Программа по предмету Сольфеджио для учащихся подготовительной группы детских музыкальных школ.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкально-хоровая школа «Мечта»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрена и принята Утверждаю
на заседании методического объединения Директор МБОУ ДОД «ДМХШ
преподавателей музыкально - «Мечта» НМР РТ
теоретических дисциплин
протокол № ________________ _________ В.В.Игошина
«____»__________08_____2015__г. «____»_______________20__г.


·
·
·
·Рабочая программа учебной дисциплины

СОЛЬФЕДЖИО
(подготовительная группа )



ОДОБРЕНО педагогическим советом школы


«____»___08____________2015__ год


СОСТАВИТЕЛЬ:
Былинкина Ольга Павловна,
преподаватель высшей квалификационной категории.












г. Нижнекамск
2015 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК
Программа составлена для обучающихся подготовительной группы «Солнечные лучики» (7- 8лет) на один учебный год на основе типовых программ сольфеджио и ритмики ФГОС.
Занятия по предмету сольфеджио в подготовительной группе направлены на развитие музыкальных и творческих способностей, образно-художественного мышления, устойчивого интереса к занятиям, освоение основ музыкальной грамоты.
На занятиях используются задания по ритмике, практическое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация), слушание и исполнение разнообразных музыкальных произведений. Задачи по слушанию музыки: развитие памяти, углубление эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование у детей представления о содержании музыкальных произведений (форме, жанре, средствах выразительности). Детальная работа по развитию вокально-интонационных навыков будет способствовать чистоте интонации, расширению певческого диапазона детей, закреплению в их сознании определённых интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства.
Обучение нотной грамоте и знакомство с теоретическими понятиями происходит в игровой форме.
Большое внимание уделяется музыкально-творческому самовыражению, обучению приёмам импровизации как средству развития музыкальности у детей, как способу активного овладения музыкальным языком.
Для развития чувства ритма на занятиях используются музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, барабаны. Дети исполняют на них ритмический рисунок выученной или только что услышанной песни, попевки, подчёркивают метрические акценты мелодии, динамические оттенки.
Таким образом, применение данной программы способствует осуществлению главной задачи: пробуждению в ребёнке музыканта-художника, развитию у него желания вслушиваться в музыку и размышлять о ней.
Программа основана на программе по сольфеджио для ДМШ, утвержденной методическим кабинетом Министерства Культуры.
Цель добиться творческой активности и заинтересованности каждого ребёнка, развить в нём умение мыслить музыкальными образами, а также сформировать базу для комплексного развития музыкального слуха и вокально-интонационных навыков.
Задачи - развитие мелодического и гармонического слуха
- воспитание чувства метроритма
- знакомство с теоретическими понятиями
- пробуждение в ребёнке творческого мышления
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы состоит в том, что теоретические знания, получаемые в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности, как музыканта-профессионала, так и любителя.
Критерии отбора музыкального материала на уроках сольфеджио достаточно многогранен и сложен. Педагогу приходится руководствоваться целым рядом разнородных критериев, таких как соответствие программным требованиям, целесообразность его использования для обработки необходимых технических навыков, стилевое разнообразие, исполнительские возможности учебной группы. Главная задача состоит в том, чтобы целенаправленный отбор материала для различных форм работы на сольфеджио (пения, слухового анализа, диктанта, интонационных упражнений, творческих заданий) в итоге давал учащемуся живое и конкретное представление о многообразии музыкально-выразительных средств, о важнейших проявлениях различных стилей и эпох.
Основными методическими принципами программы являются:
- принцип возрастания сложности изучаемого материала («от простого к сложному»);
- принцип развития познавательных интересов каждого ученика;
- принцип развития творческих способностей учащихся;
- принцип целостности - построение деятельности на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся;
- принцип междисциплинарной интеграции;
- принцип системности - преемственность знаний, то есть «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.
Виды музыкальной деятельности на уроке сольфеджио включают следующие разделы:
-пение
-слушание музыки
-движение под музыку
-игра на музыкальных инструментах
-творческие упражнения( подбор по слуху, импровизация)

