Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП


Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП

Оценка эффективности занятий АФК может складываться из различных параметров. Это может быть текущая оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состояния организма детей по физиологической кривой, хронометрирование с оценкой плотности проведенного занятия. Так как оценка производится врачом совместно с педагогом, этот метод оценки называется и врачебно-педагогическим наблюдением. При церебральном параличе необходимо ввести специфические методы оценки, отслеживающие антропометрические, функциональные и физиометрические показатели. В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценить в динамике состояние мышц — силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения.
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата должна проводиться совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психологом, логопедом.
Таблица 1
Тестирование моторики рук
1. Руки укладываются на подлокотник кресла, кисти свешиваются вниз. Норма движений 12 — 15 с ДЦП — 60—90 сВ начале года В конце года
— разгибание правой кисти — разгибание левой кисти 2. Супинация-пронация 10 движений — 30 — 40 с— пронация-супинация 3. «Колечко»
(оценка манипулятивной деятельности рук). Норма — 6 — 7 с ДЦП — 40—50 с4. Собрать кубики 5 штук — правая рука — левая рука 5. Собрать пирамиду 5 колец — правая рука — левая рука Таблица 2
Тестирование двигательных умений
ИП. лежа на спине сесть (кол-во раз) В начале года В конце года
а) махом рук б) руки за голову
И. П. лежа на спине удерживать голову (время) Выполнение упражнения «Крылышки» (время) И. П. лежа на животе руки в упоре (время) Поворот на живот из положения лежа на спине а) направо
б) налево Стоит: на четвереньках (время) — на трех точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении — на трех точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении — на двух точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении, правая нога назад, левая в опорном положении — на двух точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении, левая нога назад, правая в опорном положении — на коленях, руки вдоль туловища — на ногах (без опоры) — на правой ноге — на левой ноге
Прыжки на двух ногах (кол-во) — на левой ноге
— на правой ноге
Ловить: — большой мяч, расстояние 3 м (кол-во) — теннисный мяч (сидя, стоя) Сбор пирамидки 5 колец (время) — левой рукой
— правой рукой
Метание в цель 5 попыток расстояние 3 м— левой рукой
— правой рукой
И. П. стоя, сидя, лежа (нужное подчеркнуть). Фиксация взгляда, голова по средней линии И. П. лежа на животе удержать согнутую ногу в коленном суставе (время) — правая нога — левая нога И. П. лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (время) — правая нога
— левая нога
И. П. лежа на животе согнуть ногу в коленном суставе (кол-во раз) — правая нога
— левая нога С отягощением — правая нога