Статья Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — 3 уровня
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» № 20 «Сказка»
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ – 3 УРОВНЯ.
Халиулина О. В., учитель – логопед
г. Ханты – МансийскИзучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов.
Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве) нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений, и оптико-кинетическая, осложненная акустическим недоразвитием). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи, а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченность элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например: и, ш, щ, ц, п, т.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются: нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений; трудности оптико-пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы. Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта. Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем с привлечением в педагогический процесс родителей детей с нарушениями речи.
Подготовительный период
1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур. Можно использовать следующие виды заданий:
назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;
найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д.), обвести или заштриховать их.
найти ошибку в изображении предмета;
распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;
геометрическое и цветовое лото;
подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;
найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;
2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. Можно предложить такие задания:
проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;
найти определенное число различий в изображении предметов;
3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.
Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец.
на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т.д.), ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течение 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;
ребенку в течение 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка.
запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10;
запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек.;
разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;
что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв).
4.Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:
Формирование ориентировок ребенка в собственном теле.
Формирование ориентировок в окружающем пространстве.
Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации.
Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.
Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:
выкладывание определенной последовательности;
определение последовательности предметов (что справа, слева);
расположить предметы в пространстве по предложенной схеме;
найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве;
найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);
сложить по образцу геометрические фигуры из деталей, постепенно увеличивая их количество;
5. Формирование временных ориентировок и представлений.
Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
Формирование знаний о последовательности времен года.
Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
Формирование знаний о последовательности месяцев года.
Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.
6. Развитие зрительно-моторной координации.
копировать фигуры и их сочетания (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);
дорисовать недостающие детали фигур с опорой на образец;
дорисовать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа напервую;
найти в ряду фигур такую же, как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка, не отрывая карандаша от бумаги;
обвести контур рисунка по точкам;
заштриховать рисунок по заданным направлениям;
провести линии карандашом от одного предмета к другому, точно попадая в цель (попади мячом и сбей палочку; пройди по узкому лабиринту, не задевая стен; попади стрелой в центр мишени, найди выход из пещеры и т. д.);
точно воспроизвести графический ряд (последовательность нескольких фигур, букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т. д.);
7. Развитие тонкокоординированных движений рук.
При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Специалисты могут использовать любой комплекс упражнений па развитие движений пальцев и кистей рук. Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивают статическую координацию - удержание кисти руки в определенной позе («Заяц», «Коза», «Гусь»). Другие упражнения формируют динамическую координацию - способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук («Ладонь - кулак», «Птичка пьет водичку», «Кошка выпускает когти»).
Основной период
1. Развитие буквенного гнозиса.
выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;
подбор зрительного образа к букве (найти предметы, зрительно напоминающие букву),
стихотворное описание графического образа буквы;
конструирование и реконструирование букв и элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);
развитие тактильного восприятия букв (обводка букв из пенопласта, дерева…);
узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв.
нахождение букв, цифр, написанных неправильно.
2. Автоматизация смешиваемых букв.
знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;
самостоятельное написание буквы (по образцу, словесной инструкции);
автоматизация изучаемой буквы в слогах;
автоматизация изучаемой буквы в словах (шарады, где изучаемая буква заменена символом);
3. Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:
1) Дифференциация графически сходных букв изолированно:
разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;
реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;
найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряд слитно;
2) Дифференциация графически сходных букв в слогах:
составить слоги из букв: в первой строчке записаны сравниваемые буквы, во второй - гласные;
выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами.
3) Дифференциация графически сходных букв в словах:
«Не перепутай ведра»: два колодца со словами, в которых пропущены смешиваемые буквы, надо ведро с написанной буквой поместить в нужный колодец;
составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами (в первом слове должна быть одна изучаемая буква, а во втором - другая).
4) Дифференциация графически сходных букв в предложениях:
найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;
вставить в предложения смешиваемые буквы;
Реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключение Л. Логопедические игры. М.: Айрис – пресс, 2013
2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997
3. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М., 1989.
4. Логопедия // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 2002
5. Лурия А. Р, Очерки психофизиологии письма. М.: АМН СССР, 1950.
6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001