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету сольфеджио составлена в соответствии с количеством часов, указанном в учебном плане МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ. Предмет изучается в объеме 58 ч., 2 занятия в неделю по 30минут.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Сольфеджио» играет огромную роль в развитии музыкальных способностей(слух, ритм, память), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства,, способствует формированию практических навыков практического музицирования.
Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь обучающемуся в его занятиях по инструменту, хору, музыкальной литературе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения предмета сольфеджио:
-знание основ музыкальной грамоты;
-умение грамотно слушать и анализировать музыку;
-развитие эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного и творческого мышления.
Метапредметные результаты характеризует уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-формирование навыка индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- способность самовыражения;
-формирование творческого подхода к любому виду деятельности.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-овладение практическими творческими навыками;
-ознакомление с музыкально-теоретическими основами;
-умение анализировать и размышлять о содержании и характере музыки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети научатся распознавать на слух характер музыки, лад, направление мелодии, повторность и т.д, петь песни и попевки с тактированием и дирижированием, записывать их нотами, играть на фортепиано.
В процессе элементарной импровизации ребёнок научится мыслить звуковыми образами, разовьёт воображение, способность создавать новые образы на основе музыкально-слухового запаса.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся

Дата выполнения


Первое полугодие 27ч
1четверть 13ч

Беседа о музыке. Характер музыкальных произведений. З
·вуки музыкальные и шумовые. Высота звуков, регистры.

2


Научиться слушать музыку, определять её характер, различать регистры.


Слушание и анализ музыки: связь формы и содержания произведения. Импровизация движений под музыку.

2


Отображать различными видами движений контрасты и повторения, придумывать движения под музыку в соответствии с её характером.




Знакомство с клавиатурой,
названием звуков и их расположением на клавиатуре.


2


Находить на инструменте и на нарисованной клавиатуре звуки, ориентируясь на расположение черных клавиш, в разных регистрах.


Созвучия в музыке: консонанс и диссонанс.
1
Различать консонансы и диссонансы в прослушанной музыке и отдельно взятых созвучиях.


Разучивание и подбор на инструменте небольших попевок.
1
Играть и петь попевки из повторяющихся звуков на разных клавишах в первой октаве.



Нотный стан. Скрипичный ключ. Нота.
Запись нот 1 октавы.


3


Уметь записывать ноты 1октавы,называть записанные в различном порядке ноты.



Звукоряд.
1
Уметь определять по нотной записи и на слух направление мелодии, различать в мелодии восходящие, нисходящие и повторяющиеся звуки, играть их от заданного звука.



Закрепление пройденного материала.
1



Записать нотный диктант, сыграть и спеть одну из разученных песен от заданного звука.




Доля-пульс. Музыкальный темп.
2
Отмечать долевую пульсацию, определять различие скорости чередования долей в прослушанных произведениях, определять быстрый, умеренный и медленный темпы.


Долгота звука. Длительности половинная и четвертная. Ритм.
Правописание штилей.
4
Отмечать ритм прохлопыванием длительностей на фоне равномерных шагов четвертными длительностями (пульс).
Прохлопать ритм только что прослушанной незнакомой мелодии,
выложить ритм ритмическими карточками.



Сильная и слабая доли. Размер 2/4.
Такт, тактовая черта. Тактирование.
4
Отмечать сильные и слабые доли тактированием, записывать мелодии нотами в ритмическом оформлении.


Интервальная сказка. Интервалы октава-ч.8 и прима-ч.1.
2
Играть, петь, определять на слух интервалы ч.8 и ч.1


Закрепление пройденного материала.
2
Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.


Второе полугодие 31ч
3четверть 17ч

Повторение пройденного материала.

1

Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.


Интервальная сказка. Интервал квинта-ч.5.
1
Играть, петь, определять на слух интервал ч.5


Пауза. Пауза четвертная.
Ритмические упражнения.
2

Выполнять упражнения по ритмическим карточкам, простучать записанный ритм, придумать и исполнить ритмический аккомпанемент, при помощи шумовых или ударных инструментов отметить пульсацию, сильные доли сольно или в ансамбле.
Импровизация ритма под долевую пульсацию ,ритмического аккомпанемента.


Восьмые длительности.
2

Выполнять письменные и устные ритмические упражнения в различных сочетаниях пройденных длительностей.



Интервальная сказка. Интервал кварта - ч.4.
1
Играть, петь, определять на слух интервал ч.4.



Тон и полутон.
1
Выразительно исполнять попевки на тон и полутон, интонировать от заданного звука.
Находить тон и полутон на клавиатуре.


