Презентация самоанализ логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии ( 2 класс)
Мультимедийная презентация логопедического занятия с учащимися 3 класса по коррекции оптической дисграфии Презентация подготовлена: Безотосной Надеждой Васильевной, учителем-логопедом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа №6» Тип занятия: закрепление и обобщение изученного материалаВид занятия: групповое Форма занятия: традиционная, игровая.Количество учащихся: 5 Речевая характеристика группы учащихся 3 класса: группа детей сформирована согласно структуре речевого дефекта. Учащиеся посещают коррекционно-развивающие занятия второй год. В первый год обучения с учащимися велась работа по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза. Второй год - по коррекции акустической дисграфии с элементами на почве языкового анализа и синтеза, оптической дисграфии. Разрабатывая конспект занятия, учитывала письменные нарушения учащихся, а также их возрастные и индивидуальные особенности. Эта группа учащихся часто допускает ошибки на письме по смешению строчных кинестетически сходных букв «б» и «д».В процессе занятия осуществлялась интеграция материала с такими областями, как социализация, валеология, художественная литература. Методы: словесные, наглядно-демонстрационные, практические. Приёмы и средства: загадки, стихи, скороговорка, беседа, объяснение, показ мультимедийной презентации и иллюстраций, раздаточный материал, зрительный и тактильный контроль, рефлексия.Формы организации познавательной деятельности (ФОПД): фронтальная и индивидуальная.Оборудование на занятии: - Информационные учебно-наглядные пособия: компьютер, проектор, экран; авторская презентация к занятию, аудиозапись песни Железновой Е. к физ.минутке.- Учебно-наглядные пособия: буквы Б б, Дд; строчные буквы «б» и «д», вписанные в силуэты белки и дятла; характеристика звуков [б] и [д ]; раздаточные карточки по количеству учащихся с заданием «Найди ошибки»; индивидуальные карточки с табличками для для оценки деятельности детьми; иллюстрация сказочного героя «Буквоежки»; рабочие тетради; ручки, простые карандаши, индивидуальные зеркала; сундучок с конфетами «Белочка», смайлики грустные и весёлые, медали «Ты молодец». Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану рабочей программы (является вторым по коррекции оптической дисграфии по смешению строчных букв «б» и «д»). Занятие является продолжением коррекционно-развивающей работы по коррекции оптической дисграфии, на предыдущем занятие учащиеся упражнялись в дифференциации строчных букв «б» и «д» на уровне букв, слога, слова. Материал соответствует программе русского языка начальной школы. Согласно методическим рекомендациям Ефименковой Л.Н., Мазановой Е.В., материал изложен последовательно от простого к сложному. Предварительная работа: уточнить лексическое значение слов (долото, боровик, дубрава, любо) с помощью толкового словаря русского языка– предложена учащимся на предыдущем занятии.Образовательные ресурсы:1. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.-М.:Издательство «Гном и Д», 2007г.-88с.2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов и терминов и фразеологических выражений.-М: ООО «Издательство Оникс», 2013.-1360 с.Продолжительность занятия: 40 минут Тема: «Дифференциация строчных букв «д» и «б» в словах, предложениях и тексте». Цель: продолжать учить дифференцировать строчные буквы «б» и «д» на письме. Коррекционно-образовательные задачи: устранить оптическую дисграфию; закрепить у учащихся знания о механизме написания строчных букв «б» и «д», их графических особенностях; закрепить дифференциацию кинетически строчных сходных букв «б» и «д», в словосочетаниях, предложениях и тексте при письме и чтении, путём выработки чёткой зрительной моторной координации; закрепить умения давать характеристики звукам; формировать навыки грамотного письма и чтения; упражнять в звуковом анализе слов; уточнить, расширить и активизировать словарный запас слов. Коррекционно- развивающие задачи: развитие зрительно-пространственных представлений; развитие зрительной и двигательной памяти, произвольного внимания;совершенствование пространственно-временных ориентировок (верх - вниз), на листе бумаги; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, умение применять новые знания, развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт, развить умение применять полученные знания на практике; развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух;работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли. Коррекционно- воспитательные задачи: воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования; прививать интерес к