д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного.
Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т.е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний угол, правую и левую сторону листа бумаги. Дают например, такие задания: «Отсчитайте пять красных кружков и положите в правый верхний угол, а три синих — в нижний левый угол. Важно, чтобы выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.
Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, воспитатель начинает предложение: «Серёжа подбросил мяч... /вверх/». «Оля поставила цилиндр» /справа/, а Ира поставила куб /слева/. Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шёл человек в город, а навстречу ему шли четыре знакомых. Сколько человек шли в город?»
Использование дидактических игр является эффективным средством формирования пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте. Дидактические игры как своеобразное средство обучения и воспитания, отвечающие особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Игра «Где сидел воробей?»
Дидактическая задача: формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.
Оборудование: фланелеграф, аппликация воробья и лесной полянки.
Содержание. Воробей летает по полянке; когда он садится, дети определяют его пространственное положение: «Воробей сел слева, на веточке, внизу, под кустиком, справа, у цветка, сзади, за дерево и т. д.».Примечание. Воробьев может быть несколько, и дети уточняют, где сидит каждый из них.
Игра «Дойди до флажка»
Дидактическая задача: упражнять детей в пространственной ориентации; тренировать внимание.
Оборудование: флажки на подставках.
Содержание. На песке или на асфальте, линолеуме чертится большой квадрат, который делится на 16 маленьких. В один из них ставится флажок. Ребенок начинает игру с «дома» - заштрихованного квадрата. Воспитатель направляет движение ребенка к флажку, например направо на один квадрат, налево через два квадрата, вперед в следующий квадрат, назад в соседний квадрат и т. д. (Всего 6-8 ходов.) Кто не ошибется и дойдет до флажка, забирает его к себе. Ставится другой флажок, и игра повторяется. Игру можно проводить на улице. Участвуют четверо-шестеро ребят.
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.
Содержание. Дети одного ряда строятся в колонну и выполняют команду: «Коля встанет перед Димой»; «Женя за Леной»; «Даша между Олей и Катей»; «Ира самая последняя, а Никита рядом с Денисом» и т. д.
Вариант 1. Дети во время перестроения выполняют движения по заданию: «Мальчик рядом с Олей сделает шаг назад»; «Тот, кто стоит слева от Вити, хлопнет в ладоши» и т. д. Дети остальных рядов проверяют правильность выполнения команды. Если кто-то ошибся, поднимают руку и поправляют. Кто ни разу не ошибся, получает звездочку.
Вариант 2. Группа ребят строится в шеренгу. Дети запоминают порядок построения. По сигналу дети закрывают глаза, а два-три человека меняются местами (или садятся на место). Нужно определить, как ребята перестроились, и назвать место ребенка, например: «Миша стоял рядом с Игорем, он был третьим. Теперь он седьмой, стоит между Димой и Таней» или «Нет Оли, она была второй».
Игра «Угадай, что изменилось»
Дидактическая задача: определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Оборудование: набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки.
Содержание. На полочке комната куклы. Дети рассматривают обстановку комнаты и закрывают глаза, положив голову на руки. Воспитатель делает перестановку мебели. Ребенок должен сказать, где стоял тот или иной предмет. Например: «Стул стоял слева от дивана, а его поставили около стола». Когда дети усвоят правила игры, можно делать одновременно две-три перестановки.
Примечание. Вместо набора мебели можно использовать предметные картинки (обувь, одежда, цветы, предметы домашнего обихода), располагая их группами на наборном полотне или фланелеграфе.
Игра «Да-нет»
Дидактическая задача: развитие ориентировки в пространстве.
Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.
Воспитатель:
- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т.д.
Игра «Найди клад»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
- Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды: каждый из вас задумает число от 1 до 3. Затем мы проведем опрос: кто загадал такое же число, тот и становится вашим партнером по команде.
Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача – этот клад отыскать.
- Если ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Например, под команды он делает от двери 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д.
Игра «Собери слово»
Цель: развитие ориентировки на плоскости
На магнитной доске в разных углах расположены буквы.
Воспитатель:
- Если вы правильно выполните моё задание, то сможете узнать, как зовут мальчика. Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем – в верхнем левом, затем – в верхнем правом, последняя – справа от буквы Н.
Игра «Куда прилетела бабочка?»
Цель: развитие ориентировки на листе бумаги
У всех участников цветные полянки и плоскостная бабочка.
Воспитатель:
- Сейчас я буду давать инструкции, а вы их выполнять: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.
Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.
«Найди свою пару»
Дети делятся на две команды. Детям раздают по одной форме из комплекта геометрических фигур. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и отыскивают свою пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же геометрическая фигура.
«Бегите ко мне»
У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку по комнате. Ведущий останавливает музыку, поднимает картинку с изображением предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы, подбегают к ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В конце ведущий отмечает наиболее внимательных игроков.
По мере выполнения игра усложняется за счёт использования предметов, состоящих из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько цветов. В этом случае к ведущему подбегают дети с различного цвета и формы флажками.
Игра: «Чудесный мешочек»
В мешочек находятся объемные и плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы, овощи, фрукты и т.д. Ребёнок должен на ощупь определить, что это. В мешочек можно положить пластмассовые, картонные буквы и цифры.
«На какую площадку приземлится ракета»
Дети соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.
«Определи по следу»
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.
Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток
Кроме этих игр помогают ребенку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные всем с детства): лабиринты, мозаика, разрезные картинки и пазлы, рисование под диктовку по клеточкам, самые разные конструкторы, выкладывание из счётных палочек различных узоров предметов, геометрических фигур, «Морской бой», «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребёнку было не только полезно, но и интересно!
Литература:
Метлина Л.С. «Математика в детском саду».
Арапова-Пискарёва Н.А.«Формирование элементарных математических представлений в детском саду».
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М., 2003
Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников квалификационных навыков. – М., 2010.
Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 2001.