Знаки альтерации - бемоль и диез.
2
Находить при подборе поступенных мелодий по слуху повышения и понижения звуков, уметь объяснить знаки.
Уметь правильно записывать знаки альтерации на нотоносце перед нотами.


Интервальная сказка. Интервал секунда - м.2 и б.2.
2
Играть, петь, определять на слух интервалы б.2 и м.2.


Мажор и минор. Звукоряд мажора и минора.
2
Различать на слух лад, точно интонировать попевки и мелодии в мажоре и миноре.



Интервальная сказка. Интервал терция – б.3 и м.3.
2
Играть, петь, определять на слух интервалы б.3 и м.3


Закрепление пройденного материала.
1
Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.




4 четверть 14ч

Повторение пройденных тем.
1
Петь и играть от звука до песенки всех персонажей интервальной сказки.




Музыкальные жанры: полька, вальс, марш. Средства выразительности музыки.
Динамические оттенки.
2
Определять жанровую принадлежность
музыки, двигаться под музыку, отмечая сильные доли.
Анализировать услышанное произведение.


Размер 3/4
2
Импровизировать движения под музыку 2х и 3х – дольной пульсации, определять размер прослушанных произведений. Исполнять заданный ритмический аккомпанемент. Выкладывать карточками ритм знакомой или только что услышанной мелодии. Петь мелодии с тактированием на ѕ. Прохлопать записанный ритм.


Размер 4/4
(ознакомление)






1
Определять размер прослушанных произведений. Исполнять заданный ритмический аккомпанемент. Выкладывать карточками ритм знакомой мелодии. Петь мелодии с тактированием на 4/4. Прохлопать записанный ритм.




Интервальная сказка. Интервал секста – б.6 и м.6.
1
Играть, петь, определять на слух интервалы б.6 и м.6


Интервальная сказка. Интервал септима – б.7 и м.7.
1
Играть, петь, определять на слух интервалы б.7 и м.7.


Сольфеджирование упражнений с тактированием.
Импровизация мелодии на текст. Вопрос и ответ в мелодии.
2

Петь нотами с тактированием разученные ранее песни.

Импровизировать мелодии на заданный текст.



Закрепление пройденного материала.
2
Сольфеджировать одну из разученных мелодий, выложить карточками её ритм, прохлопать его.
Определить в прослушанном произведении лад, темп, динамические оттенки.
Играть пройденные интервалы.


Итоговое занятие « Праздник знаний».
2
Использовать полученные знания и умения на практике.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники:
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. - М., 1975.

Пособия для учащихся:
Г.Ф. Калинина. Рабочая тетрадь. Сольфеджио 1 класс
Г.Ф. Калинина. Музыкальные прописи

Пособия для учителей:
Москалькова И. Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ
Андреева М. От примы до октавы. - М., 1976.
Андреева М. «От примы до октавы», ч. II. - М., 1978.
Антошина М. и Надежина Н. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. - М., 1970.
Барабошкина А. Методичексое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1 Ветлугина Н. Детский оркестр. – М., 1976.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная образовательная программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ и ДШИ
примерная программа, рабочая программа, входящие в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета

Хрестоматии с нотным материалом
Для каждого года обучения

Сборники по сольфеджио, слуховому анализу, музыкальные диктанты
Для сольфеджирования, анализа на слух и записи диктантов

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков сольфеджио)
Пособия могут входить в учебно-методический комплекс по сольфеджио, а также освещать различные разделы и темы курса

Методические журналы по искусству
Федерального значения

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству
Необходимы для самостоятельной работы учащихся

Справочные пособия, энциклопедии
Музыкальная энциклопедия

2. Печатные пособия

Таблицы средств музыкальной выразительности, карточки, рабочие тетради, схемы
Таблицы, схемы могут быть составлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах.

Портреты композиторов


Портреты исполнителей
Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

Альбомы с демонтрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы


Дидактический раздаточный материал


Карточки с изображением нот и длительностей


Карточки с признаками характера звучания
Комплект

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств
Комплект

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Комплект

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

4. Учебно-практическое оборудование
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде).

Музыкальные инструменты:
фортепиано (пианино, цифровое пианино)

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (муз.центры)
Один инструмент








Заголовок 115