логопедическим занятиям и воспитывать потребность в знаниях; развитие коммуникативных УУД: воспитывать умение работать в группе, воспитывать чувства взаимоотношения; формирования трудолюбия и целеустремлённости в работе. Структура занятия: 1 этап -Организационный (3 минуты): Организационный момент Объявление темы2 этап -Основная часть. Закрепление изученного материала (32 минуты):Образование и характеристика звуков «б»-«д» (2 минуты)Нахождение сходств и различий букв «б»-«д» (2 минуты) Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия (1минута) Динамическая пауза (2 минуты)Дифференциация букв «б»-«д» в словах. Игра «Вставь букву в слова и подели слова между белкой и дятлом» (3 минуты)Дифференциация букв «б»-«д» в словах «Дорисуй хвостики буквам» (3минуты)Зашифруй стрелочками буквы занятия в названиях картинок (6 минут)Дифференциация букв «б»-«д» на уровне слова «Вставь буквы и прочти скороговорку» (5 минут) Зрительная физ.минутка. Игра «Муха» (2 минуты)Работа с текстом «Найди и исправь ошибки» (6 минут)3 этап- Заключительный (5 минут): Итог занятия Рефлексия Домашнее задание !!! Условные обозначения, используемые в презентации:ДЗ – дидактическая задача этапа,ФОПД – формы организации познавательной деятельности,СУМ – содержание учебного материала,МиС – методы и средства 1 этап: Организационный момент (3минуты) ДЗ: подготовить учащихся к активной и сознательной работе на занятии, организовать их внимание на последующую работу. ФОПД: фронтальная.МиС: словесные, прослушивание стихотворения.СУМ: Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, в стихотворной форме: «Всё ль готово, всё ль на месте, Ручка, карандаш, тетрадка. Все ли правильно сидят, Все ли правильно глядят».Доброжелательная, эмоциональная интонация логопеда позволила, создать психологическую готовность учащихся заниматься в дальнейшем, общаться с логопедом, друг с другом, принять на занятие незнакомых гостей. Загадки про белку и дятла подготовили учащихся к теме занятия, выделив первые буквы в названии отгадок, учащиеся самостоятельно (со скрытой координацией педагога) сформулировали тему занятия. 2 этап: Основная часть (32 минуты) СУМ: На этапе обобщения и закрепления знаний, учащиеся закрепили умения и навыки давать характеристики звукам [б] и [д], сравнили их по общим признакам, отметили сходство и различие звуков друг от друга (по месту образования), используя зрительный (с помощью индивидуальных зеркал) и тактильный (ощущения тыльной стороной руки вибрацию голосовых связок) контроль. Учащиеся отметили сходство и различие написание строчных букв. Закрепили знания о механизме написания строчных букв «б» и «д», их графических особенностях. Написали буквы занятия Дд, Бб в рабочих тетрадях. Соотнесли и закрепили дифференциацию кинетически строчных букв занятия с символами [б]- белка, хвостик вверху, [д]- дятел- хвостик внизу. Использование в этих упражнениях несколько анализаторов- зрительный, слуховой и тактильный, позволило соотнести зрительное восприятие букв с артикуляцией с опорой на фонематический слух. ДЗ: актуализация знаний и установление осознанности усвоения ранее полученных умений и навыков.ФОПД: фронтальная. МиС: наглядные, словесные, практические, мультимедийная презентация ( слайд с силуэтами белки и дятла, вписанными в них строчными буквами «б» и «д».; слайд с характеристикой звуков [б] и [д]), зрительный и тактильный контроль. 2 этап: Основная часть. Динамическая пауза. ФОПД: фронтальная. МиС: практические, аудиозапись со словами Железновой Е. «Головами покиваем».СУМ: Выполнение динамической паузы под музыкальное сопровождение со словами позволило снять напряжение в мышцах рук и тела, что позволило повысить работоспособность детей. 2 этап: Основная часть (продолжение) ФОПД: фронтальная, индивидуальная. МиС: практические, наглядные, мультимедийная презентация. СУМ: Проблемно-игровая деятельность в задание «Вставь букву в слова и подели их между белкой и дятлом» позволила закрепить полученные знания на предыдущем занятии, а также письменное задание «Дорисуй хвостики буквам», выработать чёткую зрительную моторную координацию в написании строчных букв «б» и «д» в словах. Выполнив самостоятельно задание в рабочих тетрадях, дети проверили свою работу с работой выполненной на слайде. 2 этап: Основная часть (продолжение) ФОПД: фронтальная, индивидуальная. МиС: наглядные, практические, иллюстративные, словесные, мультимедийная презентация. СУМ: Задание зашифруй стрелочками буквы занятия в названиях картинок, позволило закрепить у учащихся письмо строчных букв сходных кинестетически на примере символов стрелочкой вверх – буква б, стрелочкой вниз буква д. Определение место буквы в начале, в середине или в конце слова, способствовало развитию звукового анализа и синтеза слов, усвоению учащимися грамотного навыка письма. 