Программа кружка Школа оптимизма
Пояснительная записка
Уроки – ежедневная реальность жизни учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека. Именно таких уроков не хватает школе. Очень важно научить детей позитивному отношению к жизни, иначе говоря, стать оптимистами.
Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу, требованию, внешнему указанию. Но можно напучиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть.
Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, стереотипным, а не аналитическим, осознанным. Поэтому на наших уроках мы вместе с детьми учимся воспринимать типичные жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.
Природе ребенка свойственно жизнерадостное оптимистическое мироощущение, проблемы большого мира он не осознает, и он и его в основном не касаются. Однако ситуация «оптимистичный ребенок в пессимистичном мире» длится недолго и, если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше.
Ценность позитивного взгляда на жизнь состоит в следующем:
- субъективной позиции ученика, т.е. ребенок учится оценивать ситуации на основе собственного действия, поступка, решения, а не слов, оценок, мнений других людей;
- толерантности как умении принимать разное, отличительное от собственного или привычного;
- рефлексивной оценке как способа решения жизненных задач.
Учащимся начальных классов «уроки социальной жизни» помогут:
-адаптироваться в современном жизненном пространстве;
-осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним
свое отношение;
- вырабатывать нестереотипные способы действий в повседневной жизни.
Педагогу использование в педагогической практике учебного курса «Школа оптимизма» позволит:
-поднять на качественно новый уровень воспитательную работу как во внеурочное время, так и в учебной деятельности;
-создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищенности.
Программа соединяет дошкольный и внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создает возможность плавного освоения ребенком социальной жизни. Школьная и вообще социальная адаптация ребенка осуществляется более успешно, если ребенку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения.
Содержание программы
Программа уроков социальной жизни предполагает проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включенных в структуру урока, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно-воспитательных задач и разнообразить собственный методический материал. Сложность заданий соотносится с возрастом ребенка. В программе представлены задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого материала с учетом возможностей и интересов детей.
Особенностью программы является ее построение на основе принципа событийности. Это означает, что усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта. Оно происходит через проживание конкретных событий, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает ее дальнейшее применение в жизни. Событийность также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.
Содержательным стержнем программы, определяющим цели работы, является понятие «оптимизм». Выделенные аспекты позитивного взгляда на жизнь определяют целевые ориентиры и составляют основу содержания данного курса. Интеграция этих аспектов способствует построению в сознании детей адекватной возрасту целостной « картины человека» и целостного образа «Я».
Специфика предмета изучения определяет особенности форм и методов работы с детьми преподавания курса
Формы и методы работы
Специфика уроков социальной жизни, их отличие от традиционного учебного процесса определяет особенности форм и методов работы с детьми в ходе преподавания курса. Наряду с традиционными методами преподавания используются адаптированные психологические методы:
- групповая дискуссия;
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;
- ролевые игры;
- драматизация;
- тестирование;
- элементы социально-психологического тренинга.
Сочетание на занятиях аналитических, активных и диагностических методов работы позволяет ребенку заинтересованно работать на занятиях, а учителю – отслеживать эффективность формируемых умений.
Работа над темой предполагает прохождение нескольких этапов.
1 этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсуждением.
2 этап. Обсуждение темы в классе должно подкрепляться обсуждением в семье. Для этой цели предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например: интервью, совместное рисование, игры и т.д.
3 этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих детей. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование, драматизация.
4 этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и учителем также может быть подкреплен домашним советом, что может значительно обогатить социальный опыт ребенка и помочь сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусмотрены задания для совместного выполнения в кругу семьи.
5 этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни, вырабатывая алгоритмы действий.
6 этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана действий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Для этой работы предусмотрены задания в виде дневников, составление книги отзывов, писем благодарностей и других форм работы.
7 этап. При условии организации успешной, продуктивной работы на всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое отношение к изучаемым понятия.
Цели и задачи программы.
Программа разрабатывалась в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетентности учащихся и учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников.
Основные задачи курса:
Формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке.
Дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни.
Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию своей внутренней позиции и жизненных ценностей.
Формировать у учащихся приемы и способы конструктивной и коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности
Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
Учить детей понимать смешное
Главной целью этой программы является создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистического взгляда на жизнь.
Тематика родительских собраний
Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью к выполнению заданий. Допускается присутствие родителей на занятиях и участие в некоторых из них. Также для большего понимания значимости данной программы для родителей предлагаются следующие темы родительских собраний:
«Верить в успех или надеяться на удачу?»
«Стремиться к цели или ждать чуда?»
«Что делать с агрессией и гневом?»
«Умение ладить с людьми.»
«Умение сотрудничать.»
6. Правила межличностного общения.
7. Правила семейного общения.
