Формирование представлений об историческом времени у учащихся с нарушениями интеллекта
Аржанова Татьяна Николаевна
учитель истории
РГОУ «Черногорская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
г. Черногорск, ул. Дзержинского, д.16
т. (390-31) 2-17-20
E-mail: school_19_052int@mail.ru
Формирование представлений об историческом времени у учащихся с нарушениями интеллекта
Из опыта работы
В исследованиях отечественных психологов и дефектологов отмечаются некоторые особенности памяти детей с интеллектуальными нарушениями: трудности запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения. Поэтому учащиеся коррекционной школы испытывают трудности при формировании представлений и понятий о времени, они не в состоянии понять отдалённость исторических событий, их длительность. У детей часто происходит смещение событий и даже их нелепая перестановка. Лучше всего дети ориентируются в настоящем, но с большим трудом представляют себе будущее.
Представления об историческом времени – это представления о соотношении определённого исторического факта с определённым временем, представления о длительности исторических событий и явлений, об отдалённости их друг от друга и от современности.
Формирование у учащихся представлений об историческом времени связано с выработкой понимания единиц измерения исторического времени (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха). Учащиеся должны понимать временные отношения («давно», «недавно, «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время» и т. д.).
К началу изучения истории в 7 классе учащиеся уже имеют некоторое представление о времени, однако в основном оно сводится к житейским представлениям (дни недели, месяцы). Из курса математики им известны единицы измерения времени, но глубины исторического времени учащиеся не представляют. Поэтому овладение хронологией даётся им не сразу и с трудом. Препятствием является и несформированность учебной деятельности, неспособность понять учебное задание с историческим содержанием без предварительной к нему подготовки со стороны учителя [2].
В своей работе я придерживаюсь методики поэтапного формирования временных исторических представлений Л. В. Петровой [3]. В основу проведения урока ставлю индивидуально-дифференцированный подход с учётом возможностей учащихся.
На I этапе, где происходит уточнение понятий исторического времени и временных отношений, для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения использую методические приёмы, требующие включения различных анализаторов (слуховых, зрительных, тактильных). Знакомство с хронологией начинаю, опираясь на личный опыт детей. Так, изучая в 7 классе тему «Счёт лет в истории», я использую пособие «Линия времени», где с помощью цветных полосок разной длины дети зрительно по длине отрезка определяют «отрезок жизни» свой, родителей, бабушек и дедушек. (Рис. 1, схема 1).
Рисунок 1
Эта схема, но с усложнённым заданием даётся на дом. Детям необходимо вписать год рождения и возраст членов своей семьи (Рис.1, схема 2).
На следующем уроке задание усложняется: дети отмечают год рождения и возраст каждого члена семьи отдельно для их сравнения (Рис. 1, схема 3). Для большей наглядности, дети используют рисунки с изображением людей (дети, взрослые, люди пожилого возраста), которые накладываются на полоски.
При использовании этого материала у детей формируются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Учащиеся усваивают такие закономерности: чем дата (год) рождения человека меньше, тем он старше, и наоборот: чем человек позже родился, тем он моложе.
Кроме образных представлений у детей развивается координация движений, мелкая моторика, зрительная память, внимание, мышление и, что также важно, дети лучше усваивают и воспроизводят учебный материал.
На II этапе происходит знакомство с летоисчислением. Само понятие «летоисчисление» я не даю, но уточняю, что в истории счёт событий ведётся по годам и векам (тысячелетие упоминается редко). Дети должны усвоить: 100 лет (век) – это жизнь нескольких поколений, что век принято обозначать римскими цифрами, а даты и события – арабскими. Для лучшего усвоения этого материала провожу слуховые диктанты. Например: диктую детям год, а дети записываю век или наоборот. Использую карточки с заданиями: 1 - где по указанным датам необходимо определить начало, середину и конец века; 2 - где необходимо расставить даты по порядку. При закреплении данной темы использую дидактическую игру «Ромашка» (Рис.2). Правила просты: на лепестках ромашки записан век, на отдельных карточках – год. Детям надо прикрепить подходящий год к веку (к лепестку ромашки). Задание можно поменять. Эту ромашку использую при закреплении и другого материала, тогда на лепестках записываю вопросы, а дети, отрывая лепестки, отвечают на них. Такие приёмы вносят не только разнообразие в урок, а вызывают интерес к предмету: в игре дети раскрепощаются и лучше запоминают материал.
Люди в разное историческое время носили и разную одежду. Так в 8 классе при изучении таких тем как «Быт простых и знатных людей», «Пётр I - первый российский император», «Правление Екатерины II» предлагаю детям такие задания: определить по характерным признакам одежды, в каком веке жили эти люди.
III этап предполагает работу с «лентой времени», которая помогает представить детям длительность и последовательность событий и процессов, глубину исторического времени, сформировать представление о веке, тысячелетии, умение соотносить даты с веками. Для этого в тетрадях дети чертят «ленту времени»: в 7 классе с IХ века по ХV, в 8 классе с ХVI века по ХIХ век и в 9 классе с ХХ века по сегодняшний день. Опираясь на «ленту времени», дети отвечают на вопросы: «Что было раньше? На сколько раньше?». Учащиеся выясняют, сколько прошло времени между двумя событиями.
Для усвоения последовательности событий использую хронологическую таблицу, календари событий, индивидуальные карточки с «окошками» (Карточки 1 - 3).
Карточка 1 Карточка 2
Век
Дата
Событие
26 августа 1812 г.
Бородинская битва
Век
Дата
Событие
ХVIII
Полтавская битва
Карточка 3
Век
Дата
Событие
ХVIII
1700 - 1721 г.г.
Для повышения уровня самостоятельности учащихся в 9 классе использую приёмы самопроверки, взаимопроверки, самоанализа и самооценки; задания опережающего характера в виде подготовки сообщений, подбора иллюстративного материала. На основе дополнительного материала учащиеся учатся рассуждать, элементарно анализировать информацию, происходящие события, осмысливать исторические факты.
Кроме этого в качестве наглядного материала использую «Поезд времени» (Рис. 3), в окошечки вставляю карточки, где указана тема урока, дата, век, событие и папки-передвижки (Рис.4, рис.5) с информацией по изучаемой теме. У учащихся есть возможность повторить материал вне урока, познакомиться с интересной дополнительной информацией. На папках-передвижках, кроме информации, предлагаю и занимательный материал в виде исторических загадок и кроссвордов.
Особый интерес у детей на уроках вызывают сюжетно-ролевые игры, игры-диалоги, игры-путешествия, драматизация. Такие уроки не только играют большую роль в развитии интереса к изучению предмета, но и имеют важное воспитательное значение, активизируют познавательный процесс.
Таким образом, благодаря применению разнообразных приёмов на уроках, формирование представлений об историческом времени у учащихся с нарушением интеллекта осуществляется более успешно.
Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5
Литература.
Никитина Л. В., Бгажнокова И.М. К проблеме обучения истории детей с недостатками интеллекта / Л.В. Никитина, И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1997.- № 5. - С. 33-35.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001– 272 с.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
Пузанов Б.П., Бородина О.И. Особенности методики обучения истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида / Б.П. Пузанов, О.И. Бородина // Дефектология. 2004. - № 1. – С. 41-45.
13PAGE 15
13PAGE 14315