2 этап: Основная часть (продолжение) ФОПД: фронтальная, индивидуальная. МиС: словесные, практические, наглядные, иллюстративные, мультимедийная презентация. СУМ: При выполнение устного задания на уровне предложения «Вставь буквы занятия в скороговорку и прочитай вслух», каждый учащийся произнёс скороговорку три раза, что способствовало развитию их дикции, чёткого звукопроизношение в устной речи.Ходит Люба возле дуба,Любо нам смотреть на Любу. 2 этап: Основная часть. Зрительная гимнастика. ФОПД: фронтальная.МиС: словесные, наглядные, мультимедийная презентация. СУМ: Продолжая работать над темой занятия, дети выполнили зрительную гимнастику во время игры «Муха». Учащиеся внимательно следили за движениями Мухи по таблице на слайде, что способствовало развитию зрительного внимания, зрительно-моторной координации. 2 этап: Основная часть (продолжение) ФОПД: индивидуальная, фронтальная.МиС: словесные, практические, наглядные, мультимедийная презентация. СУМ: Письменное задание на индивидуальных карточках «Исправь ошибки в тексте», способствовало закреплению ранее полученных знаний и навыков в различении строчных букв «б» и «д» на письме. Сначала учащиеся самостоятельно исправляли ошибки простым карандашом, затем совместно по цепочке читали свои исправленные предложения в тексте. Затем повторно соотнесли свою работу с работой выполненной на слайде. 3 этап -Заключительная часть (5 минут) ДЗ: подведение итога занятия, формулирование выводов по занятию, оценивание работы учащихся, сообщение домашнего задания и разъяснение методики выполнения.ФОПД: фронтальная. МиС: наглядные, словесные, практические.СУМ:Итог занятия. Задавая детям вопросы: «Чему сегодня учились?», «Что важно помнить про буквы «б» и «д»? Учащиеся правильно отметили сходство и различие в написание строчных букв. Каждому ребёнку дана оценка его деятельности на занятии. За активную работу все дети получили медали «Ты молодец!» и конфеты «Белочка», с напоминанием, чтобы не путали строчные буквы: у белки «б» - хвостик вверх, а дятла «д»- хвостик вниз.Домашнее задание: нарисовать дома к следующему занятию цветными карандашами или красками белку и дятла. 3 этап -Заключительная часть (продолжение) ФОПД: фронтальная .МиС: наглядные, словесные, практические. СУМ: Каждому учащемуся в конце занятия были предложены смайлики грустный или весёлый на выбор, все выбрали улыбающиеся смайлики. Это позволило сделать вывод, что у детей в конце занятия был положительно-эмоциональный настрой. Диагностический инструментарий для самооценки работы учащимися Учащиеся на индивидуальных карточках с таблицей на протяжение всего занятия после выполнения каждого задания оценивали свою работу и обводили знак, если:«+» – выполнил хорошо«-» – были допущены ошибки«х»- не справился с заданием Ф.И. ученика класс 1. Игра «Вставь букву в слова и подели слова между белкой и дятлом» «+» «-» «х» 2. «Дорисуй хвостики буквам» «+» «-» «х» 3. Зашифруй стрелочками буквы «б» и «д» в названиях картинок» «+» «-» «х» 4. «Вставь буквы в скороговорку» «+» «-» «х» 5. Игра «Муха» «+» «-» «х» 6. «Найди и исправь ошибки в тексте» «+» «-» «х» По результатам оценивания прослеживается следующий уровень Самооценка результата учебной деятельности Используя разнообразные методы, авторскую мультимедийную разработку с интересными заданиями, загадки, стихи, появление «Буквоежки», позволило росту интереса детей к занятию, положительной мотивации к выполнению заданий, что способствовало динамики и эффективности занятия, устранению ошибок на смешение строчных кинестетически сходных букв «б» и «д» на письме. Все задания были подобраны последовательно от простого к сложному. Была организована вида смены деятельности. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей, что способствовало развитию и психических функций. На протяжение всего занятия велась работа над словарным запасом детей, уточнялось лексическое значение слов таких, как долото, дубрава, боровик, подосиновик, любо.На занятии был создан благоприятный и эмоциональный фон. Обращала внимание на индивидуальные особенности детей. Побуждала к высказываниям нерешительных и стеснительных детей, создавала ситуацию успеха каждому ребёнку. Речь детей была чёткой и эмоциональной, задания все выполняли по инструкции. Использовались здоровьесберегающие методики: чередование устных заданий с письменными, зрительная гимнастика, динамическая пауза. Считаю, что поставленная цель достигнута. Планирую продолжать использовать ИКТ в работе с детьми по коррекции устной и письменной речи. Спасибо за внимание!