Уроки социальной жизни – это форма специально организованного общения, направленная на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь и социально-личностных умений и навыков. К ним относятся:
- умение оценивать социальные ситуации на основе собственного опыта;
- терпимо относиться к мнениям и оценкам других;
- осознанно (на основе рефлексии) делать выбор при решении жизненных
проблем;
- усвоение детьми основных понятий курса;
- освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем;
- освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем как
в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей реальную
деятельность;
-освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия
решения;
-формирование позитивной психологической установки учащихся на
сотрудничество в ситуации коллективной деятельности;
-перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и
взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школ.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего, час
Количество часов учебных занятий
Теоретические
Практические
Выездные (индивид.)
1.
Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?
10
5
3
2
1.
Когда, как и почему мы радуемся?
2
1
1
2.
Что мешает человеку радоваться жизни?
2
1
1
3.
Как мы проявляем радость?
2
1
1
4.
Как можно изменить плохое настроение?
2
1
1
5.
Как улучшить настроение близким людям?
2
1
1
2.
Любить или ненавидеть?
7
4
3
6.
Как мы понимаем, что любим?
1
1
7.
Как проявлять свою любовь с помощью действий, слов ,мыслей
2
1
1
8.
Можно ли заставить любить?
1
1
1
9.
От любви до ненависти один шаг?
1
1
1
3.
Дружить или ссориться?
16
7
6
3
10.
Как научиться быть хорошим другом?
2
1
1
11.
Можно ли сохранить дружбу на всю жизнь?
3
1
1
1
12.
Из-за чего возникают ссоры?
3
1
1
1
13.
Как не ссориться или как мириться?
2
1
1
14.
Можно ли стать другом всем?
2
1
1
15.
Можно ли стать другом себе?
2
1
1
16.
Есть ли у дружбы законы?
2
1
1
4.
Творить добро или разрушать то, что сделали другие?
14
6
6
2
17.
Что такое добродетель?
2
1
1
18.
Что значит делать «просто так»?
2
1
1
19.
Добро побеждает зло?
3
1
1
1
20.
Почему создавать трудно, а разрушать легко?
3
1
1
1
21.
Когда бывает стыдно?
2
1
1
22.
Можно ли исправить то, что сделал?
2
1
1
ИТОГО:
47
22
18
7
Методические рекомендации по проведению занятий
Имеет смысл регулярно в конце темы или в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы; обсудить, что они поняли и чего не поняли, что чувствовали, что понравилось, что больше всего запомнилось; спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться.
Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовыми обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего. В то же время, отвечая на вопросы детей, следует иногда оставлять вопрос нерешенным, тем самым побуждая детей к самостоятельному принятию решения, оставляя некоторое интеллектуальное и эмоциональное напряжение.
Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает вхождение педагога в игровую позицию, его готовность взять на себя игровые роли, владение им режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенностью и непосредственностью.
Для успешной работы на занятиях важна психологическая атмосфера. Для ее достижения вводятся правила поведения всех участников (учителей, учащихся, родителей) занятий:
а) внимательно слушай говорящего;
б) не критикуй собеседника, что бы он ни сказал;
в) если не хочешь говорить, то можешь помолчать;
г) относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Методический материал содержит:
- фрагменты текстов, стихов, басен. Они используются как иллюстрация
анализа жизненных ситуаций, поведения героев, в ходе группового обсуждения;
- пословицы используются для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
- высказывания героев книг полезны для формирования у ребенка собственного отношения к разным жизненным ситуациям;
- сказки (например, «Уроки фантазии» Дж. Родари и др.), задания к сказкам («А что будет, если», «Придумай разные окончания сказки» и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми собственного отношения к жизни;
- составление детьми алгоритма своих действий ( например, «Пять шагов на пути к моей цели», «Как принять решение», «Советы для тренировки уверенности в себе».
- карикатуры, рисунки, «Вредные советы» Г.Остера позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением.
Используемый материал часто не является новым для ребенка, однако новой является цель обращения к нему. Этот прием позволяет одновременно и опираться на опыт ребенка, и обогащать его «социальным знанием».
Литература (для учителя)
1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. Волгоград, 19932.
2. Баранова И.В. нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. общаться с ребенком. Как? М., 2003.
4. ЗабрамнаяС.Д., Боровик О.В.развитие ребенка в ваших руках. М.,2000.
5. Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятия детьми мл. и ср. возраста. М., 2005.
6. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. М., 2002.
7. Учимся общаться с ребпенком / Под редакцией В.А.Петровского М.,1993.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М., 2000.
9. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
Литература (для учащихся)
1. Легенда «Одинокая звезда.»
2. А.Неелова «Воробьи»
3. Родари Дж. Уроки фантазии. М.,2003
4. Родионов В.Я. Я и все-все-все. Ярославль, 2002
Заголовок 215